С рынков — на войну: Уезжайте в Карабах и не возвращайтесь

В двадцатом веке Карабах пылал факелом армяно-азербайджанской ненависти дважды. В первый раз взаимное истребление соседских народов стало финальным аккордом крушения Российской империи. Во второй — прологом к разрушению Советской. Сегодняшнюю Россию подобные аналогии должны навести на вполне конкрет

В двадцатом веке Карабах пылал факелом армяно-азербайджанской ненависти дважды. В первый раз взаимное истребление соседских народов стало финальным аккордом крушения Российской империи. Во второй — прологом к разрушению Советской. Сегодняшнюю Россию подобные аналогии должны навести на вполне конкрет

В двадцатом веке Карабах пылал факелом армяно-азербайджанской ненависти дважды. В первый раз взаимное истребление соседских народов стало финальным аккордом крушения Российской империи. Во второй — прологом к разрушению Советской. Сегодняшнюю Россию подобные аналогии должны навести на вполне конкретные мысли.

Союзники по необходимости

Жизнь учит относиться к союзам между народами, особенно неродственным, прагматично. В свое время Российская империя поддерживала армян для того, чтобы ослабить, а, возможно, и подчинить османские и персидские земли. Армяне же поддерживали Россию, поскольку она избавляла их от многовекового гнета и террора мусульманских правителей, а также давала шанс на возрождение разрушенной еще в Средние века древней армянской государственности. Когда же российские власти в конце 19 века попытались обратить армян-монофизитов в православие, а также русифицировать их, то столкнулись с резким и жестким противодействием этому с их стороны. И разумно отступили. Так что никакой народной любви, граничащей с обожанием между русскими и армянами не было, только взаимные интересы.

С большим интересом восприняли армяне события 1917 года, когда вследствие внутренних смут империя стала гибнуть, а всякий народец посчитал, что получил шанс на создание собственного национального государства. И просчитались. Потому что пришедшие к власти большевики перевернули с ног на голову как само Российское государство, так и его национальную и внешнюю политику. Так, если царские власти в деле покорения Северного Кавказа и борьбы с дикими горцами опирались на казаков, заполняя освоенные территории казачьими станицами, то новые власти, напротив, опирались на «угнетенных» горцев, с их помощью проведя «расказачивание» Северного Кавказа. Если царские власти грезили освобождением Царьграда и Святой Земли от османов, желая вернуть на трон греческого императора, то большевики, напротив, помогли младотуркам разгромить греков и, по сути, способствовали вырезанию греческого и прочего христианского населения Малой Азии. Если в осваивании Закавказья Русская Империя, как уже говорилось выше, опиралась на армян, то в деле установления советской власти они, напротив, взяли в союзники «кавказских татар» — азербайджанцев, при помощи которых покорили край, разбив армянских националистов. За что в итоге азербайджанцам был щедро подарен вышеупомянутый Нагорный Карабах.

Меняются времена, формы правления, идеологии, меняются и приоритеты.

Воевали против, философствовали «за!»

В конце восьмидесятых армяне и азербайджанцы, наплевав на единство страны, с упоением вернулись к затихшей было на несколько десятилетий собственной междоусобной вражде. С которой, по большому счету, и начался развал СССР. Боевые действия в 1977 году развернулись даже на улицах Москвы — первый политический теракт в СССР получился армянским.

Испугавшись незнакомой ситуации, напоминавшей полноценную войну, Москва открыто поддержала Баку — ну как же, Азербайджанская республика боролась за свою целостность против националистов-сепаратистов. Даже после того, как в Баку прошли кровавые армянские погромы, жертвами которых стали не только армяне, но и все попавшие в руки озверевшей, понаехавшей с жаждой крови из аулов в столицу толпы, не-азербайджанцы, включая русских.

Дело дошло до того, что части СА и внутренних войск МВД приняли участие в карательной, по сути, операции «Кольцо» по депортации из Карабаха жителей двух десятков армянских сел. Возможно, участвуя во всех этих сомнительного свойства операциях советские солдаты и милиционеры искренне полагали, что борются за единство страны. Но страна, наоборот, развалилась…

С конца девяностых, когда вторая карабахская война закончилась, в России — прямой наследнице Советского Союза — произошло некоторое переосмысление конфликта в Карабахе. Потому как на стороне Азербайджана воевали не только исламисты, которые потом с таким же рвением воевали против нас в Чечне, но и сами чеченские бандиты, включая одиозного Шамиля Басаева. Опять же как-то внезапно российскому обществу вспомнилось, что армяне еще и христиане, пусть не православные, но к русским все одно ближе, чем католики с протестантами.

В свою очередь, став независимым, Азербайджан повел настоящую, а не карикатурную — что мы видели в исполнении Минска — политику многовекторности: вроде оставался в СНГ и в то же время шел на сближение с Турцией и США, партнерствовал с НАТО, а в ОДКБ вступать не спешил. При этом собственные углеводороды, которых у страны оказалось в избытке, позволили играть собственную политическую игру на мировой арене.

Армении же с ресурсами не повезло. И она стала сближаться с Россией — а с кем ей еще, по уму, было сближаться, когда армян живущих, и, главное, неплохо живущих на российской земле чуть ли не больше, чем на земле армянской? Находясь в окружении держав (Азербайджан, Турция, Иран) к ней далеко не комплиментарных? Тем более что даже пресловутое армянское мировое лобби в лице Шер, Ким Кардашьян, Алексиса Оганяна и Евгения Петросяна не смогло добиться признания мировым сообществом действительно совершенного Турцией геноцида армян (правда, не только их).

Не ходи ты, Ванюша, к Арарату!

Так было. Но, повторимся, меняются времена, меняются и приоритеты. И вот уже к власти в Армении приходит режим, лидер которого шел на выборы под подчеркнуто антироссийскими лозунгами. Правда, заняв премьерское кресло, риторику несколько подкорректировал, но это свидетельствует лишь о том, что человек не утратил связи с реальностью, опять же посмотрев все на тех же на ближайших соседей. Однако с его воцарением русофобские акции на улицах армянских городов с требованием русским оккупантам покаяться за оккупацию и убраться вместе со своей базой перестали быть редкостью.

В свою очередь, и в самой России многоликая армянская диаспора тоже частенько проявляла себя не самым лучшим образом. Речь сейчас не идет о пошлых шутках и глупых фильмах — в конце концов, это дело вкуса. Я хочу вспомнить про дело Даши Максимовой — казанской девочки-подростка, которая летом 2011 году вышла купаться на озеро, а после был обнаружен ее растерзанный труп. Зеваки видели, как незадолго до гибели она конфликтовала с отдыхавшими рядом армянскими рабочими, которые не очень деликатно изъявили желание познакомиться с девочкой. Дальше — больше: этих рабочих поймали по горячим следам, а на одежде одного из них нашли кровь. Однако на следующий же день рабочих опустили. Следователи подозрительно быстро поверили их искренним заверениям, что кровь на одежде — их собственная, якобы они просто повздорили между собой.

Конечно, общественность возмутилась, вышла в пикеты; признаюсь, я был организатором одного из них. Помню, как звонил мне пресс-секретарь республиканского Следкома, говорил, мол, а вот если мы вам покажем настоящего убийцу, то вы откажетесь от своих обвинений? «Покажите», — отвечал я. Ни мне, ни родне Даши, ни общественности «настоящего убийцу» до сих пор не показали, а вот злополучные рабочие очень быстро слиняли домой, едва лишившись статуса подозреваемых.

Спустя годы что-то похожее случилось с военным спецназовцем Никитой Белянкиным под Москвой. Парень вступился за избиваемого армянами мужчину и был убит. А его убийца очень быстро уехал в Армению, где до сих пор находится на свободе. Из Армении, получается, выдачи нет. Потому что Армения — независимое и гордое государство.

Давайте расставим все точки над i. Нас приучили, что мы всегда должны оправдывать свою позицию. Так вот, начиная процесс оправдания, скажу, что после произошедшего с Дашей и Никитой никакой армянофобии у меня не появилось. Напротив, я очень люблю и ценю творчество Карена Шахназарова, актерскую игру Армена Джиграханяна и Сергея Газарова. И рад, что они не из тех мужчин, что тусуются по кальянным, пристают к русским девочкам и нападают толпой с ножами на русских парней. Нет у меня фобий и в отношении азербайджанцев. Хотя бы потому, что и те, и другие воевали за русский Донбасс (как, впрочем, и против него — в рядах карателей).

Но когда я увидел, как на русской земле под сурдинку карабахского конфликта эти прекрасные люди бьют друг друга, нарушают общественный порядок, делят рынки (повторюсь: расположенные на русской земле), у меня появляется только одна мысль: мужчины, у вас есть прекрасный шанс проявить себя и выказать удаль молодецкую! Вперед, защищайте свою Родину, рубите многовековые гордиевы узлы и… не возвращайтесь. А зачем? Ваш конфликт, предвижу, 2020 годом не ограничится, а, значит, всегда будет, чем занять себя. А тут вас персики с помидорами испортят, поверьте мне на слово.

При этом русским солдатам в Закавказье делать нечего, даже в рамках ОДКБ. Во-первых, потому что Армения не зовет. А, во-вторых, потому что и Азербайджан, даже стремительно уплывающий в сторону Турции, не может быть стопроцентно чужим, при том что он уже давно не свой.

Это ведь самостоятельные государства? С самостоятельной политикой? Которые за эту свою самостоятельность бьются уже десятилетия, не жалея целостности России? Пусть разбираются сами.

Нам не нужно, чтобы русских солдат снова назвали оккупантами. Россия должна приложить все усилия, чтобы разнять дерущихся, пока те не поубивали друг друга совсем, но исключительно дипломатическими методами. Не зря же глава нашей дипломатии, как говорят длинные языки, имеет некое отношение к фамилии Калантарян. А, следовательно, понимает обстановку в регионе, хотя бы на генетическом уровне. Ни Баку, ни Ереван, кстати, до сих пор так и не признали Крым российским…

И еще об одном хочется попросить официальную Москву. Как бахвалился министр обороны Азербайджана, турецкие беспилотники азербайджанских вооруженных сил весьма эффективно отбомбились по армянским ПВО. Известно, что такие же беспилотники Турция поставила для нужд ВСУ. Чтобы, значит, сподручнее было корпуса народной милиции ЛДНР бомбить. Русских защитников Донбасса. А Россия, в свою очередь, поставила Турции С400. Кто-то скажет: «Ну и что такого? Просто бизнес». Да вот хочется, чтобы для России на первом плане был все-таки не бизнес, а то не ровен час собственное же оружие начнет стрелять не только в горах Карабаха, но и по городам России.

Алексей Топоров

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров