Сборная Палестины по войне с Израилем. Атлас-путеводитель в мире группировок Газы

Информационное освещение войны в Газе при упоминании противостоящих армии Израиля сил зачастую концентрируется лишь на ХАМАС. Однако вместе с ним плечом к плечу сражаются представители еще нескольких палестинских группировок – меньших по численности, но отнюдь не по важности. Они являются т.н. "военными" (боевыми) крыльями очень разных по своему идеологическому наполнению и военно-политическим ТТХ палестинских организаций. Но сумели отложить в сторону свои межвидовые разногласия, объединившись перед лицом общего врага.

Информационное освещение войны в Газе при упоминании противостоящих армии Израиля сил зачастую концентрируется лишь на ХАМАС. Однако вместе с ним плечом к плечу сражаются представители еще нескольких палестинских группировок – меньших по численности, но отнюдь не по важности. Они являются т.н. "военными" (боевыми) крыльями очень разных по своему идеологическому наполнению и военно-политическим ТТХ палестинских организаций. Но сумели отложить в сторону свои межвидовые разногласия, объединившись перед лицом общего врага.

ХАМАС

Рожденный в огне первой интифады (1987-1993 гг.), ХАМАС – безусловный лидер и настоящий царь палестинских джунглей. Настолько, что другими группировками его положение не оспаривается. Название организации – это одновременно и арабская аббревиатура "Движение исламского сопротивления", и арабское слово, означающее "усердие, воодушевление, рвение". И это название полностью оправдало себя тем энтузиазмом, с которым организация принялась с момента своего основания воевать с Израилем. Интересно еще и то, что слово "джихад" также переводится с арабского, как "усердие". При этом восьмая статья уставного документа, Хартии ХАМАС, возвещает базовые принципы организации:

"Аллах - его цель, Пророк - образец, Коран - его конституция, джихад - его путь, а смерть во имя Аллаха - самое возвышенное из его желаний".

Для боевой работы ХАМАС, являющийся к тому же политической партией, использует "Бригады Изз ад-Дин Аль-Кассам" - набор из многочисленных военизированных отрядов. Это название хорошо иллюстрирует стремление организации показать себя преемником традиций вооруженного палестинского арабского сопротивления. Ведь наименование боевого крыла восходит к человеку, заложившего фундамент военной борьбы палестинцев в 1930-е годы, основателя партизанской организации "Черная рука" - по сути "дедушки" современных группировок Палестины. Тяжело раненый в бою с английскими оккупантами, Аль-Кассам перед смертью успел лишь сказать: "Это джихад до победы или мученичества", - слова, ставшие манифестом современных продолжателей его дела.

Будучи с одной стороны политическим движением, а с другой действуя вооруженным способом, ХАМАС последовательно и поступательно развивался, пройдя за почти 36 лет существования путь от небольшой организации национал-религиозных маргиналов до массового движения, организовавшего атаку, по масштабу сопоставимую с атакой 11 сентября 2001 г. При этом, в отличие от запрещенного в России заказчика теракта 20-летней давности, ХАМАС отнюдь не является изгоем международных отношений: с ее представителями активно и в официальном поле взаимодействуют Россия, Турция, Иран, Катар и другие государства. Это особо подчеркивало до недавних пор ее политическую гибкость при очень твердой идеологической составляющей: стремлении создать независимое палестинское государство.

Сильными сторонами организации является массовость (самая многочисленная палестинская группировка и одна из самых многочисленных исламистских группировок в принципе) и умение создавать идеологические тренды вкупе с прекрасной работой медиагруппировки. И на сегодня она вышла за рамки просто большого военно-религиозного объединения или даже политического движения. Это полноценный системообразующий элемент – в том смысле, что есть группировки, представляющие собой только часть системы, а ХАМАС способен создавать свою собственную, серьезно влияя при этом на международные отношения в мире.

"Палестинский исламский джихад"

Представляет собой "старшего брата" ХАМАС, появившись на несколько лет раньше и от общей "матери" - запрещенной в России организации "Братья-мусульмане"*. Как и положено старшему брату, более спокойный, рассудительный и старающийся помогать младшему, но избегая лишней опеки. Обычно ХАМАС и ИД проводят военные операции вместе, при этом зачинателем традиционно выступает "младший", и позже на помощь приходит "старший".

"Исламский джихад" в словах его основателя и первого руководителя Фатхи Шакаки – это "точка пересечения между национализмом и исламизмом", своеобразная граница и одновременно пункт сборки двух отличных друг от друга моделей видения мира:

"Мы должны были решить этот проблемный вопрос, провести границу между националистами и исламистами. Мы говорили об исламе, Палестине и джихаде. Ислам был бы идеей, с которой мы начали бы, Палестина - целью освобождения, а джихад был бы методом", – так описывал основатель ИД политическое кредо организации.

В отличие от ХАМАС, "Исламский джихад" делал ставку не на массовость группировки, а на эффект от проведенных операций. Говоря в общем, именно отличия от своего "младшего брата" больше всего дают ИД точные характеристики. Главная из них – это концентрация именно на вооруженной борьбе с Израилем (вооруженное крыло ИД называется "Сарайа Аль-Кудс") и самоустранение от политической деятельности. Проще говоря, если ХАМАС – это "джихад для продвинутых", то его собрат – это "джихад для начинающих".

"Народный фронт освобождения Палестины"

В отличие от двух предыдущих, группировка располагается на другом краю идеологического и военно-политического спектра воюющей Палестины. Является подлинным патриархом (основана в 1967 г.) среди всех ныне действующих палестинских группировок. Если "Черная рука" Изз ад-Дин Аль-Кассама (см. выше) – "дедушка", то НФОП – это "отец" палестинского вооруженного сопротивления. За более чем полвека своего существования НФОП набралась серьезного опыта в различных формах войны с Израилем. Например, группировка на заре своего становления была пионером в области угона самолетов за треть века до Аль-Каиды*.

Долгое время образовывали вместе с ФАТХ Ясира Арафата Организацию освобождения Палестины, будучи при этом в жесткой оппозиции к нему. При этом они действовали и продолжают действовать сегодня на идеологической платформе учения, которое казалось еще вчера отправленным на свалку истории, но по-прежнему всесильно, потому что верно: марксизм-ленинизм. Сегодня Палестина красная не только от пролитой крови, но и потому что над ней алеют флаги "Народного фронта освобождения Палестины". Джордж Хабаш, основатель Фронта, говорил: "На костях и черепах наших мучеников мы строим мост к свободе". В наши дни занятый ударными темпами этим строительством в Газе боевой отряд "НФОП" "Бригады мученика Али Абу Мустафы" назван в честь одного из таких строителей светлого будущего Палестины.

"Народный фронт освобождения Палестины - Главное командование"

В биологии деление клеток является базовым процессом развития жизни на Земле. Во "Вселенной" палестинского вооруженного сопротивления произошла аналогичная ситуация: базовая "клетка" НФОП породила две родственные марксистско-ленинские "красные клетки"- группировки НФОП-ГК и "Демократический фронт Освобождения Палестины".

Первая из них сразу сконцентрировалась на вооруженных средствах борьбы.

Группировка предлагала дать винтовку каждому желающему и ресурсы для начертания практикой, а не теорией борьбы за палестинское дело и проверить алгеброй настоящего боя гармонию духа, не стесняясь в средствах. За бойцами НФОП-ГК числятся множественные нападения на Ближнем Востоке и в Европе, угнанные и даже взорванные самолеты. Фактически были первыми (еще в 1974 г.), кто использовал в своих атаках т.н. смертников.

Стали первопроходцами палестинского партизанского воздухоплавания, направляя свои в прямом смысле летучие ударные отряды грозных альбатросов Палестины через границу Ливана и Израиля на дельтапланах и воздушных шарах. Железная дисциплина и отсутствие моральных границ при борьбе с врагами снискала группировке славу наиболее боеспособной. Перефразируя цитату из "Острова сокровищ", одни боялись Ясира Арафата, другие Джорджа Хабаша, а НФОП-ГК боялись все. В ноябре 2023 г. ее военное крыло "Бригады мученика Джихада Джибриля" снова ведет войну с израильской армией на улицах Газы.

"Демократический фронт освобождения Палестины"

В сборной Палестины по войне с Израилем ДФОП – это фланговый атакующий полузащитник, стремительно несущийся по краю и отдающий голевой пас нападающим. Изображенная на красном флаге этой группировки звезда символизирует положение группировки в команде палестинских отрядов. Яркой путеводной звездой она светит соратникам и алой пентаграммой врагам. Группировка, возникшая еще в конце 60-х гг. XX в., сегодня заставляет восхищаться ее тонким мастерством ассистента для основных и более крупных фракций воюющей Палестины. ДФОП, а конкретнее ее военного представителя на поле боя "Отряды народного сопротивления" (они же "Силы мученика Омара Аль-Кассама"), отличает искусство заявить о себе боевой поддержкой в нужное время и в нужном месте.

"Дорога легче, когда встретится добрый попутчик"

– говаривал один киногерой советской киноклассики. Эта мудрость в полной мере отвечает и реалиям палестино-израильской битвы взаимной озверевшей ненависти, с каждым днем шагающей все дальше в горизонт событий. Поэтому нейтральных там просто нет, и все, кто может, присоединяются к каравану группировок Палестины на пути к борьбе за ее свободу.

"Комитеты народного сопротивления"

Рожденные в начале "нулевых", во времена второй интифады, являются настоящими "зуммерами" палестинского вооруженного сопротивления. Сформированы были бывшими членами ФАТХ (заклятыми друзьями ХАМАС), разочаровавшимися в своей предыдущей организации и сделавшие выбор в пользу вооруженной борьбы. Накануне атаки 7 октября 2023 г. КНС занимали почетное третье место по мощи в Газе после ХАМАС и "Исламского джихада". Эмблема боевого отряда "Комитетов" "Бригад аль-Насира Салах ад-Дина" изображает всадника на коне с поднятым мечом в одной руке и черным флагом с шахадой в другой. Глядя на нее, на ум снова приходят слова уже упомянутого выше персонажа советской киноклассики: " Я долго ждал, а потом Бог сказал: садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный". Именно так и поступили те, кому в условиях нынешней войны в Газе уже нечего терять, - они сели в седло мужества и сомкнутыми рядами вышли на дорогу войны.

Ведь все, что их не убивает, делает их сильнее.

"Бригады мучеников Аль-Аксы"

Сложно и даже, откровенно говоря, невозможно описать словами то поистине фундаментальное значение, которое имеет мечеть Аль-Акса в исламе. Она и город Кудс (Иерусалим) – это вторые после Мекки священные места самой быстро растущей религии мира. Поэтому название операции "Шторм Аль-Аксы" было выбрано очень удачно. Ведь один из хадисов Пророка Мухаммада (с.а.в.с.) прямо говорит:

"Одна группа из моей уммы будет продолжать сражаться за истину, побеждая тех, кто будет нападать на них. И не причинят им вреда те, кто будет нападать на них…" У него спросили: "О, посланник Аллаха, где они будут?" Он ответил: "В Байт аль-Макдисе (Иерусалиме)".

Поэтому участники группировки "Мученики Аль-Аксы" уже по умолчанию в базовых своих настройках не могут не занимать особое место в "Зале Славы" палестинского сопротивления. С самого своего появления в начале ХХI в. "Мученики" заявили о себе непримиримостью к врагам. В их мире нет переключений скорости, т.к. они знают лишь непрерывное движение вперед, являясь в своей области последними романтиками. Чем больше логика обстоятельств опрокидывает логику намерений в палестино-израильском конфликте, тем больше обретает силу эта группировка, сотканная из энергии и характеров, - группировка подвигов, а не умеренности.

"Движение палестинских моджахедов"

Появившиеся изначально как одна из фракций "Мучеников Аль-Аксы" и затем ставшие самостоятельным движением, сегодня ДПМ и его военное оформление в виде "Бригады моджахедов" на уровне лозунгов и практики стараются быть еще большими исламистами, чем их материнская организация. И настолько преуспели в этом, что не так давно пополнили черный список особо опасных мировых террористов по версии Госдепартамента США. И когда разразился "Потоп Аль-Аксы", "Моджахеды" стали одним из ее потоков, в числе первых объявив о присоединении к операции. Они сегодня олицетворяют слова самого, наверное, известного солдата палестинской войны неарабского происхождения Ильича Рамиреса Санчеса, более известного в массовой культуре как Карлос Шакал: "Нет такой цели, которая была бы неуязвима для тех, кто готов на любые жертвы".

Экранизации историй всех перечисленных группировок хватит с лихвой, чтобы навсегда разорить вчистую Голливуд и Болливуд. Слишком долго отчаянные и неисправимые, юные и мятежные участники палестинских группировок были беспризорниками мировой геополитики, и сегодня они вышли из ее безнадежных, замусоренных ложью и брезгливостью подворотен. Различия в их возрасте и опыте, целях и средствах выглядят совсем не важными на фоне общего смысла лозунгов, например, ХАМАС "Это джихад до победы или мученичества" и "На костях наших мучеников мы строим мост к свободе" у НФОП.

Потому что идея всегда была, есть и будет самым живучим и заразным "вирусом" из всех возможных.

 

 

Новости партнеров