Сергей Чепик: Битва за Донбасс
(фото: 80-лет Донецко-Криворожской Республики, г. Донецк 09.02.1998 год) Двадцать четыре года назад на Референдуме 27 марта 1994 года Донбасс предпринял третью попытку в ХХ веке зафиксировать свою идентичность. Первая – Донецко-Криворожская Республика (1918г.). Вторая – создание и разгром Донецкого
(фото: 80-лет Донецко-Криворожской Республики, г. Донецк 09.02.1998 год)
Двадцать четыре года назад на Референдуме 27 марта 1994 года Донбасс предпринял третью попытку в ХХ веке зафиксировать свою идентичность.
Первая – Донецко-Криворожская Республика (1918г.). Вторая – создание и разгром Донецкого Совнархоза во времена правления Никиты Хрущёва (1957-1965гг.).
Более десяти тысяч подписей собрали инициативные группы Интердвижения в поддержку конституционной инициативы и народного волеизъявления жителей Донбасса. Эти подписи, переданные в областные советы, стали определяющим аргументом для донецких и луганских депутатов при назначении референдумов на 27 марта 1994 года в Донецкой и Луганской областях. Референдумы состоялись уже в новых исторических реалиях.
(фото: Чёрно-сине-красное знамя на горе Артёма, г. Святогорск 24.08.1999 год)
Три года назад на обломках, разрушенного в декабре 1991 года СССР, неожиданно образовалась украинская государственность. В этот раз народ Донбасса спросили: 1.«Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила федеративно-земельное устройство Украины?». 2.«Согласны ли вы с тем, чтобы Конституция Украины закрепила функционирование русского языка в качестве государственного языка Украины наряду с государственным украинским языком?».
3.«Согласны ли вы с тем, чтобы на территории Донецкой (Луганской) области языком работы, делопроизводства и документации, а также образования и науки был русский язык наряду с украинским?». 4.«Вы за подписание Устава СНГ, полноправное участие Украины в экономическом союзе, в межпарламентской ассамблее государств СНГ?».
На все вопросы от 80 до 90% жителей Донбасса ответили «ДА».
Это донецкое «ДА» в киевских кабинетах вызвало шок, страх и ужас. Испуг был настолько сильным, что украинская власть более двадцати лет методично уничтожает документы, материальные свидетельства и даже саму память о Донбасском плебисците.
Результаты референдума были опубликованы в газетах «Донбасс» и «Жизнь Луганска». Эти номера газет почти полностью изъяты из библиотечных фондов. Официальных данных о референдумах в открытых источниках нет.
В ответ на официальный запрос членов Интердвижения, в марте 2005 года Государственный архив Донецкой области, сообщил, что «протоколы областной комиссии по совещательному опросу граждан … о результатах подсчёта голосов при проведении совещательного опроса (консультативного референдума) граждан за 1994 год на хранение в государственный архив Донецкой области не поступали».
Рождение сильного Донбасса не вписывалось в планы новой элиты о построении этнически однородной, антироссийской Украины.
Зодчие украинской мечты делали всё, чтобы Донбасс забыл, что он русский. В философском фолианте (580 страниц текста), названом «Украина — не Россия», второй украинский президент Леонид Кучма Донецко-Криворожской Республике уделил ОДНУ строку. Историю нашего края, он прописал, как историю колонизации Украиной «Дикого поля».
Через 10 лет, в 2004 году, Донецкий областной совет заявил о желании Донбасса провести референдум, о федеративно-земельном устройстве Украины и придании русскому языку государственного статуса. И вновь, вариант разрешения кризиса идентичности при помощи демократической процедуры референдума прозападные элиты Украины отвергли.
11мая 2014 года жители Донбасса на референдуме проголосовал за создание Донецкой и Луганской Народных Республик. Киев ответил войсковой операцией, бомбёжками и артиллерийскими обстрелами городов.
Интердвижение иначе представляло будущее Донбасса, но предупреждало и о возможности горячей фазы войны. В 1992–1993 годах проводились жаркие дискуссии о недолговечности проекта государственной независимости Украины. Позднее, боролись за переустройство Украины, с помощью демократических референдумов, из унитарного государства в некое подобие восточно-европейской Швейцарии, Бельгии или Голландии.
К сожалению, за последние два десятилетия институты гражданского общества, в его западном исполнении, вместо народовластия «переоделись» в гибридную войну. Это — наш главный урок демократии прошедших лет.
В европейских Нидерландах законы о проведении народных плебисцитов отменены демократически избранным парламентом страны. За проведение референдума в Каталонии, депутатов регионального парламента демократическое испанское правительство бросает в тюрьмы. В странах Европейского Союза, сегодня так обходиться с волеизъявлением своих граждан это норма.
Нормальным для европейских политиков является и простая фиксация сотрудниками миссии ОБСЕ миномётных обстрелов вооружёнными силами Украины непокорных донецких и луганских городов. Артбстрелы — наказание всех жителей Донбасса за демократически проведённый Референдум о самостоятельности. Референдум в сегодняшней, нацистской Украине, — уголовное преступление.
Современной украинской действительностью стала Концепция Председателя Интердвижения Дмитрия Корнилова о конфликте двух украин: русско-малороссийской и антироссийско-самостийнической. Этот духовно-метафизический конфликт длится столетиями. Самостийники побеждают в тактических битвах, но стратегически они всегда одерживают поражение.
У каждой из сторон конфликта своя история, своя вера, свои герои. И нет случайности в том, что 19 октября 2014 года, в день рождения Дмитрия, ушедшего в лучший мир почти полтора десятилетия назад, Донецкая Народная Республика первый раз праздновала День государственного флага.