Сергей Черняховский: Предлагая вычеркнуть Донбасс, Киев желает укрепить центральную власть

Глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов в среду, 24 марта, предложил исключить термин «Донбасс» из общего оборота. Чиновник выразил мнение, что Донбасс стал нарративом, который «активно использует страна-агрессор Россия» в своих высказываниях. Невзирая на исто

Глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов в среду, 24 марта, предложил исключить термин «Донбасс» из общего оборота. Чиновник выразил мнение, что Донбасс стал нарративом, который «активно использует страна-агрессор Россия» в своих высказываниях. Невзирая на исто

Глава Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов в среду, 24 марта, предложил исключить термин «Донбасс» из общего оборота.

Чиновник выразил мнение, что Донбасс стал нарративом, который «активно использует страна-агрессор Россия» в своих высказываниях. Невзирая на историческое прошлое и то, что как минимум первые лица государства активно используют именно это название региона в своих тезисах, Данилов всерьёз призвал отойти от этой практики.

В беседе с ИА «Новороссия» доктор политических наук, политолог и публицист Сергей Черняховский высказал мнение, что вопрос регионализации для Украины является серьёзной проблемой. Центральная власть прикладывает максимальные усилия для того, чтобы регионы не получали полномочия, а потому, следуя этой логике, вслед за Донбассом следует отказаться от Галиции, Слобожанщины и так далее.

«Много есть названий, не совпадающих с административными названиями. Есть, например, в России географическая зона Северный Кавказ. Это не просто взято по атласу, а имеются в виду люди, населяющие Северный Кавказ или просто Кавказ. Есть понятие «сибиряки», хотя Сибирской области нет. Есть вполне естественная нормальная порядковость административного названия какой-то территории и её цельное историческое наименование.

Данилов хочет перевести Донбасс в сугубо административное название, что, кстати, для него и его власти было бы не совсем выгодно. В таком случае нужно говорить не «Донбасс», а Донецкая и Луганская области — тогда их нужно рассматривать как цельное образование. В этом случае подрывается понимание самостоятельности этих административных образований. Они не хотят этого делать.

В принципе, это такие административно-терминологические игры, имеющие малое значение, но, очевидно, с точки зрения тех, кто это делает, они рассчитаны на недопущение идентификации подобного рода. С этой точки зрения и название «Галичина» для них опасно, потому что идентификация галицийская их власти угрожает. И мы ещё не до конца отдаём себе отчёт в том, что в целом западенство больше не любит Польшу, нежели Россию. Они неоднократно при определённом подходе поддерживали Россию в борьбе против польских националистов. В целом действующая украинская власть опасается регионализации. Потому нужно запрещать и Галичину, и Слобожанщину, а вместо этого обходиться лишь теми административными названиями, которые существуют. Это отвечает в целом их попытке самоидентифицировать украинцев по административной данности после 1991 года с отсечением предыдущей исторической данности», — заявил собеседник ИА «Новороссия».

Подобное заявление Данилова звучит нелепо как минимум в силу отсутствия понятных инструментов для его реализации, СНБО просто занимается имитацией какой-то деятельности, отметил Черняховский.

«Что значит запретить употребление слова «Донбасс»? Сказать, что за употребление «Донбасса» (или Галичины) будет даваться срок, равно как и провозгласить это сотрудничеством с агрессором, означает выставить себя в смешном свете. Нельзя запретить то, чего нет.

Официально юридически зарегистрированных территорий Донбасса и Галичины нет. Поэтому их и запретить нельзя — это просто языковые формы. Есть, например, категория «Подмосковье». Юридически административно её нет — есть Московская область. Точно так же есть историческое понятие Поднепровья, есть также понятие Малороссии (которое они, естественно, будут отрицать в силу негативного восприятия). Но в случае с Поднепровьем его бы сложно было отрицать, но, с другой стороны, это снова региональное выделение. Чем-то СНБО заниматься нужно, вот они и ведут такую деятельность», — отметил эксперт.

Конечно, есть ещё и весомая историческая подоплёка этого вопроса. Нынешняя территория Украины представляет собой как минимум четыре искусственно объединённые территории со своей историей, народом и ментальностью. Поэтому даже при большом желании нельзя назвать Донбасс украинским — ещё век назад его территории входили в состав субъекта Российской империи, потом была Донецко-Криворожская Республика, а своё развитие регион получил в период нахождения в Советской России, хоть и формально находился в составе УССР.

«Украина пытается вычеркнуть всё, что ей не нравится. Кстати, тогда, кроме Донецко-Криворожской Республики, была ещё и Одесская Республика, которая, по сути, совпадает с Новороссией. ДКР же — это скорее историческая область Войска Донского, как и многие другие регионы. Киеву страшно об этом говорить, чтобы не разделиться. Там, где появляется название, там появляется и соответствующее ему самоосмысление», — резюмировал Сергей Черняховский.

 Подготовил: Иван Солдатов

Новости партнеров