Сергей Черняховский: Путин оставляет шанс Зеленскому проявить себя

Президент России Владимир Путин провел встречу в Париже со своим французским коллегой Эмманулем Макроном. В ходе саммита затрагивалась тема Украины. Среди обсуждаемых вопросов было предоставление Донбассу особого статуса, а также всеобщая амнистия ополченцев, сообщает пресс-служба Кремля. В беседе

Президент России Владимир Путин провел встречу в Париже со своим французским коллегой Эмманулем Макроном. В ходе саммита затрагивалась тема Украины. Среди обсуждаемых вопросов было предоставление Донбассу особого статуса, а также всеобщая амнистия ополченцев, сообщает пресс-служба Кремля. В беседе с Макроном Путин отметил, что уже общался с новоизбранным украинским президентом и даже высказался об «осторожном оптимизме», имея ввиду текущие процессы на Украине.

Путин, говоря об «осторожном оптимизме» в отношении Зеленского, оставляет шанс руководству Украины проявить себя. Такое мнение в беседе с ИА Новороссия высказал доктор политических наук, политолог и публицист Сергей Черняховский. Исполнять Минские соглашения – единственный возможный вариант для Украины, если она желает возвратить Донбасс. Предстоящая встреча в «нормандском формате» может помочь сдвинуться ситуации с тупика, который мы сейчас наблюдаем.

«Реальных изменений нет, есть некие противоречивые послания, которые сопровождаются другими противоречивыми посланиями. Можно их списывать на то, что Зеленский вынужден лавировать в этих условиях. В этом смысле — да, об очень осторожном оптимизме говорить можно.

Идут некие разговоры о мире, о готовности действовать, вырабатывать планы урегулирования. Некие посылы происходят: несущественное разведение войск, восстановление моста у Станицы Луганской. Таких моментов при Порошенко не могло быть. Лично у меня оптимизм более сдержанный, чем у Владимира Путина. Но, естественно, он должен оставлять шансы руководству Украины  изменить ситуацию, если оно захочет это сделать. Поэтому речь идёт об «осторожном оптимизме».

Очередная встреча в «нормандском формате» возможна. Правда, неоднократно при всех словах о соблюдении Минского формата лидеры уже говорили, что отдельные пункты соглашений они соблюдать не будут. Закон об особом статусе, амнистии и т.д. Иронии по этому поводу в комментариях хватает. Объективно у руководства Украины, если оно желает мира и сохранения Донбасса в своём составе, нет другого выхода, как исполнение Минских соглашений», высказал свое мнение эксперт.

Украина не готова предоставить Донбассу особый статус, – продолжает политолог. – Власти страны опасаются последующих за федерализацией Украины процессов: другие регионы тоже захотят независимости, и тогда ситуация выйдет из под контроля окончательно.

«Тут дело вот в чём: как только особый статус предоставят Донбассу, его потребует ряд других областей. Нужно брать курс на формат нейтрального и конфедеративного государства – это самое правильное, что можно сделать. Может быть, даже Украина и предоставила особый статус Донбассу, но что потом делать с западной частью страны? Причём, понятно, что особый статус отдельно потребует Львов, отдельно Закарпатье: вместе они не захотят быть в одном субъекте — это разная историко-культурная зона. Украина загнала себя в большой тупик. Самое умное, что украинские власти могли бы сделать – признать независимость республик Донбасса и оформить некий вид национального государства (унитарного в новых границах).

Для этого нужен радикальный националист, который откажется от Донбасса и Крыма и скажет, что нам эти «москальские земли» не нужны – ему сложно будет предъявлять претензии. Это как в Америке: чтобы победить негритянскую преступность, нужен темнокожий президент (другого будут упрекать в расизме). Мы говорим о том, на что готов пойти Киев в рамках Минских соглашений. А вот на что пойдёт Донецк и Луганск? Они что согласятся быть в государстве, которое стремится в НАТО, запрещает русский язык и вместе с бандеровцами?», подчеркнул публицист.

Для возвращения Донбасса Украине нужно создать ему комфортные условия: осудить военных преступников, отказаться от курса на вступление в НАТО и запретить бандеровскую идеологию, – считает Сергей Черняховский. – Другим способом решить конфликт мирным путём не представляется возможным.

«По моим наблюдениям, чтобы Донбасс был в составе Украины надо решать следующие задачи: денацификация, федерализиция Украины, отказ от вступления в НАТО и вхождение в единое союзное государство в союзе с Россией. При полной суверенности, но в таком формате. Республики Донбасса на другое не согласятся — им проще вообще отделиться от Украины, чем входить без таких форматов.

Денацификация Украины – это суд над военными преступниками, виселицы для виновных в такой политике и объявление бендеровской идеологии – преступной. Это тоже можно осуществить, взяв Киев. Но мы же говорим сейчас о мирно-дипломатических форматах. Поэтому сейчас не столь важно, на что пойдёт Киев, важнее, на что пойдёт Донбасс», отмечает публицист.

Украина – проблема для Европы, Америки и России – рассказывает политолог.– Западные кураторы относятся к ней как к пространству, которое доставляет беспокойство. Тем не менее, полноценно вступать в какие-то переговоры по урегулированию США и Великобритания не станут.

«США времен Обамы были заинтересованы в создании некой зоны проблем одновременно для России и Европы. С приходом Трампа несколько изменилась установка. Действующий президент США вообще желает отдать решение украинской проблемы целиком России, но, чтобы она за это заплатила чем-то. Урегулировать этот вопрос им не требуется. Трамп с этим заморачиваться не хочет – это добавит ему лишних забот.

Поэтому можно утвердительно говорить, что США не войдут в нормандский формат – им не нужно решать украинские проблемы. Потенциально понятно, что Украина могла претендовать на статус, который сейчас у Франции и Германии. Кому-то нужно, чтобы она такой была? Очевидно, что нет. А потому ситуация достаточно тупиковая. Поэтому вариантов разрешения конфликта, помимо военного, я не вижу», резюмировал эксперт.

Новости партнеров