Сергей Черняховский: Украина теряет своё значение для Европы

Глава украинской компании «Нафтогаз» Витренко заявил, что отказ России от транзита газа через украинскую территорию «фактически оставит Украину без возможности финансировать оборону». Доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ, член Академии политической науки Сергей Черняховский

Глава украинской компании «Нафтогаз» Витренко заявил, что отказ России от транзита газа через украинскую территорию «фактически оставит Украину без возможности финансировать оборону». Доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ, член Академии политической науки Сергей Черняховский, что расходы на армию – это лишь одна, причем не самая глобальная проблема Украины при таком развитии событий.

«Расходы на армию – это лишь один из моментов, которые негативно отразятся на Украине при запуске «Северного потока-2». Во-первых, украинские власти теряют большие деньги. Если бы это были государственные средства, то возможно это их меньше беспокоило, но для них пропадает возможность воровать. Во-вторых, это хороший образ, позволяющий говорить европейцам: «Если не будет достаточно средств, то мы не сможем вас защищать, а ведь у нас самая мощная армия, которая сдерживает самого страшного агрессора».

Согласие европейцев на «Северный поток-2» является политико-символическим моментом. Он подразумевает, что Украина в дальнейшем будет иметь всё меньшее и меньшее значение для Европы. И хотя европейцы обговаривают с Россией возможность сохранения транзита газа через Украину, важным остается момент, что без Киева теперь можно обойтись. У России же вполне понятная позиция с точки зрения коммерческой составляющей: если будет выгодно, мы будем поставлять газ через Украину, если нет – то какой в этом смысл?

Вопрос поставок российского газа на Украину, в принципе, всегда потрясал. Россия дотировала Украину, когда там была весьма специфическая, но относительно нормальная власть. Но ведь еще Ющенко заявил, что страны должны перейти на рыночные отношения – и это не составило труда. А сейчас возникает принципиально страшный для киевского режима момент: если не будет нужды в украинском газопроводе, то Украина потеряет возможность шантажировать Европу «трубой».

Газовая отрасль – та сфера, в которой европейцы вряд ли смогут оказывать сильное давление на Россию и как-то влиять на её решения. Во-первых, Европа свое обязательство перед Украиной выполнила – право на сохранение транзита газа у Киева осталось. Что будет дальше – исключительно забота Украины, европейцы умывают руки, так как у них будет второй «Северный поток».

Европа устала от украинского кризиса, и в этом её отличие от США. Европейцы затевали переворот на Украине, надеясь сделать её придатком и перенести на неё часть экономических издержек, от которых страдали Греция, Испания и другие государства. Но в этом были не заинтересованы американцы, которые не хотели укрепления Евросоюза. Потому в нынешнем состоянии Украина европейцам не нужна – от нее экономически уже ничего не получить. А США она все еще необходима для того, чтобы не дать усилиться Европе и постоянно держать Россию в напряжении.

По сути, что сейчас Европа говорит России? Просит выполнять свои обязательства согласно Минским соглашениям. Но какие у России могут быть обязательства? Она такой же гарант выполнения соглашений, как Германия и Франция. То есть, европейцы говорят: «Делайте, что хотите, только освободите нас от этого бардака». Но ответ России заключается в том, что именно Европа на пару с США разрушили украинскую экономику, а потому им за этот бардак и платить. В свою очередь, «трамповская» администрация США тоже не против сбросить балласт в виде Украины, но американцы желают за это что-то получить. Россию такой вариант тоже не устраивает.

В этих условиях жалко Украину и её народ. Как говорил Маркс, «нации, как и женщине, не прощается минута оплошности, когда первый встречный авантюрист может совершить над ней насилие». Здесь было коллективное изнасилование, и это историческая трагедия Украины».

Новости партнеров