Следующая станция – тупик

После избрания Дональда Трампа президентом США отношения Запада с Россией не только не вышли на новый уровень, а даже ухудшились. Существует три вопроса, по которым сотрудничество между США и Россией является жизненно важным: это разоружение, конфликты в Сирии и на Украине. Пока что диалога по ним н

После избрания Дональда Трампа президентом США отношения Запада с Россией не только не вышли на новый уровень, а даже ухудшились. Существует три вопроса, по которым сотрудничество между США и Россией является жизненно важным: это разоружение, конфликты в Сирии и на Украине. Пока что диалога по ним не получается, и в случае его отсутствия в дальнейшем – потепления отношений придётся ждать ещё долго.

Многие эксперты и учёные надеялись, что после избрания президентом США Дональда Трампа отношения страны с Россией улучшатся. До тех пор двусторонние отношения между двумя этими великими державами стремительно ухудшались, а когда Обама покидал Белый Дом, они были уже совершенно испорчены. Однако, как мы теперь понимаем, отношения эти не только не вышли на новый уровень, но стали ещё хуже.

Несмотря на все заигрывания с Путиным в «Твиттере», вразумительной стратегии для улучшения отношений с Россией у Трампа никогда не было (как нет её и у России). Учитывая все заявления, сделанные во время предвыборной гонки, тема России в кругах занятого внешней политикой вашингтонского истеблишмента окончательно стала токсичной. Любой жест, который Трамп мог бы сделать в сторону России, стали бы интерпретировать как его (незаконное) пособничество русским. «Кабинет безопасности» самого Трампа (Мэттис, Тиллерсон, МакМастер, Келли) и ещё большее число недовольных в Конгрессе немедленно наложили бы вето на любые улучшения отношений с Россией. С назначением во внутренний кабинет Помпео и Болтона ситуация стала даже ещё хуже.

Существует три области, в которых сотрудничество между США и Россией важнее всего. Во-первых, обе стороны должны вновь заключить юридические обязывающие соглашения о контроле над вооружениями.

Модернизировав свой ядерный арсенал, Россия стала готова к переговорам с целью предотвращения новой гонки вооружений. США модернизацию только начали и останавливаться не будут, хотя это и очень дорого. Россия согласится сократить стратегические наступательные вооружения лишь в том случае, если это сокращение коснётся и систем ПРО – а этого не случится. США отказываются вести переговоры по системам Быстрого глобального удара, а Россия разрабатывает свои собственные. Что касается арсенала ядерного оружия малой мощности, то в будущем году он будет лишь увеличен. Короче говоря, разоружения не предвидится.

Наиболее оптимистичный сценарий будет реализован, если в 2021 году обе стороны договорятся о продлении СНВ-III. Несмотря на то, что шаг это более чем умеренный, рассчитывать на него не стоит. Если стороны не смогут разобраться со своими разногласиями по поводу предполагаемого несоблюдения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, договор станет ещё более немыслимым.

Другим вопросом исключительной важности является политическое разрешение сирийского конфликта, давно ставшего международным. Как оказалось, эндшпиль для России в Сирии оказался сложнее, чем русские могли ожидать. Тройке России, Турции и Ирана до сих пор не удалось найти общего языка даже с умеренными боевиками. Турция – игрок, контролировать которого практически невозможно. Посему политического решения, как представляется, придётся ждать ещё долго. Все усилия США пока что кажутся направленными на то, чтобы усложнить жизнь России, переманить на свою сторону её союзников и расширить свои интересы в Сирии после уничтожения запрещенной в России террористической группировки ДАИШ*. В деле поиска политического решения США и Россия видят себя по разные стороны баррикад.

Третья область, в которой необходимо сотрудничество – это украинский кризис. США чем дальше, тем больше теснят Францию и Германию в попытке разрешить этот международный вооружённый конфликт. Минск-2 провалился, ни одна сторона своих военных обязательств не выполнила, а украинское правительство показало, что не хочет и не может выполнять также и политические обязательства Соглашения. Условия США, на которых они согласны отправить миссию в сепаратистские регионы, для российской стороны оказываются неприемлемыми. В качестве окончательного решения по Донбассу украинское правительство требует восстановления контроля над двусторонней границей с Россией. Россия же с подобным порядком действий не соглашается.

В плане этих проблем Евросоюз находится на периферии. Серьёзным игроком он не является (и в некоторых случаях никогда им и не был). Институциональный диалог с Россией был прерван в марте 2014 года, и среди стран ЕС назрел раскол по вопросу о том, что делать с Россией дальше. Тренд по-прежнему задают Франция и Германия, но некоторым странам это не нравится. Санкции, наложенные ЕС на Россию, были призваны наказать её и дать понять, что ЕС осуждает её действия в Украине. Однако основанная на жизненных интересах российская политика с тех пор так и не изменилась. Что же делать ЕС? Продолжать эту путаницу с двусторонними отношениями с Россией? Она и так продолжится. На повестке дня в ЕС – сдерживание, а не сотрудничество.

Запад в нынешней ситуации к соглашениям не склонен. Россия – тоже. Если она хочет добиться улучшений во взаимных отношениях, ей тоже придётся пойти на какие-то уступки. Непохоже, чтобы Запад решился принять Россию как есть и вести дела, как будто ничего не случилось. Какие-либо идеи или предложения для взаимного сближения со стороны России отсутствуют. Если обе стороны будут и дальше проводить политику сдерживания и отчуждения, сближения нам придётся ждать ещё долго.

 

Источник: ru.valdaiclub.com

Автор: Герхард Манготт

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров