Смерть на коленях: УПЦ между расколом и катакомбами

Захваты православных храмов, штурмы монастырей, заключение под стражу епископов, избиение и убийства священников стали обыденностью современной Украины. Почему Киев так ненавидит каноническое православие, зачем поддерживает раскольников и что может ждать Украинскую Православную Церковь в будущем?

Захваты православных храмов, штурмы монастырей, заключение под стражу епископов, избиение и убийства священников стали обыденностью современной Украины. Почему Киев так ненавидит каноническое православие, зачем поддерживает раскольников и что может ждать Украинскую Православную Церковь в будущем?

5 сентября клирик ПЦУ Виталий Матиящук с неизвестными лицами срезал замки и ворвался в Покровский храм УПЦ в Киеве. Днём ранее в Тернопольской епархии полиция оцепила здание Богоявленского женского монастыря "с целью дальнейшего выселения монахинь". Еще раньше, 3 сентября, в Закарпатье произошла попытка рейдерского захвата канонического Свято-Духовского храма УПЦ. Что характерно, даже не с попустительства, а с активного одобрения местных властей. И этот скорбный список можно продолжать очень долго. Практически каждый день происходит силовое выдавливание православных мирян, священников, монахов и епископов из храмов и монастырей Украины. Практически каждый день представители так называемой православной церкви Украины (ПЦУ), а также "активные граждане" силовыми методами захватывают канонические православные храмы и монастыри. И за этим стоит особая история.

Лавра в осаде 

Весной 2023 года мир увидел стоящую на коленях с иконой и крестом перед толпой, пришедшей штурмовать монастырь, Екатерину Ершову, прихожанку и певчую хора Киево-Печерской Лавры. "Активисты" скакали вокруг неё, как одержимые бесами, обмотавшись флагами Украины. Помогло ли это стояние на коленях? Судя по всему, не очень. Поскольку 15 августа этого года полиция Украины провела вооруженный штурм трёх корпусов Лавры и "выдавила" оттуда монахов и мирян. И на их место теперь придут раскольники из ПЦУ.

Сразу после штурма силовиков студенты и преподаватели семинарии массово перешли под юрисдикцию ПЦУ. Это был тяжелейший удар по каноническому богословскому образованию Украинской Церкви. И речь идёт о самом факте существования этого образования. 

Кроме того, тогда же, в середине августа, представители Минобороны Украины заявили, что теперь комплекс монастыря будет использоваться для "духовного восстановления украинских военнослужащих".

А уже в начале сентября у стен Лавры в рамках общего молебна стояли прихожане УПЦ, призванные архиепископом Сильвестром (Стойчевым). Последний накануне обратился ко всем неравнодушным с призывом:

"Все, кому небезразлично будущее Киевской духовной академии и семинарии, а также в целом будущее Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры – приходите на молитву!"

В это же время часть монахов и мирян УПЦ, которая вопреки всему находится в Лавре, обратились к  уполномоченному Верховной рады Украины по правам человека с рассказом о том, что они фактически живут на осадном положении и подвергаются постоянным угрозам со стороны СБУ.

Епископов не бьют, их добивают

14 июля 2023 года законный наместник Лавры митрополит Павел был арестован и отправлен в киевское СИЗО с "возможностью внесения залога в размере 33 миллионов гривен". К счастью, деньги на залог нашлись уже в начале августа, но сам судебный процесс, а инкриминируют митрополиту Павлу "разжигание ненависти на религиозной почве и публичных призывах к развязыванию вооруженного конфликта", вполне себе продолжается. В целом же, пребывание в СИЗО обошлось наместнику Лавры крайне дорого не только и не столько в плане денег, сколько в смысле здоровья: 15 августа он пережил операцию на сердце.  

Судебные разбирательства над епископами УПЦ теперь для Украины – "дежурный процесс". В начале августа этого года Винницкий городской суд вынес приговор митрополиту Тульчинскому и Брацлавскому Ионафану (Елецких) по делу о "насильственной смене конституционного строя": пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. В данный момент архиерей подал апелляцию, но, право слово, в успешности этой апелляции имеются большие сомнения.

В похожей ситуации находится и митрополит Черкасский и Каневский Феодосий (Снегирёв), который с 12-го апреля пребывает под круглосуточным домашним арестом по обвинению в "глорификации" российских участников СВО.

К слову, суд, домашний арест или даже тюремное заключение – это далеко не худшее, что может ожидать клириков УПЦ на территории нынешней Украины. Так, 10 апреля 2023 года в Черновцах неизвестным был избит епископ Ивано-Франковский Никита (Сторожук). Полиция отказалась принимать заявление потерпевшего и задерживать нападавшего.

А ранее, 16 марта 2022 года, в Житомирской области неизвестные в масках публично напали, избили и похитили архимандрита Лавра (Березовского). Его местонахождение неизвестно до сих пор.

В середине мая этого года сообщение о том, что на Украине православных священников попросту убивают, прозвучало с трибуны Совета Безопасности ООН. Озвучил его епископ Макаровский Гедеон (Харон), который подчеркнул:

"Закрываются храмы, избивают и убивают священнослужителей, оскорбляют их невозможно. Не только это, но и святыни наши оскверняются".

Но какой-то значимой реакции ООН, к сожалению, не последовало.

Готовились обстоятельно

Чтобы хотя бы отдаленно представлять себе масштаб репрессий, которые, по сути, являются кампанией по тотальному уничтожению Украинской Православной Церкви, достаточно прочитать доклад МИД России "О противоправных действиях киевского режима в отношении Украинской православной церкви (УПЦ), её священнослужителей и прихожан", опубликованный 25 июля этого года на сайте ведомства. В этом докладе приведены красноречивые факты того, что сейчас происходит с каноническим Православием на Украине. Цифры там не менее "выдающиеся". На начало марта 2023 ПЦУ захватила при посредничестве украинских властей у УПЦ около трехсот храмов. И понятно, что с тех пор число это многократно выросло.

Важно понимать, что речь в случае нынешней антиправославной кампании на Украине идет не о некоем "попустительстве властей". А об их прямой заинтересованности, вплоть до внесения отдельных законопроектов в Верховную раду. Таких, например, как проект № 8371, который предполагает "не допустить деятельность религиозных организаций, которые аффилированы с центрами влияния религиозной организации (объединения), руководящий центр (управление) которых находится за пределами Украины в государстве, осуществляющем вооружённую агрессию против Украины".

К слову, насильственное изъятие храмов и монастырей УПЦ в пользу ПЦУ происходит в рамках закона № 2673-VIII от 17 января 2019 года. Суть его в том, что местные власти могут организовать голосование "прихожан", а по факту антиправославных активистов с тем, чтобы те решили перевести тот или иной церковный приход в "нужную" религиозную юрисдикцию.   

Ну, а если нормальные, без кавычек, прихожане и настоятель с этим не согласны, тут и случается силовое столкновение с фактическим захватом храма. При молчании, а то и самом активном участии местной полиции.

Пара слов про историю вопроса

Вообще, здесь стоит сказать несколько слов про то, что вообще такое ПЦУ и почему украинские власти делают на эту структуру такую ставку. И начинать здесь нужно не с 2018-2019 года, когда эта "церковь" появилась, так сказать, официально. А с восьмидесятых и девяностых годов прошлого века. Собственно, тогда Украину в религиозном плане тоже лихорадило. Дело в том, что нынешняя ПЦУ состоит из двух частей. Первая – это так называемая УАПЦ (украинская автокефальная православная церковь), которая наследует очень неоднозначным персонажам, сотрудничавшим с фашистскими оккупантами Украины еще в сороковых годах прошлого века. И если прослеживать их "церковную традицию", то можно отметить, что они еще и "самосвяты". То есть у них не было адекватной традиции рукоположений, которая бы восходила хоть к какой-то официально признанной Церкви. Тем не менее именно УАПЦ в годы Великой Отечественной была воспринята как "своя" бандеровцами, да и до определенного момента Третьим рейхом. После победы СССР все эти "милые люди", кого не успели расстрелять, подались в Канаду, США и другие западные страны. Где и "мариновались" до конца восьмидесятых – начала девяностых годов. Ну, а после падения "железного занавеса" и прочего "парада суверенитетов" вернулись на "незалежную Украину" строить своё, уникальное, "назалежное православие".

Вторая часть нынешней ПЦУ также состоит из раскольников, которых в девяностые годы возглавил бывший канонический митрополит Филарет Денисенко. Ныне не просто изверженный из сана, а попросту анафематствованный, то есть отлученный от Церкви. Кстати, сейчас его положение в нынешней ПЦУ тоже весьма неоднозначно, но это уже совсем другая история.

Эти две группы с начала девяностых годов весьма активно действовали на Украине. И в какой-то момент украинская власть увидела в них возможность создания своей "церкви". Пусть не независимой вообще, но "независимой от Москвы". И нет, первые попытки создания этого кадавра предпринимал не Пётр Порошенко и даже не Виктор Ющенко, а еще Леонид Кучма.      

Проблема была в легитимности всех этих "альтернативных православных". Потому что ни одна из канонических Поместных Церквей этих ряженых признавать не собиралась. Но Киев с упорством, достойным лучшего применения, начал упрашивать Вселенского Патриарха, хоть что-нибудь такое "самостийное" на Украине признать. И после событий 2014 года Вселенский Патриарх Варфоломей то ли в силу давления со стороны Вашингтона, то ли в силу собственных амбиций решил вторгнуться на каноническую территорию Русской Православной Церкви (а УПЦ – это автономная, то есть максимально свободная в плане самоуправления Церковь, но все же в юрисдикции РПЦ) и 6 января 2019 года подписал "томос об автокефалии". То есть о полной независимости от РПЦ некоей новой структуры, которой и стала ПЦУ. Что в итоге породило не только церковный раскол на Украине, но и во всем православном мире. Потому что часть Поместных Церквей под давлением Вселенской Патриархии ПЦУ признали, а часть – нет. И в соответствии с этим решением теперь выстраивают отношения с Русской Православной Церковью.

Но нынешний киевский режим на все эти "духовные тонкости" плевать хотел. Поскольку создание ПЦУ было актом идеологическим и политическим. С той целью, чтобы создать "независимую от Москвы", свою, подконтрольную и хоть в какой-то, даже самой сомнительной степени, "легитимную церковь".

Что в итоге? 

Невзирая на все политические маневры и признание "законности" ПЦУ через Фанар (квартал в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского Патриарха), государственную поддержку этой структуры, на Украине каноническая УПЦ остается многочисленной и влиятельной религиозной организацией. Миряне и клирики которой совершенно не горят желанием уходить под юрисдикцию "самосвятов и раскольников". Ну, а раз не хотят, то нынешний киевский режим стал "решать проблему" радикально. Методом систематических репрессий и уничтожения Украинской Православной Церкви как факта реальности.

Не помогли УПЦ даже её официальные постановления о "полной самостоятельности" от Московской Патриархии и "осуждении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла", принятые в 2022 году.

И с тех пор Киев не только не ослабил, но даже усилил гонения на УПЦ. Почему? По всё той же причине. У нынешнего правящего на Украине режима уже есть своя "церковь". С "правильной" идеологией и достаточной степенью контроля. Некие сторонние религиозные организации, претендующие на сердца и умы граждан, Киеву совершенно не нужны.

И потому в итоге для УПЦ в нынешних реалиях есть не так много вариантов. Либо уходить в раскол и сливаться в противоестественном единстве с ПЦУ, либо уходить "в катакомбы" и жить на подпольном положении и вне закона, либо быть уничтоженной. Ну, или дождаться победы русского оружия и долго и трудно восстанавливать утраченное.  

Новости партнеров