Соль демократии за миллионы злотых: Польша рискует вылететь из Евросоюза


В Польше в день парламентских выборов пройдет общенациональный референдум: поляки ответят на четыре вопроса. Правительство считает их "чрезвычайно важными", а оппозиция - глупыми. А в долгосрочной перспективе это может привести к смене партии власти. Что об этом думают сами поляки и чем им не нравится идея правительства?

В Польше в день парламентских выборов пройдет общенациональный референдум: поляки ответят на четыре вопроса. Правительство считает их "чрезвычайно важными", а оппозиция - глупыми. А в долгосрочной перспективе это может привести к смене партии власти. Что об этом думают сами поляки и чем им не нравится идея правительства?

Госпредприятия на продажу и ликвидация барьера на границе

Первый вопрос референдума 11 августа представил председатель правящей партии Ярослав Качиньский. Первоначально его содержание гласило: "Вы поддерживаете продажу государственных предприятий?" Три дня спустя в заявлении, направленном в Сейм, содержание вопроса было расширено. Таким образом, новая версия первого из четырех пунктов на референдуме такова:

"Поддерживаете ли вы продажу государственного имущества иностранным субъектам, что приводит к потере контроля Польши и поляков над стратегическими секторами экономики?"

Второй вопрос референдума несколько изменил свое содержание. В нем говорится:

"Поддерживаете ли вы повышение пенсионного возраста, в том числе восстановление пенсионного возраста, повышенного до 67 лет для женщин и мужчин?"

Третий вопрос референдума, представленный премьер-министром Матеушем Моравецким 13 августа:

"Поддерживаете ли вы принятие тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в соответствии с принудительным механизмом переселения, навязанным европейской бюрократией?"

Последний, 4-й вопрос референдума был представлен за день до праздника Войска Польского министром национальной обороны Мариушем Блащаком. Глава Минобороны в короткой видеозаписи, опубликованной в социальных сетях, изложил его содержание: "Поддерживаете ли вы ликвидацию барьера на границе Польши с Республикой Беларусь?"

Безразличный бойкот

Польские референдумы – явление редкое. Настолько редкое, что теоретически оно должно осуществляться в крайних, исключительных ситуациях, когда не ясна позиция общества. Выход из структур НАТО или ЕС, слияние с Украиной в одно государство – это были бы вопросы, идеально подходящие для референдума, между тем правительство задает другие – те, которые оно может решить в соответствии с правом, которое получило, выиграв выборы 4 года назад. Поэтому неудивительно, что акция была встречена в Польше всеобщим безразличным бойкотом и с очень небольшой поддержкой. Комментарии на форумах или под статьями по этому вопросу не оставляют иллюзий относительно позиции общества.

"Хотите ли вы, чтобы миллионы злотых, которые ПиС хочет потратить на ненужный референдум, передать больницам, чтобы спасти жизни больных детей, чтобы никогда больше не видеть отчаянных людей, просящих на улицах пожертвования на лечение детей?" - пишет пользователь Referendum WP на портале Wirtualna Polska.

Читатели также отмечают предвзятый популистский характер вопросов:

"4-й вопрос касается только "тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки", должны ли мы принимать нелегальных иммигрантов из других частей мира без ограничений?" - спрашивает Ciekawy на портале Interia.

В свою очередь, другой читатель метко анализирует смысл всего референдума в своем комментарии на сайте Wirtualna Polska:

"Я предлагаю такой ключевой вопрос: согласны ли вы использовать деньги, выделенные на референдум, для финансирования избирательной кампании PiS?" - спрашивает Marcin.

Деньги налогоплательщиков – на избирательную кампанию

Никто в польской стране не питает иллюзий относительно того, что референдум – это не что иное, как избирательная кампания, проводимая за деньги налогоплательщиков. Об этом заявил лидер оппозиционной партии "Гражданская платформа" (PO) Дональд Туск:

"Об одном деле я должен сказать вслух. Торжественно перед вами отменяю референдум. Этот референдум недействителен в самом глубоком и широком смысле этого слова. Некоторые делают вид, что это политическая игра, а "Закон и справедливость" (PiS) проводит кампанию за государственные деньги".

В свою очередь лидер националистической партии "Конфедерация" Славомир Ментцен также раскритиковал эту идею:

"На референдуме сейчас говорят о глупостях. Жаль, что они не задали три года назад вопрос: хотите ли вы закрыть предприятия, больницы, школы, магазины, леса, кладбища, стадионы, церкви, пабы, рестораны, клубы и для этого отказать людям в лечении, а молодежи в науке, потому что вирус?"

Естественно, польское правительство пытается обосновать свою идею разными способами. Например, заместитель министра культуры и национального наследия Ярослав Селлин в первой программе Польского радио заявил, что референдум – проявление демократического курса власти.

"Референдум – это соль демократии. Мы сталкиваемся с серьезными политическими проблемами и в связи с этим хотим задать несколько важных вопросов, которые поляки обсуждают", - сказал он.

Между тем как оппозиция, так и западные СМИ обратили внимание на то, что, с одной стороны, правящая партия говорит о важности демократии, а с другой стороны, она инициирует комиссию по расследованию "российского влияния" в Польше. Комиссия, которая, по идее, состоит только из членов правящей партии (остальные бойкотировали эту акцию), которые теоретически могут запретить, например, депутатам оппозиции выполнять свою работу, поскольку они "стремились улучшить отношения с Россией". Да, по мнению польского правительства, такая позиция находится на грани государственной измены.

Крик отчаяния

По всей видимости, и комиссия, и референдум должны были стать "сенсационным способом" выиграть выборы. Между тем, оказывается, это крик отчаяния власти, которая уже понимает, что после выборов у нее очень мало шансов сформировать самостоятельно правительство, и в коалицию с ними уже никто не хочет вступать.

Проблема референдума заключается в том, что каждая из крупных польских партий отвечает на эти вопросы одинаково: нет. Таким образом, он не является каким-то особенным в своем содержании. Исключением здесь может быть только вопрос о границе с Беларусью, но только потому, что вопрос смехотворный. В Польше даже появились мемы, что если общество ответит, что не хочет так называемого "забора Блащака" от имени министра обороны, тогда правительство решит построить Великую стену Качиньского - от имени лидера правящей партии.

В то же время включение этих вопросов в избирательную кампанию не вызвало бы серьезных споров. Тем не менее референдум выглядит надуманным. В Польше есть выражение: "чрезмерное усердие хуже фашизма", и в этом случае это высказывание подходит идеально.

Дым без огня

Повлияет ли результат референдума на польскую политику? Нет. Для того чтобы правительство предприняло какие-либо действия, в нем должны проголосовать больше чем половина уполномоченных. Напомним, что на референдуме о вступлении в ЕС не удалось собрать такую цифру. Но организаторы явно рассчитывают на то, что в этот раз проголосуют многие, ведь референдум объединён с парламентскими выборами.

Согласно опросам, правящая польская партия "Право и справедливость" всё больше теряет шансы на успех, которого ей удалось достичь 4 года назад. Да, она может их выиграть, но у нее будут огромные проблемы с получением большинства в Сейме, и, следовательно, это приведет к новым выборам. Здесь следует отметить, что все большую популярность приобретает националистическая "Конфедерация", поддержка которой будет только укрепляться на волне краха двух других партий. Достаточно сказать, что один из лидеров этой организации, уже упомянутый Ментцен, на вопрос, хочет ли он референдума о выходе из ЕС, ответил, улыбаясь: "Если такова воля народа".

Как ни парадоксально, кажется, именно "Право и справедливость" своей идеей референдума "без всякого содержания" в долгосрочной перспективе проложила конфедератам путь к референдуму, о котором говорил Ментцен.

Спецкор Новороссии в Восточной Европе Ян Прохазка

 

Новости партнеров