Советско-финская война и спецоперация на Украине
Восемьдесят два года назад Советско-финская, или "зимняя война" окончилась взятием Красной армией Выборга и подписанием мирного соглашения.
Сейчас многие либеральные аналитики проводят параллели между той войной и специальной операцией, проводимой сейчас Россией на Украине. Мол, тогда формальным поводом для войны был Майнильский инцидент, когда со стороны Финляндии была обстреляна территория Советского Союза, хотя факт обстрела именно финской армией не доказан до сих пор, и нежелание Финляндии произвести обмен земель, отодвинув таким образом границу от города "трёх революций".
В этот раз прошли кадры сгоревших украинских БМП на территории России, последовало заявление, что была уничтожена украинская ДРГ. Россия, которая долго и безуспешно пыталась наладить диалог с НАТО и отодвинуть угрозы от своих границ, решила провести операцию по денацификации и демилитаризации Украины. Так говорят и так пишут многие оппозиционные деятели.
Сейчас, на фоне того, что наступление союзных войск России и молодых республик Новороссии, вопреки мечтам диванных аналитиков, еще совсем недавно бывшими профессиональными вирусологами, ведут бои уже третью неделю, а не разгромили "в пух и прах" Украину, к хору либералов присоединилась и часть патриотического сегмента интернет-обозревателей. Извергая в интернет сотни постов о том, что, как и в Зимнюю войну, русская армия "забуксовала" и теперь нас ждёт затяжная война с множеством жертв среди союзных армий.
Несмотря на некую схожесть событий, параллели между этими войнами проводить крайне вредно. Хотя бы потому, что эти войны происходили в разных историко-философских парадигмах. Современные нам боевые действия происходят в эпоху метамодерна, Советско-финская же война проходила во времена модерна. Даже способы агитации и пропаганды были разные. Тогда в ходу была односторонняя связь с противником в виде радиопередач и листовок. Сейчас же на службу враждующих армий поставлены все последние достижения в сфере коммуникаций.
Нельзя сравнивать распиаренную "стену Яценюка" с железобетонной глубокоэшелонированной "линией Манергейма", о которую, словно волны, долгое время разбивались атаки русских войск, живших ещё лекалами прошедшей гражданской войны.
Лишь в некотором нынешняя ситуация схожа с той. Финляндия на тот момент, и Украина сейчас – это страны, сравнительно недавно получившие независимость в результате крушения империи. Финляндия – в результате крушения Российской империи, Украина – благодаря развалу СССР. Оба государства ненавидели, а в случае Украины ненавидят, свою бывшую метрополию – Россию. Оба имели территориальные претензии к метрополии, финское руководство планировало построить "Великую Финляндию" за счет русских земель Карелии и Ингермаландии, нынешнее киевское правительство заявляло о "Великой Украине от Сяна до отрогов Кавказа". Оба грозили в случае обострения международной обстановки разжечь ещё один очаг боевых действий на границах России. В каждой из стран действовали крайне правые националистические парамилитарные организации. В Финляндии был шюцкор, на Украине доживают последние дни своего существования "Правый сектор" (организация запрещена в РФ), "Национальный корпус" и прочие "фрайкоры".
Во времена активной фазы боевых действий в обе страны потоком хлынули западные правые пассионарии, создавая иностранные добровольческие легионы. Противника же советская пропаганда называла по аналогии с прошедшей войной "белофиннами", российские СМИ в отношении противника применяют термины "нацисты" и "бандеровцы" по аналоги с войной Великой Отечественной.
Есть и весьма значительные различия. Советские войска наносили авиабомбардировки по гражданской инфраструктуре городов Финляндии, российские же точечно бьют исключительно по военным объектам. Буквально на следующий день в освобождённом от финнов пограничном городе Терриоки (русский Зеленогорск) собралось альтернативное финское правительство, которое провозгласило создание Финляндской демократической республики и немедленно заключило союз с Советским Союзом.
На исходе третьей недели военной операции, несмотря на появляющиеся в соцсетях "инсайды", ничего подобного мы не наблюдаем. Хотя я искренне надеюсь, что после освобождения Харькова там все же пройдёт некий съезд территориальных общин уже освобождённых территорий и провозгласит создание альтернативного киевскому правительства Украины, и по окончании войны о нем не забудут, как это произошло с правительством Отто Куусинена...
Автор: Александр Матюшин, позывной "Варяг"