Союз Добровольцев Донбасса почтил память русских защитников Сербии

В Сербии Союз добровольцев Донбасса профинансировал и установил три памятника русским добровольцам, которые отдали свои жизни за свободу этой страны во время сербского восстания 1876-77 годов против Османской империи. Пять тысяч русских солдат, офицеров и казаков составили тогда костяк сербской ар

В Сербии Союз добровольцев Донбасса профинансировал и установил три памятника русским добровольцам, которые отдали свои жизни за свободу этой страны во время сербского восстания 1876-77 годов против Османской империи.

Пять тысяч русских солдат, офицеров и казаков составили тогда костяк сербской армии. Сражения проходили в районе южносербского города Ниш (в 200 км ниже Белграда).

Именно в это город и прибыла делегация Союза добровольцев Донбасса во главе с экс-премьер-министром ДНР Александром Бородаем и экс-главой МГБ ДНР полковником Андреем Пинчуком для участия в церемонии открытия памятных знаков.

В составе делегации также были члены Совета командиров СДД, на заседании которого осенью прошлого года и было принято решение — установить памятники погибшим русским добровольцам в Сербии: походный атаман Терского казачьего войска Тамерлан «Терек» Еналдиев, воевавший в ДНР, и попавший в плен к батальону «Айдар» (его потом атаман Козицын обменял на 20 украинских военнослужащих, бывших у него в плену); Юрий Данильцев, который летом 2014 года сначала возглавлял охрану спикера парламента Новороссии Олега Царева, а потом командовал подразделением на одном из самых опасных участков фронта во время обороны Луганска, был ранен осколками от снаряда в ноги и спину; майор и потомственный донской казак Николай Дьяконов и генерал-полковник казачьих войск и представитель СДД на Балканах Виктор Заплатин, о которых чуть ниже.

Напомним, что Союз добровольцев Донбасса курируют помощник президента России — Владислав Сурков, и глава Крыма — Сергей Аксенов.

Интересно, что памятники русским добровольцам установлены только сейчас — спустя 141 год после их гибели. До этого ни русское, ни советское, ни сербское, ни югославское, ни постсоветское российское правительства никаких попыток увековечить память русских воинов не предпринимали.

В установлении памятных знаков также приняли участие партнеры СДД — сербское подразделение Балканского казачьего войска во главе с атаманом — полковником Воиславом Видаковичем.

Спустя 141 год после гибели

Церемония открытия началась в восемь утра с архиепископской литургии и причащения в небольшой симпатичной церкви св. Нестора в городке Витковце в окрестностях Ниша.

После службы представители СДД и балканского казачества, выйдя за церковную ограду, увешанную флагами России, Сербии, Черногории, Греции и Новороссии, спустились на десять метров вниз по ступенькам к небольшой площадке.

На этом месте в 1876 году были похоронены русские добровольцы, часть из которых были казаками с Дона, Кубани и Терека. Вот в их память СДД и был установлен трехметровый восьмиконечный православный крест. Это был первый памятник в поминальном маршруте, по которому в этот день проследовали делегации России и Сербии.

Под крестом на русском и сербском языках написано: «Вечная память русским добровольцам, павшим за свободу Сербии в 1876-1877 годах». Далее следует эпитафия: «Вдали от Русской матери земли тут пали вы — Сыны Отчизны. Спокойно спите, русские орлы, ваш подвиг свят, как святы ваши жизни». Затем идет евангельская цитата из св. Иоанна Богослова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

Епископ Ниша Арсений отслужил панихиду. Затем были возложены венки от СДД, русского посольства в Сербии, МЧС России, база которого находится в Сербии, а также от министерства обороны Сербии, которое было представлено на поминальной церемонии главой Сухопутных сил Вооруженных сил Сербии генерал-полковником Милосавом Симовичем.

«В этом месте захоронены 700 русских добровольцев. Это огромная цифра. К сожалению, это место было запущено, и мы только сейчас отдали дань памяти русским воинам, которые отдали свои жизни за сербский народ и за Россию. Вот видите, на этом месте стоят три маленьких креста, которые остались от последних захоронений., — показывает на могилы Андрей Пинчук. — Это всё, что осталось от увековечивания памяти русским добровольцам, и эту память мы, Союз добровольцев Донбасса, сейчас возрождаем».

Его рассказ подхватывает Александр Бородай.

«Мы это делаем потому, что история у нас и память общие. На мой взгляд сербы и русские — это практически один народ. Мы воевали за Сербию, как бывало уже не раз и в 19, и в 20 веках, а сербские добровольцы воевали и, между прочим, и сейчас воюют в Донбассе за русский народ и за Россию».

Далее делегация СДД и сербские казаки проследовали в следующий населенный пункт, находящийся неподалеку. Он носит название Горный Адровац. Тут еще в 1903 году на русские деньги была возведена красивая церковь св. Троицы в византийском стиле. Ее до сих пор в этих местах так и называют — Русская церковь. Она облицована бежево-бордовой плиткой, а росписи внутри сделаны по эскизам Васнецова. Любой киевлянин, побывавший в этом храме, сразу обратит внимание, что некоторые фрески являются копиями с фресок Владимирского собора в Киеве, который расписывал Васнецов.

Памятник, в виде креста, как корреспонденту Ukraina.ru пояснил генерал-полковник Виктор Заплатин, является главным среди трех памятных знаков. Если в Витковцах установлен восьмиконечный крест, то в Горном Адроваце — Георгиевский.

Напомним, что последний является официальным символом Союза добровольцев Донбасса. Памятник сделан сербским художником по эскизу Заплатина.

На мраморном кресте изображен святой Георгий, который копьем пронзает змея. Сам крест установлен на круглом шаре («Державе»). Композиция в свою очередь покоится на двухметровой стеле. Рядом аналогичная поминальная надпись на русском и сербском языках, что и в случае с восьмиконечным крестом в Витковцах.

«На этом месте 21 августа 1876 года в четыре часа утра погиб командир русских добровольцев, сражавшихся с турками, полковник Николай Раевский. Он внук знаменитого Раевского, который в 1812 году командовал батареей на Бородино. В момент гибели полковник писал донесение своему командиру — генералу Черняеву. Осколки от разорвавшегося фугаса попали ему в висок. Его тело было потом предано земле в России, но рядом с церковью в свое время сербами был установлен небольшой памятный знак», — поясняет генерал-полковник Заплатин, почему для установки Георгиевского креста было выбрано именно это место.

В свою очередь слово берет полковник Андрей Пинчук и благодарит от имени СДД Заплатина за проделанную работу.

«Когда мы стали развивать сотрудничество и взаимодействие с нашими сербскими братьями, мы узнали, что память о русских добровольцах в Сербии недостаточно, увы, поддерживается. К сожалению, места захоронений были достаточно заброшены. Поэтому мы сначала во взаимодействии с местными властями восстановили подъездную дорогу к месту гибели полковника Раевского и церкви св. Троицы, залатали дыры, залили ямы, высадили саженцы и, в конце концов, установили этот Георгиевский крест, который символизирует непросто гибель русского аристократа Раевского, но и в его лице и участие всех русских добровольцев в защите Балкан», — говорит Пинчук.

Последняя остановка в поминальном маршруте — также церковь св. Троицы, но только в другом городке — Шуматовце. На этом месте в 1876 году был лазарет, где лечили раненных русских и сербских воинов. Умерших от ран хоронили тут же.

«Ты, пожалуйста, обязательно укажи в своей статье, что из 400 похороненных в этом месте русских воинов почти все были казаками», — напутствует корреспондента Ukraina.ru член делегации СДД — майор Николай Дьяконов, сам потомственный казак.

Его прадеды-казаки в Гражданскую воевали с большевиками. Один из них по материнской линии ушел с бароном Врангелем. Поселился в Сербии. В 30-х вернулся в СССР, где его потом и расстреляли. Второй прадед также уехал с Белой армией из России и, в конце концов, поселился в Южной Америке.

Имя Дьяконова хорошо известно среди сербов. Кстати, он участник Русской весны в Крыму. Именно он договаривался с крымскотатарскими авторитетами, чтобы референдум 16 марта 2014 года о присоединении к России в крымскотатарских селах прошел без эксцессов.

В 1878 году на месте захоронения русских казаков община Шуматовца на свои деньги воздвигла небольшую церковь св. Троицы. Однако протекавший рядом ручей, в конце концов, начал подмывать берег на котором стоял храм.

«Он угрожал обрушить в итоге церковь. К тому же ручей стал вымывать кости из братской могилы, поэтому на деньги, выделенные Союзом добровольцев Донбасса мы укрепили берег, забетонировав 30 метров рядом с храмом. Также мы установили рядом с храмом и памятную доску в честь лежащих тут русских добровольцев», — рассказывает генерал-полковник Заплатин.

Сербское казачество присягает на верность Сербии и России

Поминальные мероприятия в этот день закончились там, где и начались — у стен церкви св. Нестора в Витковце, присягой новобранцев Балканского казачьего войска.

Это необычное парамилитарное образование на Балканах было создано осенью 2016 года в Черногории. Оно объединило в своих рядах казаков из Сербии, Боснии, Черногории, Македонии, Греции и Болгарии. Да-да-да, как необычно бы это не звучало, но в этих странах также есть казаки. Это новое веяние, пришедшее в последние годы на Балканы из России. Командует балканскими казаками упомянутый выше генерал-полковник Виктор Заплатин.

Он ветеран русского добровольческого движения, в которое вступил еще в августе 1991 года, когда защищал Белый дом от ГКЧП. За его плечами Приднестровье, Абхазия, Босния, Донбасс. В первой половине 90-х он возглавлял русских добровольцев, воевавших в районе боснийского Вышеграда. Кстати, тогда под его началом минометчиком служил молодой еще Игорь Гиркин.

На церемонии принятия присяги присутствовал и начальник Сухопутных сил сербской армии. Мало того, он даже выступал. Таким образом, все это подчеркивает, что деятельность балканских казаков это никакая-то там полуподпольная деятельность общественных организаций России на территории Сербии, а вполне открытая и законная. Во всяком случае она проходит с благословения сербского правительства. Значит, последнее рассчитывает на казаков.

В церемонии присяги принял участие примерно взвод казаков. Рапорт от полковника Воислава Видаковича принял генерал-полковник Заплатин. В конце были вручены почетные грамоты, которыми были удостоены в том числе и Бородай с Пинчуком.

Мероприятие завершилось небольшим скромным ужином, на котором подавали суп из бобовых, нарезку из помидоров с чесноком, капустный салат, тушеный острый перец и рыбу.

Полный фоторепортаж с мероприятия в фотогалерее по ссылке

Новости партнеров