Спас 167 человек – и теперь остался должен 119 миллионов рублей. Что стало с пилотом после аварийной посадки
Имя Сергея Белова узнала вся Россия в сентябре 2023 года. Командир экипажа пассажирского самолёта принял единственно верное решение в критической ситуации. Но следователи считают его преступником.
Имя Сергея Белова узнала вся Россия в сентябре 2023 года. Командир экипажа пассажирского самолёта принял единственно верное решение в критической ситуации. Но следователи считают его преступником.
С пилота "Уральских авиалиний" Сергея Белова, который в сентябре 2023 года своим мастерством буквально спас 167 пассажиров, следствие пытается взыскать 119 миллионов за сломанный в результате авиапроисшествия самолет. Причем авиакомпания заявляет, что не имеет к летчику финансовых претензий. Однако 20 января 2026 года Омский областной суд отправил уголовное дело в отношении Белова на доработку в прокуратуру.
Хроника аварийной посадки
Сергей Белов – потомственный летчик, продолживший семейную династию. Его имя вся страна узнала 12 сентября 2023 года. Airbus A320 "Уральских авиалиний", следовавший по маршруту "Сочи – Омск", столкнулся с отказом гидравлической системы и критическим расходом топлива. Оказавшись меж двух огней – риском недотянуть до запасного аэродрома и опасностью выкатывания с омской взлетно-посадочной полосы, – командир экипажа принял судьбоносное решение. Под руководством Белова лайнер совершил аварийную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Решение оказалось единственно верным: все находившиеся на борту пассажиры, среди которых было 23 ребенка, остались живы, целы и невредимы.
Спустя год Airbus A320, стоявший все это время на том самом поле, разобрали. В "Уральских авиалиниях" заявили, что лайнер восстанавливать не будут, но его запчасти после тестирования могут быть установлены на другие самолеты. Также в медиа сообщалось, что компания получила страховку за пострадавшее судно – более 1 млрд рублей.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Однако уголовное дело, возбужденное в 2023 году в отношении Белова по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта", никуда не делось. Так как по результатам расследования инцидента Росавиация заявила, что основная причина ЧП – ошибки экипажа. По мнению ведомства, пилоты неверно определили положение шасси после отказа гидравлики и приняли решение лететь в Новосибирск без нужного запаса топлива. Однако в заключении также было отмечено, что решение посадить самолет в поле в сложившихся условиях было правильным. Отказ гидравлической системы как основная причина происшествия почему-то не рассматривался.
Опираясь на заключение Росавиации, следствие оценило нанесенный "Уральским авиалиниям" ущерб в 119 млн рублей. В сумму вошли "правая створка ниши шасси, три лопатки вентилятора правого двигателя, колеса в количестве шести штук и тормоза в количестве четырех штук". Издание Mash с недоумением констатирует:
В июле 2025-го Белову предъявили обвинение, хотя претензий к нему нет ни у авиакомпании, ни у пассажиров. На днях выставили ему компенсацию в 119 млн рублей за последствия авиапроисшествия. Но суд иск отклонил и отправил документы обратно в СК. Для подробной аргументации суммы возмещения и перевода части документов на русский язык.
"Меня загоняют в угол"
Характерно, что следствие убеждено: у пилота, который уволился из компании еще в 2024 году и до сих пор не допущен к полетам, на такой штраф хватит средств. В беседе с журналистами издания URA.RU Сергей Белов рассказал:
Мне сказали, что у меня хватит денег оплатить все. Как бы это ни было цинично, даже на мой автомобиль наложен арест. Предлагают признать вину, тогда обойдусь малой кровью. За пассажира написали жалобу [на меня] и дали ему подписать. Пытаются сделать все, чтобы загнать экипаж в угол.
Красок сложившейся ситуации придает и комментарий второго пилота "Уральских авиалиний" Эдуарда Семенова, который также участвовал в посадке самолета на поле в Новосибирской области. Журналистам он пожаловался, что отношение к экипажу, спасшему людей, буквально за несколько дней поменялось на 100 процентов. По его словам, сразу после ЧП он и Белов были осыпаны благодарностями от авиакомпании и губернатора, и их даже обещали наградить. А потом летчиков на работе буквально начали терроризировать. URA.RU приводит слова пилота:
Потом всё переиграли. Меня на работе гнобили. Каждый день замкомандира эскадрильи стоял надо мной по два часа, говорил разные вещи, провоцировал на какие-то действия, и я терпел. В какой-то момент он даже сам мне сказал: "Нам с тобой пора обоим к психологу".
В результате оба летчика из компании уволились. Родственники героев рассказывали "Российской газете", что Белову и Семенову поступили предложения уйти по собственному желанию.
Госдума поможет?
"Уральские авиалинии" неоднократно подчеркивали, что не имеют финансовых претензий к пилоту. Однако иск на почти 119 млн говорит сам за себя. Выплатить такую сумму сложно и богатому человеку, а таковым Белова нельзя назвать при всем желании. Из-за возбужденного уголовного дела он не имеет возможности работать по специальности, к тому же обеспечивает престарелую маму, у которой инвалидность. Известный блогер и общественник Сергей Колясников ("Zergulio") предполагает, что иск как регрессный подан от лица страховой компании и с возмущением пишет:
Правильно ли я понимаю логику – теперь пилоты "Уральских авиалиний" при ЧП должны галопом бежать к люку и прыгать с парашютом? Потому что невероятно такой долг отдать…
Ситуацией, вышедшей в публичное поле, заинтересовались даже в Госдуме. Вице-спикер Борис Чернышов назвал происходящее попыткой "уничтожить героя финансово" и предложил, чтобы государство взяло на себя покрытие потенциальных исковых требований. Он же призвал немедленно вернуть пилота к летной работе, проведя его внеочередную аттестацию. Пилота поддерживает и космонавт-депутат Роман Романенко, отмечая, что "один человек все это не может выплатить, это невозможно".
Но пока общество возмущается, административно-судебная машина медленно перемалывает судьбу летчика. И точка в этой истории еще не поставлена. Будет ли у нее финал, достойный подвига экипажа, покажет время. А пока ясно одно: страна, которая не может защитить своих героев, в будущем может их попросту недосчитаться.