Спасти детей Донбасса и курортный сезон в Бердянске — как это связано?
Во вторую неделю июля активизировались обстрелы городов Донецкой народной республики. Погибли трое маленьких детей и парень-подросток, причем одну девочку попросту разорвало снарядом у собственного дома. Позже под Горловкой погиб юноша, студент, будущий учитель истории. Это не считая убитых взрослых - гражданских, мирных жителей.
Строго говоря, "активизировались" - странное слово. Донецк и Макеевку обстреливали весной, очень жестко "крыли" в июне, причем уже с применением артиллерии, поставленной странами НАТО. Потом случилось кратковременное затишье — это не значит, что по городам перестали стрелять, попросту стали стрелять немного меньше, и люди стали выходить на улицы не только по крайней необходимости. К тому же лето — как летом запрешь ребенка в четырех стенах, тем более в подвале?
В конце февраля, когда в ДНР была объявлена эвакуация, многие думали, что это перестраховка. Почему? Жителям мирных городов этого не понять. Когда по твоему дому восемь лет работает артиллерия, человек привыкает. Люди Донбасса стали воспринимать украинские обстрелы как род погодного явления. Человек не уезжает из своего дома, потому что над ним идет дождь.
Поэтому, а также из характерного донецкого упорства, привязанности к своей земле уехали не все даже среди тех, кто имел такую возможность. А кто-то еще и не хотел скитаться по чужим углам. Народ здесь гордый.
Но вскоре стало ясно, что эвакуация не была ни перестраховкой, ни, как писали заукраинские ресурсы, "пропагандистской подготовкой к вторжению". Обстрелы городов и поселков Донбасса усилились, с каждым днем росло число жертв. Массовая эвакуация в Россию шла в феврале и марте, затем была прекращена. Причины мне неизвестны, могу только предполагать — рост числа беженцев из Мариуполя, которых тоже вывозили в РФ и вывозили централизованно, затем - опасения, что колонна автобусов может стать целью для украинской артиллерии, возможности которой с началом масштабных натовских поставок серьезно возросли.
Некоторые из местных друзей и знакомых тогда самостоятельно вывезли своих детей "за ленточку", в Ростовскую область или же в приазовские районы юга ДНР, ставшие после взятия Мариуполя и Бердянска относительно безопасными.
Кстати, о Бердянске. Я побывала в этом городе Запорожской области в конце мая. Сонный курортный городок, не затронутый боевыми действиями вовсе. Из эксцессов жители вспоминали разве что подрыв российского корабля в порту Бердянска уже после занятия города. На въезде в город стоят российские посты, в самом Бердянске военных не заметно. Не то чтобы их нет — просто такое ощущение, что дано указание "не мозолить местным глаза". Город нельзя назвать пророссийским, здесь есть небольшое, но весьма радикальное украинское меньшинство. Есть, правда, и симпатизанты России и Донбасса — эти люди в основном боятся заявлять о своих взглядах, опасаясь украинских активистов, даже сейчас. Большинство же аполитично. Это характерно для подобных мест, где население живет в основном мелким курортным бизнесом и собственным хозяйством.
Недавно, уже в июле, мой донецкий товарищ Геннадий Горелик, музыкант и волонтер, тоже побывал в Бердянске. И был поражен настроениями местных жителей, их реакцией на информацию об обстрелах Донбасса, гибели детей, которую можно кратко выразить как "у вас война, а у нас курортный сезон пропадает".
Не буду обсуждать здесь и осуждать эту циничную "хатаскрайническую" позицию; в конце концов, она, прямо скажем, нередка и в России, и даже на воюющем Донбассе подобные люди есть. Выскажу лучше конструктивную мысль: а не спасти ли жителям Бердянска курортный сезон? Например, вывезя из обстреливаемых городов Донбасса детей с незанятыми на непрерывных производствах матерями или дедушками-бабушками в Бердянск. И возложив на предпринимателей курортного сектора общественную нагрузку по их размещению и обслуживанию. Не за полную стоимость, но с компенсацией базовых расходов. Помимо бесспорного блага спасения маленьких граждан ДНР и будущих, полагаю, граждан России от украинских снарядов, таким образом можно достичь еще нескольких целей. Во-первых, пресловутого "спасения курортного сезона", поддержания на плаву бердянских предпринимателей. Во-вторых, вовлечения этих людей в общенародный смысл происходящего через непосредственное участие в событиях. В социальных науках есть термин "активная пропаганда" - это о случаях, когда человека побуждают совершить некое действие, которое автоматически ставит его на путь участия в том или ином общественном процессе. Наши "западные партнеры" пользовались и продолжают пользоваться активной пропагандой на Украине, вовлекая людей в Майданы и беспорядки, в сборы денег на нужды ВСУ и даже путем налоговых отчислений на войну, на убийство мирных жителей Донбасса. С нашей стороны можно привлечь население освобожденных территорий Запорожской области к спасению детей. Ни один нормальный человек, будь он хоть куркуль куркулем, не сможет остаться равнодушным, поучаствовав в судьбе ребенка, спасенного от смертельной угрозы. Это будет не только эффективно, но и в высшем смысле справедливо и нравственно.
Автор: Наталия Курчатова