Станислав Митрахович: «Газпрому» не нужен украинский газовый рынок
Глава «Нафтогаза Украины» Коболев обвинил Россию в намерении в ходе трёхсторонних встреч по поводу транзита газа в Европу затянуть переговоры до наступления холодов. По его мнению, Москва собирается прибегнуть к «шантажу». Эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Фон
«Вопрос возвращения «Газпрома» на украинский рынок не является принципиально значимым, потому что Украина получает газ по реверсу из стран ЕС – это тот же российский газ, который был перепродан европейскими трейдерами. Иными словами, если газ не продан на Украину, то его больше продано в Европу для Украины: на росте объемов российского газа в Европе почти до 30% сказался именно этот фактор. При этом поставки российского газа в Европу продолжают увеличиваться.
Так что для «Газпрома» не принципиален вопрос, кто купил у него газ – «Нафтогаз» Украины или, например, немецкая компания, которая потом перепродаст этот же газ Киеву.
По этой причине вопрос, кому продавать свой газ для «Газпрома» особого значения не имеет. Разве что если мы предполагаем какой-то сценарий постепенной нормализации отношений между Россией и Украиной, то тогда можно было бы говорить о восстановлении прямых поставок на Украину. Причем это привело бы к снижению стоимости топлива для украинских потребителей, так как им больше бы не пришлось переплачивать за реверс из Европы. Ведь на данный момент оплата, грубо говоря, транзита газа, к примеру, из Дюссельдорфа к украинской границе производится именно Киевом. И это политический выбор властей Украины.
Обвинения российской стороны в желании шантажировать Киев такие же глупости, так и упоминания о «хитрых схемах», связанных с некогда работающей компанией «Росукрэнерго» или же «РУЭ». Это история уже давно минувших дней.
Компания «РУЭ» была основана после так называемой «первой газовой войны» и принадлежала наполовину «Газпрому», наполовину Фирташу и его младшему партнеру Фурсину. Она была зарегистрирована в Швейцарии и стала формой компромисса между Россией и Украиной – Киев тогда закупал и российский, и туркменский газ. Такая схема работы просуществовала до «второй газовой войны» 2009 года – тогда против нее боролись многие, в том числе Тимошенко.
Сегодня для того чтобы получить разрешение на импорт российского газа, условным Медведчуку и Бойко надо договариваться с официальными властями Украины. И я как-то сомневаюсь, что Зеленский в этом вопросе пойдет на уступки.
Сейчас, конечно, будет сформировано новое правительство Украины, но до нынешнего момента все высказывания Зеленского и его команды по вопросам энергетики были такими же, как и у команды Порошенко.
Также я слабо представляю себе воплощение варианта, при котором будет организован какой-то частный бизнес, а-ля Фирташ, чтобы отдельно снабжать каких-то потребителей, в то время как официальный Киев будет демонстрировать «счетчик дней» без закупок российского газа.
Единственный вариант прямых поставок российского газа на Украину – это компромисс в виде создания международного консорциума, в который войдут Европа, Украина и Россия. В таком случае часть украинской ГТС была бы приватизирована, и она бы использовалась для транзита газа в тех объемах, которые останутся актуальными после запуска обходных газопроводов. Но эта схема возможна только при условии улучшения взаимоотношений между Москвой и Киевом, а это пока не просматривается.
Также необходимо изменение законодательства Украины, которое на сегодня запрещает приватизацию ГТС в пользу компаний с долей российского бизнеса. Теоретически это возможно, и эта идея уже звучала на неофициальных встречах, например, переговорах Медведева, Миллера, Медведчука и Бойко. Но на уровне Зеленского или «Нафтогаза», как мы видим, оглашаются совсем другие заявления».