Станислав Митрахович: Лукашенко требует от Москвы односторонних уступок
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск не просит у Москвы дешевый газ или дешевую нефть. По его словам, Белоруссия готова платить, но для успеха интеграции условия должны быть равными для двух стран. Об этом он сообщил на встрече с Владимиром Путиным в Сочи. Само по себе предлож
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что Минск не просит у Москвы дешевый газ или дешевую нефть. По его словам, Белоруссия готова платить, но для успеха интеграции условия должны быть равными для двух стран. Об этом он сообщил на встрече с Владимиром Путиным в Сочи.
Само по себе предложение о заниженной цене на газ — это спекуляция. В некоторых регионах России цена на газ выше, чем та, о которой говорит Лукашенко. Кроме того, в данный момент происходят изменения в экономических отношениях между странами, что также вызывает негативные эмоции у Минска. Такое мнение в беседе с ИА «Новороссия» высказал эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
«Дело в том, что Россия и Белоруссия не могут иметь одинаковые цены на различные товары, пока не произойдет более масштабной экономической интеграции, включая создание единого бюджета и налоговой системы. Сама по себе ситуация, при которой у нас формируется интеграционная повестка дня, но какие-то товары выведены за ее пределы и цены на них отличаются — вполне нормальная. Когда у нас будет дальнейшее продвижение в области Евразийского экономического союза — тогда можно будет ставить вопрос о том, чтобы энергетические товары сближались по цене. Поэтому после того, как Лукашенко согласится создать единый бюджет и единую валюту — естественно российский рубль, а не белорусский — тогда можно будет говорить о выравнивании цен на газ.
В России цена на газ тоже разная. Цена на Ямале, где добывается газ, отличается от его стоимости в Смоленской области, на которую смотрит Лукашенко. В Ленинградской области цена — абсолютно другая. У нас, в зависимости от времени года, стоимость газа в Ленинградской области может быть выше, чем в Смоленской. Так оно обычно и бывает. Получается, Лукашенко хочет самую выгодную ему цену на газ в России. Это, конечно, не тот вариант, на который согласится Москва», — высказал свое мнение специалист.
Правительство Белоруссии привыкло к тому, что часть бюджета страны формируется за счет субсидий Российской Федерации, — продолжает эксперт. — И на этом Минск не останавливается, занимаясь реэкспортом углеводородов.
«Кроме того, если говорить о нефти — в России пока что происходит налоговый маневр, который приведет к увеличению стоимости нефти для Белоруссии. Причем мы ее не делаем дорогой, а лишь убираем часть имеющихся субсидий, которые сейчас фактически поступают в бюджет Белоруссии из-за того, что она получает нефть без пошлины. Также Белоруссия может заниматься «перетаможкой». Фактически, это перечисление денег из российского бюджета в белорусский.
Что такое «перетаможка»? Нефть из России идет без пошлины в Белоруссию, а дальше ее отправляют на экспорт и эти пошлины Белоруссия оставляет себе — в российский бюджет она ничего не перечисляет. Это называют «перетаможкой», а де-факто это форма субсидий из российского бюджета для Белоруссии. Часть этих субсидий по-прежнему остаются, но некоторые — уменьшатся в ходе налогового маневра. Понятно, что Лукашенко это не очень нравится», — считает эксперт.
Путь к получению экономических преференций лежит через сближение Минска с Москвой, — отмечает спикер. — Но Белоруссия упорно отказывается выполнять пожелания России, за что и получает соответствующую реакцию.
«Если мы хотим двигаться к сближению в области энергетики, то этому должно соответствовать и сближение в других вопросах, в частности налоговая и бюджетная система, единая валюта с общим инвестиционным центром в Москве — тут других вариантов быть не может. Вообще, неплохо бы посмотреть на внешнеполитические приоритеты Белоруссии. Например, нормально ли говорить о получении внутрироссийских цен на газ, учитывая, что Белоруссия против размещения военной базы России на своей территории: она также не признает Крым частью России, как и Абхазию с Южной Осетией — независимыми государствами.
Белоруссия демонстративно не отправляла даже взвод военных медиков в Сирию, тем самым показывая, что она не имеет отношение к российским делам. Возникает вопрос: действительно ли Белоруссия готова к интеграции? Когда на этот вопрос четко ответят, тогда мы и сможем двигаться дальше в инвестиционных вопросах — а пока он подвис в воздухе. В принципе, ничего страшного в этом нет — у нас еще осталось время, чтобы заниматься этим вопросом. Будем решать вопросы постепенно», — резюмировал Станислав Митрахович.