Станислав Митрахович: Слова украинского посла о совместном с Норвегией исследовании Арктики — попытка напомнить о себе

Украинский посол в Норвегии Яцюк, во время своего визита на норвежский архипелаг Шпицберген, сделал заявление, что Украина желает стать полноценным «арктическим игроком». Дипломат отметил, что страны могут наладить сотрудничество по линии исследования климата и спутниковых технологий. По мнению эксп

Украинский посол в Норвегии Яцюк, во время своего визита на норвежский архипелаг Шпицберген, сделал заявление, что Украина желает стать полноценным «арктическим игроком». Дипломат отметил, что страны могут наладить сотрудничество по линии исследования климата и спутниковых технологий.

По мнению эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, которое он высказал ИА Новороссия, слова украинского посла далеки от действительности, как и перспективы Украины стать полноправным «арктическим игроком». В действительности же, у Украины есть ряд других внутренних проблем, связанных с сектором энергетики, которые ей следовало бы решать.

«Посол в стране, которая имеет какое-то отношение к какому-либо вопросу (а Норвегия, очевидно, имеет отношение к вопросу Арктики), всегда стремится сделать вид, что та страна, которую он представляет, тоже имеет отношение к этому вопросу. Другое дело, что в случае с Украиной такие попытки выглядят несколько карикатурно, учитывая ситуацию с экономикой страны, с научно-техническим комплексом, и сопутствующими процессами которые переживает далеко не лучшие времена.  Хотя и понятно, что это именно та тема, о которой нужно говорить именно Норвегии, учитывая тот факт, что эта страна сама активно интересуется Арктикой», — считает Станислав Митрахович

По мнению эксперта, сказанное послом — это так же способ повысить свою значимость и возможность напомнить о себе. Примерно также звучали в свое время разговоры бывшего президента страны Порошенко, когда он заявлял о том, что Украина является «космической державой». Украина по привычке пытается ассоциировать себя с высокими технологиями в виду имеющегося советского прошлого.

«В советское время они реализовывались как кооперация, которая была в Советском Союзе. Поэтому отдельно взятая Украина ни в сфере атомной энергетики, ни в сфере космических ракет, ни в сфере арктических исследований ничего делать не может. В крайнем случае они направят одного-двух украинских ученых на какую-нибудь норвежскую станцию или судно и скажут, что тем самым Украина участвует в арктических исследованиях. А то, что в исследовании приняло участие два человека – это уже будет нюансом, о котором они говорить не будут», — заметил Станислав Митрахович.

Если же мы с вами говорим о перспективах добычи природных ресурсов, в Арктике, — продолжает эксперт, — то, конечно, для этого нет ни денег, ни технических возможностей, ни каких-то наработок последнего времени. Поэтому это скорее такая попытка лишнего напоминания, что «Мы — важная страна в мире». Такое себе проявление украиноцентризма, которое в нынешнем виде для нее необоснованно с точки зрения ее реальных возможностей.

Интересно, что украинский посол сделал это заявление спустя несколько дней после того, как руководство компании «Нафтогаз» выразило опасения о прекращении транзита российского газа через Украину в начале 2020 года. Это в особенности контрастирует с заявлением о возможных совместных проектах Киева с другими странами в Арктике. Если все в действительности произойдет так, как говорит руководство «Нафтогаза», то Украина попросту потеряет существенную долю поступлений в бюджет страны. Собеседник ИА Новороссия предложил не спешить с реальными прогнозами относительно транзита российского газа через Украину.

«Нынешнее руководство «Нафтогаза» специально нагнетает эту тему, пытаясь создать впечатление, что они все старались заранее предупредить о проблеме. А если проблемы действительно начнутся, то какой будет спрос с тех, кто предупреждал? Хотя на самом деле им нужно заниматься не столько предупреждением, сколько нужно предпринимать меры для того чтобы транзит прекратился. Для этого, по-хорошему, нужно вести переговоры с Россией, предлагать какие-то компромиссные решения, которые были бы приемлемы для Российской Федерации. Как минимум, связанные с отказом от безоговорочной позиции по Стокгольмоскому арбитражу, которую сейчас занимает «Нафтогаз».

Есть варианты, что можно сделать, и к чему Россия могла бы отнестись с пониманием. Украина же ничего подобного не предпринимает и руководители просто ходят с заявлением, что «скоро транзит прервется». Хотя, на самом деле, я не думаю, что вероятность прерывания транзита действительно очень велика. Такой риск существует, но на самом деле, я думаю, что ни украинская, ни российская стороны не рискнут предпринимать действия по прекращению транзита», — высказал свое мнение эксперт.

Станислав Митрахович сделал прогноз, что в будущем построенные обходные газопроводные маршруты, на полную мощность запущены еще не будут. Поэтому некий транзит через Украину должен будет сохраниться. Исключением станет только тот объем газа, который пойдет через первую нитку «Турецкого потока». А все остальное, что пойдет через Украину, скорее всего, сохранится.

«Я думаю, что будет такой «явочный характер» этого транзита, когда соглашения о транзите как такового нету. Будет что-то на подобии того, как российский газ шел в Армению через Грузию первые два месяца 2019 года без контракта. Похожее может быть и с украинским транзитом, а потом уже постфактум стороны договорятся как его оплачивать.

В любом случае Европа не ждет остановки транзита, а Коболев специально нагнетает ситуацию, чтобы увеличить свою значимость. Я думаю, что ему это нужно и для того, чтобы показать, что без него это все развалится и нельзя перепоручать решение этого вопроса другим людям. Хотя в реальности, повторюсь, ни Миллер не говорил о том, что транзит прекратится, ни в Европе в это не верят. Это такая специальная история «Нафтогаза». Специально разгонять панику», — резюмировал эксперт.

Новости партнеров