Станислав Смагин: Что-то схизмики в почете, что-то клирики в загоне

Вся история с украинской церковной автокефалией лишний раз доказывает гротескность самого украинского проекта, его смысловую вывернутость наизнанку: все, что делается касательно Украины, в итоге касается ровно противоположным по смыслу тому, что декларируется. Скажем, приурочив акт дарования томоса

Вся история с украинской церковной автокефалией лишний раз доказывает гротескность самого украинского проекта, его смысловую вывернутость наизнанку: все, что делается касательно Украины, в итоге касается ровно противоположным по смыслу тому, что декларируется. Скажем, приурочив акт дарования томоса к Рождеству, Киев и Фанар, очевидно, хотели подчеркнуть боговдохновенность и сакральность происходящего. На деле выходит-то наоборот, беспрецедентно дикий и беззаконный акт от даты, в которую он произошел, сакральнее не стал, а вот Д.Архондонис (п.Варфоломей), Порошенко, «глава» «ПЦУ» Епифаний и прочие причастные показали, что никакие он не православные, раз в один из двух главных праздников якобы «своей» веры осуществляют дикий и беззаконный акт.

То же самое и с якобы полученной канонической независимостью от Москвы, которая провозглашалась главной целью автокефалии. Практически главной объяснительной аналогией была отсылка к опыту балканских стран, которые в XIX веке по мере освобождения из-под юрисдикции Османской империи старались уйти и из-под церковной опеки Фанара. Факт общеизвестный и неоспоримый. Берем, например, солидный академический труд Л.Л.Герд «Константинопольский патриархат и Россия. 1901-1914 гг.» и читаем: «Середина – вторая половина XIX в. – время формирования самостоятельных государств на Балканах и расцвета балканского национализма. Идеологической опорой для этих тенденций было образование национальных, независимых от Константинополя автокефальных церквей, что, как правило, сопутствовало государственному отделению от Османской империи, а иногда и предваряло его. Провозглашение автокефалии Элладской церкви в 1833 г. (признана Константинополем в 1850 г.), Румынской в 1865 г. (признана в 1885 г.), Болгарской в 1870 г. (признана в 1945 г.), Сербской в 1879 г. – вот основные этапы этого процесса. Происходило разрушение основного принципа организации восточно-христианского мира в составе Османской империи – системы миллетов, т. е. немусульманских общин, пользовавшихся автономией. Восстановление и образование национальных автокефалий, имевшее прецеденты в поздневизантийскую эпоху, происходило самыми разнообразными путями, встречало сильное противодействие со стороны Константинопольского патриархата, зачастую десятилетиями не признававшего ту или иную автокефалию и даже не остановившегося перед объявлением раскола в отношении Болгарской церкви».

Тут самое смешное даже не то, что полтора столетия назад балканцы искали свободы от Фанара, а украинцы и их кураторы стремятся ровно к обратное. Самое смешное – НАСКОЛЬКО это обратное. УПЦ МП обладает широчайшей автономией от Москвы, на уровне почти независимости. Уродливый же новодел под столь же уродливой аббревиатурой «ПЦУ» становится почти рабом Архондониса и его клевретов. В Сети в последние дни получил распространение краткий и вполне корректный пересказ основных положений томоса.

«1) ПЦУ не будет иметь право создавать зарубежные епархии и приходы.

2) Подконтрольная территория ПЦУ ограничивается только Украиной.

3) Все существующие епархии и приходы в других странах (ранее «УПЦ КП» и «УАПЦ») отныне подчиняются Константинополю.

4) Константинополь будет высшей инстанцией в разрешении споров внутри ПЦУ.

5) Устав ПЦУ должен отвечать положениям томоса.

6) Автокефальная церковь Украины, согласно Томосу, признает своей главой Константинопольский престол.

7) ПЦУ обязана принимать участие во всех совещаниях, которые проводятся под эгидой Фанара и на которых рассматриваются важные вопросы церковной жизни.

6) ПЦУ будет получать миро от Константинополя для проявления духовного единства с Фанаром.

9) Для решения важных вопросов канонического, догматического, церковного характера главе ПЦУ следует обращаться к патриарху Константинополя.

10) В томосе заявлены права Константинополя на экзархат (!) и ставропигии в Украине».

Украинские раскольники попытались гневно опровергнуть «москальские пропагандистские байки». Вышло, если честно, не очень. Например, некий «украинский богослов Илья Бей» опубликовал статью с пафосным названием «Московская пропаганда против Томоса: разбор ключевых 10 тезисов». В итоге вся аргументация сводится к тому, что «ПЦУ», конечно, превращается в часть константинопольской структуры, но не более угнетенную, чем остальные. Шикарный диалог

— Ура, мы независимые!

— Да нет, вы теперь вассалы Фанара.

— Ну да, но не больше же, чем остальные. Ура, перемога!

Мы, конечно, понимаем, что для адептов «проекта Украина» любая, самая лютая зависимость стократно окупается, если она якобы обеспечивает независимость от Москвы, но зачем же об этом говорить так открыто?

Однако здесь поводы для иронии в очередной, тысяче первый раз заканчиваются. Поговорим серьезно. Да, украинская «автокефалия» осуществляется бандитски, вопиюще нелегитимно, варварски. Но она осуществляется! Да, адептам что церковной, что государственной «незалежности» Украины от «клятых москалей» наплевать, что цена этой незалежности – намного более сильное, явное и унизительное рабство. Но они готовы платить эту цену, и платят. Мы можем стопроцентно справедливо иронизировать над украинской шизофренией, указывать на анекдотичность ситуации и доказывать, что так быть не должно. Не должно – но происходит. А если скверный анекдот становится реальностью, то это скверная и анекдотичная, но реальность и есть. И хиханьками вперемешку с умными юридическими и богословскими разборами ее не изменить. В Германии в свое время был анекдот на тему законопослушности ее жителей – «у нас не может быть революции, потому что они запрещены кайзером». Оказалось – нет, не запрещены. Что уж говорить о нас, если мы и на бумаге, не то что на деле, запретить ничего не можем, ограничиваясь озабоченностями, в самых тяжелых случаях – глубокими.

С Рождеством, православные. Да поможет нам Господь.

Станислав Смагин, главный редактор ИА «Новороссия»

Новости партнеров