Станислав Смагин: Какие заветы у российской дипломатии?

Американцы и их союзники обладают потрясающим и одновременно ужасающим мастерством начинать свои агрессивные войны в период самых значимых для жертвы агрессии религиозных праздников. Так, бомбардировки Югославии случились накануне и во время православной Пасхи, причем, по свидетельствам очевидцев,

Американцы и их союзники обладают потрясающим и одновременно ужасающим мастерством начинать свои агрессивные войны в период самых значимых для жертвы агрессии религиозных праздников. Так, бомбардировки Югославии случились накануне и во время православной Пасхи, причем, по свидетельствам очевидцев, Белград тогда засыпали боеголовками, на боках которых были написаны поздравления с Воскресением Христовым. Видимо, пример был взят с немцев, во время Первой мировой ставивших на Балтийском море мины с надписями вроде «Дорого яичко ко Христову дню».

Нынешняя атака против Сирии исключением не стала — она пришлась на Светлую Седмицу. Конечно, Сирия страна мусульманская и светского типа, но в ней достаточно сильно присутствие Православия (Антиохийская православная церковь является одним из четырех древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви). К тому же едва ли не в большей степени, чем против Сирии, эта атака была направлена против России, объявленной в уже почти легендарном твиттере Трампа главной покровительницей «животного» Асада.

Сама российская дипломатия (в широком смысле слова — помимо МИД, сюда входят чиновники иных ведомств и структур и депутаты, так или иначе занимающиеся международной проблематикой) на акцентирование ее союзнических отношений с Сирией реагировала в эти дни по-разному, то почти подтверждая их, то почти отрицая. Постпред России при ООН Василий Небензя обещал тяжелые последствия в случае удара по Сирии, не уточняя, касается ли это атаки на всю сирийскую территорию или только на места размещения российских военнослужащих. Глава Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов заявил о готовности к ответным действиям при «малейшей угрозе» нашим военным, что ясности ситуации особо не добавило, ибо бомбардировка населенных пунктов, где находятся русские солдаты и офицеры, безусловно входит в категорию «малейшая угроза» вне зависимости от конкретных точек поражения; к тому же «угроза» — это категория потенциальная и оценочная, и реагировать на нее следует в период подготовки к атаке, максимум сразу после запуска ракет. Наконец, официальный спикер МИД РФ Мария Захарова, известная борьбой с мировым империализмом на своей странице в Фейсбуке и отплясыванием «Калинки» под камеру, в интервью британскому телеканалу Sky News вообще сказала, что Асад еще недавно был лучшим другом англосаксов и вообще «скорее ваш парень, чем наш».

В результате США снисходительно-рационально решили не наносить удар по российским базам, ограничившись другими объектами. Такой подход позволил купировать возможные нежелательные последствия и к тому же принес информационный выигрыш, показав готовность авторов российской международной политики не защищать своих союзников при гарантии собственной неприкосновенности (Белоруссия и Казахстан, и так уже отдрейфовавшие от Москвы в сторону нейтрального статуса, явно сделали соответствующие выводы). Некоторые горячие головы, включая ранее незамеченных в лучезарном лоялизме, сочли царственное согласие дворового громилы не бить своего оппонента при условии его отказа от друга, сосредоточившись на избиении друга, едва ли не победой российской дипломатии. Что ж, при наличии желания и ультрарозовых очков можно трактовать и так. Можно и субботнюю речь Небензи ООН, в которой он в очередной раз сказал всю жесткую правду про Запад, при этом ровным счетом никого на Западе не разжалобив и тем более не устыдив, приравнять к звездным часам Горчакова, Молотова и Громыко.

Размышляя о причинах этого системного, катастрофического и постыдного бессилия современной отечественной дипломатии, никаких приземленных и логичных объяснений этого феномена не находишь. Вероятно, дело в чем-то трансцендентном, в наличии, как и у Запада, своеобразного (очень своеобразного) религиозного измерения политики. Это, кстати, недавно подтвердила и госпожа Захарова. 8 апреля, то есть аккурат на Пасху, она в программе «Воскресный вечер» сделала потрясающее дипломатически-богословское заявление. Поведение России, сказала она, базируется не на ветхозаветном принципе «око за око, зуб за зуб», а на Нагорной проповеди Иисуса и идее смирения, если тебя ударили по одной щеке — подставь другую. Сложно сказать, чего больше в этой реплике, имеющей целью оправдать капитулянтскую и совершенно непристойную как по содержанию, так и по форме российскую внешнеполитическую линию последних лет. То ли безграничной глупости, то ли безграничного глумливого цинизма. Вероятно, и того, и другого примерно поровну — в общем-то, практически вся деятельность МИД РФ и ее толкование конкретной госпожой Захаровой является именно симбиозом двух мало подходящих дипломатам качеств и черт.

В силу этого фактора несомненное и глубокое знакомство нынешней российской дипломатии с Нагорной проповедью привело к весьма превратному ее толкованию. Например, сразу три заповеди — «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», «блаженны плачущие, ибо они утешатся» и «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» — почему-то поняты как призыв к бесконечной травоядности, размазыванию слез по холеным сановным щекам после очередной выходки украинцев, американцев и европейцев, непрестанному выражению глубоких озабоченностей и столь же непрестанному озвучиванию надежд на то, что уважаемые партнеры вот-вот каким-то мистическим образом (впрочем, что значит мистическим — по прямому Божьему вмешательству, не иначе) образумятся и заключат Россию в свои братские объятия.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» — и вот помилованы бесчисленные украинские военные преступники и каратели всех рангов, на которых либо заводят смехотворные заочные уголовные дела, либо вообще закрывают глаза. Можно вспомнить, как в 2015 году на московский марш памяти Б.Немцова приехал один из палачей Одессы, депутат украинского парламента Алексей Гончаренко — его задержали наши правоохранительные органы, но уже через день отпустили чуть ли не с поклонами и извинениями. Высокие российские чиновники заявляют о принципиальной разнице между ВСУ и карательными батальонами и называют происходящее на Донбассе братоубийственной бойней. Товарищ Сталин в 1942 году мог заявить, что гитлеры приходят и уходят, а Германия и ее народ остаются, но сложно представить его занимающимся рассуждениями о глубокой принципиальной разнице между вермахтом и СС, даже если такая разница и существовала. Точно так же сложно себе представить Сталина и Молотова, публично рассуждающих относительно «одурманенных гитлеровской пропагандой и насильно загнанных под ружье немецких пролетариях» и «братоубийственной войны с еще недавно массово голосовавшей за левые партии Германией». Причем не 22 июня 1941 года, а в разгар Курской битвы.

После гибели Пешкова и Позынича полгода с лишним по разряду бандитов, исламо-фашистов и пособников запрещенного на территории РФ ИГИЛ проходил турецкий лидер Эрдоган. Затем он прислал письмо с издевательскими недоизвинениями в стиле «проехали, бывает» — и мгновенно стал лучшим, лучше прежнего другом и партнером. Очень хорошо об этом сказал замечательный наш писатель Юрий Поляков: «После телефонного разговора президентов в одночасье практически без объяснений идет разворот пропаганды на 180 градусов, на флоте такая команда называется «Все вдруг». Народу без, как говорится, «предварительных ласк» предлагается душой и телом снова полюбить внуков Ататюрка. Это как в фильме «Вокзал для двоих», помните, герой Михалкова говорит героине Гурченко: быстро сама-сама раздевайся… Слушайте, национальная обида не дамское нижнее белье!… Поймите правильно, я не против замирения с Турцией. Хотя бы потому, что всякая напряженность — очень дорогое удовольствие, она отнимает средства и силы, которые могли пойти на улучшение нашей собственной жизни. В том, что конфронтация рано или поздно будет преодолена, по-моему, ни у кого сомнений не было. Пребывать в ссоре с достаточно мощным соседом никому неинтересно. Но поспешность этого разворота, нежелание даже поговорить на эту тему с людьми, вызвало недоумение даже у самых лояльных, патриотично настроенных граждан, включая и меня».

В случае же с гибелью в Сирии генерала Асапова милость к неприятелю была проявлена и вовсе без агитпроповских кульбитов, просто под завесой молчания. Сначала сразу несколько высокопоставленных ораторов, включая замминистра иностранных дел Сергея Рябова и тогдашнего первого зампреда комитета СФ по обороне и безопасности Франца Клинцевича, обвинили США в прямой причастности к гибели нашего военачальника. Как ни крути, это самый настоящий casus belli. Что в итоге? Обвинения, погремев денек-другой, исчезли яко не бывшие за пеленой новых признаний в неизменной любви к западным партнерам. Впрочем, МИД может возразить, что это тоже в духе Нагорной проповеди, где, помимо прочего, говорится: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».

Наконец, заповедь «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» понята чересчур уж буквально, чему свидетельство вялотекущие переговоры о размещении международных миротворцев на территории Донбасса. К счастью, российская сторона и западные партнеры чуть-чуть не совпадают в понимании параметров этого размещения, российская дипломатия хочет чуть-чуть завуалированной капитуляции с оговорками и соблюдением некоторых приличий, Запад — капитуляции безоговорочной, показной и подчеркнуто унизительной. Только благодаря этому небольшому разногласию донбассовцы до сих пор не стали жертвами богословских упражнений Смоленско-Сенной площади и других российских властных инстанций.

Повышенной и не требующей никаких условий российской доброты (не)благодарный Запад тоже удостоен по заповедям Иисуса — молвил ведь Спаситель «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Поэтому наш премьер признается, что в отношениях с Западом «нет никаких черт невозврата, нет никаких «красных линий»». Видимо, Божье указание «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» тоже входит в число источников этой доброты. Запад, правда, поступает с Россией не так, как она с ним, а ровно обратным образом, каждый раз и из года в год. Украина же и вовсе дошла до хамских обращений Порошенко к российскому президенту, с «тыканьем» и обвинением в «ответственность за ежедневные ранения и убийства украинских военных и украинских гражданских», хотя еще четыре года назад украинские чиновники и военные от мала до велика держали в укромном месте российские триколоры, чтобы немедленно выскочить с ними на улицы, когда по ним пойдет украшенная такими же триколорами бронетехника. Но следование Евангелию обязательно даст свои плоды, можно не сомневаться. Не в этом году, так в следующем, не в дольнем мире, так в горнем.

Всем, в общем, хороша отечественная дипломатическая экзегеза, что ни слово или деяние — то благочестивый пример следования Евангелию. Жаль только, что в кураже противопоставления Нового Завета Ветхому, ярко продемонстрированного в воскресенье госпожой Захаровой, российские дипломаты и высшие официальные лица забыли: первый не отменяет тотально, а дополняет, совершенствует и улучшает второй. В частности, Моисееву заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» или попросту «не солги» никто не упразднял — напротив, она подтверждена хотя бы словами «не говорите лжи друг другу» из «Послания к Колоссянам». А вот в этой части у российских чиновников и дипломатов все крайне скверно. Они заявляют о наличии письма Януковича с просьбой ввести российские войска для предотвращения гражданской войны на Украине, а затем утверждают, что никакого письма не было. Они обещали не позволить хунте проливать кровь, а потом четыре года стыдливо или бесстыже закрывают глаза на геноцид Донбасса и Новороссии, всячески при этом помогая киевскому режиму оставаться на плаву. Они уже несколько раз заявили о полной и окончательной победе в Сирии и выводе оттуда войск, и каждый раз выяснялось, что триумфальные реляции, мягко говоря, преувеличены. Они сначала собирались не ехать на зимнюю Олимпиаду под позорным белым флагом, а затем не только одобрили и всячески поддержали эту поездку, но и в ходе всех соревнований заставляли телекомментаторов твердить унизительную формулировку «олимпийские атлеты из России» вместо «сборная России», а в последний день трусливо вырезали из большинства новостных программ пение нашими хоккеистами национального гимна после победы в финале.

Они, наконец, даже не могут толком определиться со своими ориентирами и целеполаганием — госпожа Захарова вещает о Нагорной проповеди, а штатные пропагандисты вроде Ирины Алкснис и беглого украинца Ростислава Ищенко рассказывают, что нынче наша внешняя политика вполне по-ветхозаветному прагматична и цинична. На самом же деле, и в этом российский официоз стыдится признаться даже самому себе, Евангелием и национально-ориентированным прагматизмом судорожные движения РФ на международной арене не пахнут в равной степени, а пахнут лишь трусостью, глупостью, безответственностью, предательством и страхом за шкурные интересы и финансово-материальные активы на Западе. И когда эти трусость, глупость и откровенное компрадорство пытаются прикрыть заповедями Божьими, тем более на Пасху, хочется перекреститься. Увы для госпожи Захаровой и ее начальства — совсем не от чувства просветленного восхищения.

Закончим статью тем же, чем ее начали и продолжили — отсылкой к христианству. Согласно Откровению Иоанна Богослова, Армагеддон, то есть финальная битва Добра со Злом, состоится на Ближнем Востоке, совсем рядом с Сирией — возле древнего города Мегиддо (сейчас — территория Израиля). После эскалации сирийской войны и превращения ее в главный узел противоречий мировой политики об этом эсхатологическом тезисе стали вспоминать. Увы, даже если предположить, что Россия и в нынешнем виде представляет собой главное мировое Добро, перспективы финальной битвы выглядят печальными (точнее, в этом смысле они печальны особенно). На поле боя со Злом мы не явимся, продекларировав, что «Иисус скорее ваш парень, чем наш», а по итогам схватки заявим глубокую озабоченность и констатируем, что «дьявол окончательно встал на путь неприкрытой агрессии», каковому факту международное сообщество должно дать беспристрастную оценку.

Станислав Смагин, заместитель главного редактора ИА «Новороссия»

Новости партнеров