Станислав Смагин: Круты взнузданы
Мы уже как-то писали о двух трактовках понятия «миф»: миф в обывательском понимании – небывальщина, то, чего не было, миф в политико-философском – то, что, возможно, было, а возможно, и нет, главное, что на этом держится идентичность какой-то группы людей: нации, цивилизации, конфессии, сословия. Э
Мы уже как-то писали о двух трактовках понятия «миф»: миф в обывательском понимании – небывальщина, то, чего не было, миф в политико-философском – то, что, возможно, было, а возможно, и нет, главное, что на этом держится идентичность какой-то группы людей: нации, цивилизации, конфессии, сословия. Эти два понимания не прямо противоположны, они находятся в сложных отношениях, которые можно охарактеризовать как перпендикулярность. Миф как базис идентичности может базироваться на мифе как небывальщине, а может и не базироваться. Как в том анекдоте – могу копать, могу не копать. Молодая украинская нация, например, копает, сиречь базирует свою идентичность на небылицах практически всегда.
Яркий пример – так называемый бой под Крутами, столетний юбилей которого пышно, насколько это позволяет окружающая обстановка, отмечается нынче на Украине. Еще вчера на станции Круты (село Памятное, Черниговской области) состоялась торжественная церемония, в которой должен был принять участие сам Давосский Сниматель Вышиванок, который, однако, из-за неблагоприятных погодных условий и из-за штормового предупреждения на мероприятие не полетел. Видимо, украинский правящий класс необучаем политически, но для конкретных его членов своя вышиванка ближе к телу, и воспоминания о цвете польской нации, стремительно и коллективно увядшем в 2010 года из-за желания поклевать печень России невзирая на погодные условия, что-то да значат.
Сегодня, впрочем, Порошенко-таки победил проклятых москалей, правда, в более безопасном Интернет-режиме с помощью самого грозного оружия современности – клавиатуры. «Столетие прошло с того дня, когда отважные ребята-герои дали бой превосходящим силам врага и на несколько суток задержали наступление красных россиян на Киев. Эти несколько дней хватило для того, чтобы на века вперед заложить основы украинской государственности», – написал достопочтенный Петро Алексеевич на своем аккаунте в Twitter. Не отстал от него и премьер Гройсман, вышедший с тем же суровым артефактом на арену Фейсбука: «Сегодня вспоминаем мужественных и смелых киевских курсантов, которые в 1918 году дали бой подразделениям Красной гвардии, задержав ее наступление на Киев. Их не остановил значительный численный перевес врага, они мужественно боролись до конца. Боролись за свободную Украину. Помним!». Интересно, что даже у украинского политикума, кажется, всем составом давно вступившего в общество «Долой стыд» (была такая радикальная нудистская организация в СССР середины 1920-х), не хватает смелости назвать произошедшее сто лет назад на станции Круты победой. «Бой под Крутами — это не было поражение. Было большое количество ошибок, которые следует учитывать и теперешнему поколению правящей верхушки», — сказал министр культуры Нищук.
Странно, конечно, что ту «эпическую» схватку вообще как-то называют и уделяют ей такое внимание. Если битва под Конотопом 1659 года хотя бы и вправду была относительно значимым историческим событием, пусть и трактуемым в качестве «русско-украинской войны» лишь обитателями жовто-блакитного дома с обитыми стенами, то превратить мелкую локальную стычку в почти что Армагеддон – надо очень постараться. На это обращал внимание видный украинский историк, бывший руководитель Института национальной памяти Валерий Солдатенко еще в 2006 году: «В новейшей Украине стало уже обычаем в конце января каждого года привлекать общественное внимание к эпизоду, случившемуся в разгар революционного перелома, — бою под Крутами. Казалось бы, почти за девять десятилетий можно доподлинно воссоздать картину того, что на самом деле произошло и в конце концов непредвзято, взвешенно квалифицировать как собственно сам эпизод, так и намного более широкую проблему, которую он (этот эпизод) чрезвычайно рельефно освещает. Однако бой под Крутами, очевидно, относится к тем феноменам, вокруг которых изначально связались в тугой узел жизненная истина, её сногсшибательная трансформация в угоду политике и конъюнктурное использование сложно оформленного в результате паллиатива… Приобретя определённую инерционную самодостаточность, в украинской историографии событие под Крутами получило гипертрофированные оценки, обросло мифами, стало приравниваться к известному подвигу спартанцев под Фермопилами, а погибшими всё чаще стали называть всех 300 юношей, из них 250 студентов и гимназистов. В отсутствие других ярких примеров проявления национального самосознания и жертвенности, к этому событию всё активнее обращаются, реализуя воспитательные мероприятия, особенно в среде молодёжи».
За прошедшие двенадцать лет истеричная шумиха вокруг боя под Крутами увеличивалась строго пропорционально уменьшению успехов молодой (простите, древней, от Будды, Иисуса и Филиппа Орлика) украинской государственности, достигнув к столетнему юбилею «события» таких децибелов, что закладывает уши. В итоге за истерикой сложно восстановить настоящую картину произошедшего, которая, в сущности, ясна как Божий день. Древняя молодая украинская государственность в начале 1918 года пребывала в глубоком кризисе, как это с ней всегда бывает в кратковременные периоды ее существования. Будучи глубоко недееспособной в военном плане, она с удовольствием использовала необстрелянную молодежь в качестве пушечного мяса, что затем вошло в национальную традицию. (Тот же Солдатенко сообщает: «Позже писали, с одной стороны, о кровопролитности боя, неоднократных атаках моряков, отличавшихся неслыханной жестокостью, и то, что их мужественно сдерживали «полудети» (Д.Дорошенко), что они будто бы еще и в контратаки бросались. А с другой — об отсутствии у студентов патронов, да и элементарного умения стрелять (многие из них получили в руки винтовку непосредственно накануне боя), о том, что юношам было крайне неудобно в неуклюжих битых валенках, в которые их второпях обули, хотя склады Первой украинской военной школы (бывшее Константиновское юнкерское училище) ломились от новеньких сапог и т.д.») Красные отряды разбили юнцов, лишь на ничтожное, не повлиявшее ни на что время замедлившись в своем продвижении на Киев. Красные вообще, как и белые, с большим удовольствием колошматили древнюю молодую украинскую государственность, и не вина военных, что большевистская Москва обошлась с результатами побед примерно так же, как ее либерально-капиталистическая преемница в 2014 году с донбасским крахом ВСУ. «Минский формат» это, видимо, тоже печальная традиция российско-украинских отношений.
Конечно, богатая история Гражданской войны дала почву и для еще более сногсшибательных мифологем. Так, сами большевики начали отсчитывать историю Красной Армии от 23 февраля 1918 года, когда вообще ничего не произошло, кроме ленивого методичного наступления немецких войск и совнаркомовского декрета «Социалистическое Отечество в опасности!». Когда впоследствии Сталин сказал: «Молодые отряды Красной армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля 1918 г. был объявлен днём рождения Красной армии» — это была чистой воды мифология в обоих смыслах. Но Красная Армия и Советское государство легитимировали данную мифологию уже всамделишными неоспоримыми победами над немцами следующего поколения, и эта легитимность с рядом оговорок дошла до наших дней. Украинцы же столетие своей «великой битвы» встречают с тяжелым багажом Саур-Могилы, Дебальцевского котла и Донецкого аэропорта, каковой багаж, впрочем, выдается за блистательные триумфы украинского нелетального оружия. Остается надеяться, что в 2114-2115 годах Украина не будет шумно отмечать столетие этих блистательных перемог ввиду политико-административного отсутствия субъекта празднования.
Станислав Смагин, заместитель главного редактора ИА «Новороссия»