Станислав Смагин: Послезавтра была война

Писательница Барбара Такман в своей книге «Августовские пушки», одном из самых известных исследований генезиса Первой мировой, изрекла близкую к гениальности фразу: «Войны никто не хотел, война была неизбежна». Точно так же в конце весны — начале лета 1941 года все здравомыслящие люди в СССР, включ

Писательница Барбара Такман в своей книге «Августовские пушки», одном из самых известных исследований генезиса Первой мировой, изрекла близкую к гениальности фразу: «Войны никто не хотел, война была неизбежна». Точно так же в конце весны — начале лета 1941 года все здравомыслящие люди в СССР, включая многих обывателей, понимали неизбежность столкновения с Германией, гадая лишь о сроках — этот год или следующий.

Аналогичная ситуация складывается сейчас вокруг Донбасса, а если говорить шире — в четырехугольнике Донбасс-Украина-РФ-Запад. Кто-то из участников страстно хочет войны, кто-то, напротив, всеми силами стремится ее избежать, но все либо четко осознают, либо смутно догадывается, что она в любом случае будет. Вопрос, опять-таки, в сроках.

Весьма вероятным дедлайном считаются президентские выборы в РФ. Многие действия Украины и ее западных пособников говорят именно в пользу такой версии. Вот стандартная сводка о происходящем в Донбассе в последние дни февраля.

«ОБСЕшники тикают от нас. У нас шухер в Горловке. Арта с самого утра и весь день х##ачит, полыхает светлодарская дуга и Бахмутка. В город заходят колонны ополчения на усиление. Народу пофиг, все с##ть хотели на укров, их арту и наступление. Полюбому нас ополченцы и «ихтамнеты» не сдадут украм, иначе хана Крыму придет, все так говорят… А вот волки из ОБСЕ очкуют. Собрали, п##лы, весь свой скарб, погрузили во внедорожники, прицепили к ним еще вдобавок большие прицепы с барахлом и тикают из города.»

Комментарий ополченца: «Видео снято сегодня около 12:00, на трассе Ясиноватая, после БП. 3 машины под завязку + прицеп личных вещей, перевозят в центр. офис. Весть не очень хорошая, учитывая неделю обстрелов на севере и юге- это предвестник беды».

Сообщение от ополчения: «Идут тяжёлые бои по всей Светлодарской Дуге. Гремит в Стаханове и Брянке, Алчевске и Первомайске, Светлодарске и Кировске, Ирмино и Бахмутке. Под обстрелом вся Бахмутская трасса. Противник применяет все типы вооружений, включая тяжёлую артиллерию, бронетехнику и миномёты. Донецк. В 16:25 гремит ЯБП, ЯБП, АПЗ, периодами прилёты мин. Трудовские: шумно, работает арта».

Похоже на зачин страшной украинской сказки? Вполне.

С другой стороны, такие обострения случаются регулярно, да и украинцы, конечно, являются носителями альтернативной адекватности, но все-таки в известных пределах. А их западные кураторы тем более не дураки. Они понимают, что выборы в РФ давно ничего не решают. Если их и использовать, то для организации внутренних беспорядков и совсем в ином ключе — например, устроить серию терактов на ряде участков, а остальные подвергнуть кибератаке. Удар же по Донбассу, которым россияне в массе своей, признаем честно, интересуются все меньше, либо будет нейтрализован отлаженной информационно-пропагандистской машины, либо его и вовсе под лозунгом «кругом враги, надо сплотиться» используют на благо одного из кандидатов.

Чтобы реальность все-таки прорвалась сквозь телевизионную картинку, нужно время, а его до 18 марта все меньше. Опять-таки, если представить себе влияние украинской агрессии непосредственно на российское волеизъявление, какой результат Украина и Запад сочли бы приемлемым, избрание Собчак или Явлинского? Тут нужно как минимум вторжение инопланетян.

Сказанное, увы, не отменяет атаки против Донбасса, рано или поздно она неизбежна, и как самодостаточная операция по «восстановлению территориальной целостности» незалежной, и как один из важнейших факторов дестабилизации РФ. Но именно один из. Запад прекрасно понимает, каковы истинные истоки легитимности российского правящего класса.

Первый исток — это стародавний принцип Мао Цзэдуна «винтовка рождает власть» (в нашем случае власть рождает не только винтовка в широком смысле военно-силовых рычагов, но и владение ресурсами и телевизионной картинкой). Второй — хотя бы самая минимальная, призрачная встроенность в глобальный миропорядок, как на формальном ценностно-дипломатическом уровне, так и на неформальном, но более важном уровне финансово-экономических интересов, связей и капиталовложений конкретных российских VIP-персоналий.

Именно на иссыхание этих двух источников, очевидно, и направлены действия Запада. А наиболее удачной точкой кульминации в ближайшие полгода выглядит чемпионат мира по футболу, которому в РФ придается колоссальное значение и в который вложены колоссальные ресурсы. Похоже, что именно этот временной отрезок выбран Западом для активного расшатывания внутрироссийской ситуации, не только и не столько низовой, сколько верхушечной, связанной с клановыми противоборствами.

Похоже, окончательный отказ в признании российской верхушки глобальным либертариумом и присвоение статуса а-ля Ирак после «Бури в пустыне» также намечены примерно на эти сроки. Вслед за олимпийским унижением и подчеркнутым нескрываемым самодурством МОК посыпались новые дискредитирующие скандалы вроде «рыбкагейта» и странной истории с аргентинским кокаином. Впереди мерещатся еще более захватывающие сюжеты.

Украине, кажется, тоже попытка блицкрига здесь и сейчас нужна не особо. Точнее, не Украине, а ее президенту. Пан Порошенко вроде бы сидит на своем месте не очень прочно, но это про него говорят и думают практически всю его легислатуру, однако ж сидит. При этом украинский чиновник №1 получил в свои руки, в том числе и благодаря закону «о реинтеграции Донбасса», полномочия, близкие к тем, что имеют военные диктаторы, поэтому неустойчивость его относительна. Вероятность проиграть выборы и передать диктаторские полномочия новому сомнительному счастливчику это не отменяет, по каковой причине в ближайшее время Порошенко будет моделировать риски и возможность широкомасштабной войны, исходя из своих корыстных нужд.

Шанс победить на выборах в качестве лидера, вернувшего Донбасс, сейчас туманен ввиду сугубой эвентуальности такой победы. После позорного отступления ему не переизбраться точно, а значит, Порошенко с немалой долей вероятности поставит на тактику «война вот-вот, прямо завтра, но не сегодня, а коней на переправе не меняет». Однако тут надо помнить, что коней могут захотеть поменять западные кураторы. Да и фактор черного, то бишь жовто-блакитного лебедя в обличье очередного сотника Парасюка, который во всех смыслах слова вылетит на сцену и смешает карты системным игрокам, полностью исключать нельзя.

Также нельзя и забывать об осенних выборах глав ЛНР и ДНР, на которые нынешним главам республикам желательно выйти либо с репутацией победителей (сейчас крайне маловероятной), либо с все тем же девизом «коней на переправе не меняют». Получается, здесь и сейчас настоящей большой войны шибко не хочет никто, все по разным причинам. И тем не менее в самое ближайшее время она, увы, почти неизбежна. Миром конфликт между Украиной и Донбасс, шире — противостояние между Западом и исторической Россией, сейчас существующей в полупризрачном виде и все равно Запад пугающей, еще шире — все клубок проблем современного миропорядка не разрешить.

Станислав Смагин, заместитель главного редактора ИА «Новороссия»

Новости партнеров