Станислав Стремидловский: Визит Зеленского в Польшу меняет геополитическую ориентацию Украины
Президент Украины Зеленский совершил официальный визит в Польшу, где принял участие в мероприятиях, посвященных началу Второй мировой войны, а также провел ряд двусторонних встреч. Об итогах визита ИА «Новороссия» рассказал шеф-редактор церковно-политической редакции ИА Регнум, эксперт по Польше и В
Президент Украины Зеленский совершил официальный визит в Польшу, где принял участие в мероприятиях, посвященных началу Второй мировой войны, а также провел ряд двусторонних встреч. Об итогах визита ИА «Новороссия» рассказал шеф-редактор церковно-политической редакции ИА Регнум, эксперт по Польше и Восточной Европе Станислав Стремидловский.
ИА «Новороссия»: Президент Украины Зеленский во время визита в Польшу принял участие в мероприятиях, посвященных годовщине начала Второй мировой войны, которые имели достаточно антироссийский характер. Была ли дата визита специально выбрана Зеленским, чтобы подчеркнуть свою антироссийскую ориентацию?
Станислав Стремидловский: Нет. Любой антироссийский настрой, связанный с этой датой – величина несущественная. Я думаю, что определяющим было другое. До последнего считалось, что президент США окажется в Варшаве 1 сентября. В принципе, если бы Трамп подтвердил свой приезд в любой другое время – на Новый год, на День дурака 1 апреля, то и на эти даты Зеленскому было бы оптимально приезжать в Польшу. Так что здесь ключевым было то, что будет Трамп.
То есть Варшава планировала предстать местом вроде Биаррица, где в этом году прошел саммит Большой семерки. Соответственно, с приездом Трампа можно было представить дело так, что Польша выступила инициатором саммита, на котором США (президент Трамп), Польша (президент Дуда), Украина (Президент Зеленский) о чем-то серьезном договорились. Но Трамп не приехал и все стало как-то кисло.
ИА «Новороссия»: Тем не менее, вице-президент США Пенс встретился с Зеленским и пообещал дальнейшую поддержку Украины. Можно сказать, что это была больше формальная встреча в условиях отсутствия президента Трампа?
С.С.: Ну конечно. Если мы говорим об Администрации президента США, то там есть его помощники-советники, которые готовят повестку, есть Болтон, который накануне 1 сентября объездил Украину, Белоруссию и Польшу. Либо есть сам Трамп. Он человек, который подписывает окончательное решение. Вот Пенс в этом контексте – это не Трамп, он не подписывает окончательных решений. Но он и не помощник-советник типа Болтона. То есть это что-то такое промежуточное. Я надеюсь, что он на меня не обидится, но в данном случае 1 сентября он больше был свадебным генералом. Хотя, конечно, с ним приехала внушительная делегация и там принимались определенные решения, но это не те решения, которые могли быть приняты Трампом.
ИА «Новороссия»: Зеленский во время визита всячески подчеркивал желание найти общий язык с Варшавой, даже предложил установить памятник примирения на границе Украины и Польши. Как можно оценить визит Зеленского с точки зрения украино-польских отношений?
С.С.: Вообще этот визит был очень интересный, на мой взгляд. Зеленский после возвращения из Варшавы заявил: «Это не оттепель, это прорыв». Попробуем расшифровать эту фразу. Оттепель – это когда у вас была некая политика, которая привела в никуда, заморозила отношения, и потом вы начинаете корректировать эту политику, то есть отношения размораживаете. Но это магистраль в заданном направлении. Когда Зеленский говорит о прорыве, он говорит, что мы от прежней магистрали отказались, и мы собираемся предпринимать совершенно новые шаги.
То есть он отходит от концепции Порошенко. А что это может означать? Порошенко был гораздо сильнее завязан на Германию, чем на США. Соответственно, когда Зеленский говорит, что это не оттепель, а прорыв, он изменяет геополитическую ориентацию Украины. Посмотрим на то, как Зеленский вел себя в Варшаве. Его заявление о том, что «мы категорически против Северного потока, это угроза для Европы», – это прямой плевок в лицо Ангелы Меркель, это прямой плевок в лицо Германии, поскольку у Зеленского был шанс эту тему не педалировать. Порошенко то ладно, он был вынужден так или иначе это делать с самого начала. Но Зеленский мог попробовать эту тему не педалировать, то есть дать понять, что он настроен на перезагрузку отношений с Германией. Но получается, что не настроен. Хотя при этом Зеленский заявляет, что они договорились с Меркель о новой встрече в рамках «Нормандского формата». Но посмотрим, с чем он туда выйдет, и кто у него будет стоять за спиной. Это что касается международного контекста.
А теперь есть еще контекст двусторонних отношений. И в этом случае я должен отдать должное господину Зеленскому за его блестящую идею вложиться полякам в восстановление Донбасса. Как мы знаем, Польша руками и ногами отбивается, она не хочет приходить на Украину. Она не хочет приходить даже на свои бывшие восточные кресы, которые в контексте польской историографии нынешней и полькой пропаганды совсем польские. А что значит втянуться на Донбасс? Это значит, что Варшава должна взаимодействовать не только с Киевом, с ДНР, ЛНР, а и с Москвой. То есть в итоге Зеленский, как говорят в наших фейсбуках, троллит поляков. Интересно будет посмотреть, чем закончится в итоге для поляков те распростертые объятия, с которым к ним пошел на встречу Зеленский. Кстати, вот еще одна любопытная вещь. Зеленский ведь провел не только протокольную встречу с Дудой, но еще полтора часа вместо 30 минут общался с премьером Польши Моравецким, более того, Зеленский встретился с Гжегожем Схетыной. А это не просто председатель комитета по иностранным делам Сейма Польши. Это лидер крупнейшей польской оппозиционной партии. То есть Зеленский показал, что он настроен работать с поляками очень серьезно и что прежний кавалерийский наскок, который позволяли себе как Порошенко, так и польские власти друг к другу, не пройдет.
ИА «Новороссия»: Пойдет ли Зеленский на отказ от домонстративной бандеровщины, которая при Порошенко была преградой для диалога с Польшей?
С.С.: Зеленский пойдет на отказ от бандеровщины не ради диалога с Польшей, а потому что вся эта бандеровщина политически ему невыгодна. Она дискредитирует Украину на международной арене, она раскалывает Украину. Ну и в конце концов бандеровщина – это икона противников Зеленского. Кто поддерживает всю ту дрянь, которая связана с бандеровщиной? Это те люди, которые после второго тура выборов президента орали во весь голос, что «украинцы идиоты, украинцы выбрали клоуна, Украина одурела». Так какого черта Зеленский должен им наигрывать, зачем? Конечно, он пойдет на то, чтобы отказаться от бандеровщины, чтобы купировать и загнать их под лавку в их селах в горах Галиции.