Стеван Гайич: Действия НАТО в Македонии тесно связаны с Сербской весной в Черногории
11 февраля парламент Северной Македонии принял законопроект о вступлении страны в НАТО. Ранее в стране был проведен сомнительный референдум о переименовании государства. Ранее премьер Македонии Зоран Заев подал в отставку, страну ожидают новые выборы. По мнению доктора политических наук, научного со
11 февраля парламент Северной Македонии принял законопроект о вступлении страны в НАТО. Ранее в стране был проведен сомнительный референдум о переименовании государства. Ранее премьер Македонии Зоран Заев подал в отставку, страну ожидают новые выборы. По мнению доктора политических наук, научного сотрудника Белградского Института европейских исследований, приглашенного профессора МГИМО Стевана Гайича, спешка в принятии македонским парламентом решения о вступлении в НАТО непосредственно связана с масштабными народными протестами в Черногории. В беседе с ИА «Новороссия» эксперт ввел термин «Сербская весна».
«Македония уверенно находится на пути в НАТО, этому предшествовала смена предыдущей власти и референдум, который провалился – на него пришло всего 36% населения, хотя по Конституции Македонии референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие 50% избирателей плюс один голос. Несмотря на это «коллективный Брюссель» (НАТО и ЕС) заявил, что референдум был «безупречным», поаплодировав македонским властям. Голосование парламента Македонии – это очередная серия юридически неправильных процедур. Ситуация складывается довольно комичная – Македония будет первым государством, которое ратифицировало документ, который может вступить в силу только после того, как все страны НАТО (все правительства и парламенты) утвердят решение о принятии нового государства в состав альянса. А это говорит лишь о рабском отношении нынешней мекедонской власти к натовскому начальству и своим западным покровителям. При этом эти же власти практически с первого дня ущемляют славянское православное население, практически федерализировали страну, превратили ее фактически в албанско-македонское государство и даже унизительно изменили имя страны, которое было принято в Конституции. Решение парламента о вступлении в НАТО – это такая «вишенка на торте» в этой комедии-фарсе. Но самом деле тут даже шутки не уместны, реалии Македонии посильнее любой комедии», — рассказал Гайич.
По его словам, блок НАТО по ряду причин чувствует себя сегодня очень неуверенно, и это касается не только Балкан, а и в целом мировой геополитической обстановки.
«О глубочайшем кризисе НАТО говорит и президент Франции Эммануэль Макрон, который имеет свое видение, хотя он тоже из глобалистов, но его мировоззрение отличается от остальной команды, которая связывает себя с администрацией Клинтонов, с Соросами, с силами, которые продолжают влиять на мировую политику. Макрон понимает, что на глобальном уровне нынешний президент США Трамп пытается реформировать Бреттон-Вудскую экономическую систему, и он рассматривает НАТО как пережиток Холодной войны. По мнению Трампа, НАТО вредит США экономически и в любом другом смысле. То есть для США – это перенапряжение, чтобы в каждой точке земного шара они имели базы. Трамп хочет сконцентрироваться на сдерживании Китая и на развороте к доктрине Монро, то есть к контролю над латиноамериканским континентом. Поэтому мы видим и события в Венесуэле, Боливии, Бразилии и других странах Латинской Америки.
Для того, чтобы вернуть влияние США в Латинской Америке, укрепиться там и сдерживать Китай, Трампу нужно если не союзничество, то хотя бы понимание с Россией. А то, что делает НАТО, ровно противоположно тому, что пытается делать Трамп. НАТО укрепляет свои силы на восточных границах, НАТО пытается «всосать» все страны Балкан, которые там еще не находятся. Глобалисты хотят, чтобы США оставались на Ближнем Востоке, хотя Трамп постоянно пытается выйти оттуда, несмотря на последний эпизод. Потому что после убийства Сулеймани и ответа Тегерана мы не увидели, что США сделали полноценное вторжение против Ирана. Я считаю, что эти проблемы – на Ближнем востоке, в восточной Европе, на Балканах – Трампу не нужны, и что он пытается США вытеснить из парадигмы Холодной войны. Он реалист, который хочет реально разделить планету на сферы влияния и показать, что приоритеты США внутри себя, чтобы страна стала более здоровой, набрала новую силу и т.д. Это цель Трампа и людей, которые за ним стоят. А то, что делает НАТО – это ровно противоположно.
Возвращаясь к Макрону. Он сказал, что у НАТО произошла клиническая смерть мозга, что пятая статья устава, которая говорит о том, что если любая страна НАТО подвергнется нападению, все остальные страны альянса должны ее защищать, вряд ли сработает. Макрон сомневается, что в нынешних условиях это может сработать. Поэтому он уже неоднократно повторяет потребность формирования Европейских вооруженных сил. Англия после брексита так или иначе будет связана с США, поэтому она может не бояться за свою безопасность. А Европа остается внутри «сендвича» между Россией с одной стороны и других сил, таких как Турция и США, которые отклоняются от НАТО, с другой. Макрон видит ситуацию на шаг вперед, он считает, что НАТО, скорее всего, прекратит свое существование в нынешнем виде, и поэтому уже готовит площадку для преемника – Европейских вооруженных сил. А НАТО – это компания, которая если не расширяется, то безусловно рухнет. Поэтому НАТО постоянно обостряет обстановку: наращивает силы на границе с Россией, хотят втянуть все Балканы, где главная их цель – это Сербия, на самом деле», — пояснил ученый.
По мнению эксперта, руководство НАТО и глобалисты сегодня столкнулись с такими проблемами на Балканах, которые для них стали абсолютно неожиданными.
«В Черногории, которая является последним новым членом НАТО (ее приняли в 2017 году), сейчас происходит действительно народное восстание против власти. Это настоящая Сербская весна, с полной ответственностью это говорю! Черногорцы вышли на улицы с флагами Княжества Черногория – это сербский триколор и белый орел, а нынешний государственный флаг Черногории стал для народа просто неприятным изгоем. Сегодня они поют «Косово – это Сербия», хотя, я напомню, Черногория ранее признала Косово как независимое государство. Даже на горе Синяевины, где НАТО хочет построить военную базу и аэродром, народ поет «Не дадим святыни, не дадим гору». Не отдадим святыни – это главный лозунг протестов, потому что власть Черногории хочет отжать святыни Сербской православной церкви и сказать, что это государственное имущество. Это вызвало невероятный народный подъем.
Почему это связано с натовской историей? Потому что именно натовская команда – Джордж Сорос, Бернард Кушнер (бывший министр иностранных дел Франции, представитель «международного сообщества» в Косово), Марти Ахтисаари (финский дипломат, который тоже вел политику отделения Косово от Сербии), Карл Бильдт (известный шведский дипломат, жуткий русофоб и сербофоб), Хавьер Солана (бывший Генсек НАТО, бомбивший Югославию), входящие в Европейский совет по иностранным делам, объявив себя «экспертами по Балканам», приняли резолюцию, в которой объявили Сербскую православную церковь в Черногории самым опасным рычагом русского влияния, дестабилизации и т.д. То есть самая злая глобалистская натовская команда именно в Сербской церкви увидела главного врага. В резолюции, опубликованной на православное Рождество, 7 января, эти самые «эксперты» отмечают, что СПЦ придерживается «националистических и противоречивых взглядов», отрицает «сербские военные преступления», отрицает права ЛГБТ и гендерное равенство, называет НАТО Четвертым рейхом, имеет прочные связи с Россией и враждебно относится к Западу», — рассказал Гайич.
По его словам, гнев и паника глобалистов по поводу событий в Черногории вполне понятны, потому что происходящие там события перечеркивают «всю антисербскую пропаганду за последние 70 лет».
«Черногорскую нацию выдумали из части сербского народа, ее построение началось после прихода коммунистов к власти по ленинскому принципу – также, как у вас создавали из русских «украинцев» и «белорусов». Так вот все это наследие черногоризации как будто было стерто. Практически все православное население вышло в защиту своих святынь. Эти крестные ходы, шествия, которые происходят каждые четверг и воскресенье, настолько массовые, что вряд ли можно найти сегодня параллель в мире. Хотя я должен отметить, что СПЦ в Черногории поддержали и местные мусульманские имамы, и даже Ватикан, который на официальном уровне заявил, что государство не имеет права отбирать церкви. То есть политика НАТО на Балканах находится под очень большим вопросом.
Дело в том, что это подняло весь сербский народ. В Боснии и Герцеговине также проходят очень массовые шествия, особенно в той части, которая граничат с Черногорией. Северная Черногория – это старая Герцеговина, никакое разделение уже не важно, это все один и тот же народ. В самой Сербии тоже происходят шествия, хотя СМИ их и замалчивают, потому что президент Вучич союзник Джукановича (президент Черногории – прим.ред.), он тоже проводит натовскую политику, несмотря на все его «братские» заявления в Кремле.
Все пронатовские лидеры на Балканах, особенно на сербских территориях, очень бояться народного пробуждения, потому что оно очень глубокое. Это не простой национализм, как было в 1990-е, когда появились все национализмы в Югославии. Нет, это гораздо глубже, потому что люди стали за святыни и дальше отступать им некуда. Недавно один из владык Сербской церкви в Черногории Иоаникий рассказал историю – он стал свидетелем, как одна маленькая девочка несла икону на шествии и посмотрела на полицейского, который улыбнулся, потому что это ребенок. Так вот она ему сказала: «Дяденька, не улыбайтесь, тут ничего нет смешного, это очень серьезное дело!», — добавил Гайич.
«Поэтому то, что сейчас происходит в Черногории, – это очень важно. Это очень уникальная ситуация как во всем христианском мире, так и в православном тем более. И это, на мой взгляд, напрямую связано с политикой глобалистов на Балканах. НАТО находится в панике, и им нужен как наркоману сейчас какой-то подъем. Поэтому они и хотят втянуть Мекедонию как можно раньше, пусть и формально, чтобы противостоять эту тому процессу. Поэтому ситуация в Черногории напрямую связана с решениями в Македонии. НАТО сейчас нужен какой-то успех, чтобы как-то эту волну остановить. Но они не знают, как остановить, потому что шествия с каждым днем все более и более массовые. Джуканович теряет позиции. Люди из его партии публично режут карты, многие местные советы полностью выразили сербскую позицию, в шествиях в защиту святынь принимают участие члены правящей партии и полицейские. Черногория маленькая – там все друг друга знают. В Донбассе есть города, которые больше всей Черногории. Там всего 600 тысяч населения, а реально находятся, может, полмиллиона. Это движение, которое охватило все государство. Это сильно мешает натовским планам, и они бояться, что волна протестов перейдет на Македонию, потому что это старая Сербия, это тоже были наши южные края. Люди там очень ущемлены, и они видят пример, когда после 30 лет гнета люди достойно встали на свои ноги, даже те, кто были частью режима Джукановича. И поэтому сейчас НАТО пытается показать хоть какой-то успех, чтобы не допустить перспективу народных выступлений в Македонии», — подчеркнул эксперт.
«Но я считаю, что НАТО этим не решит свои колоссальные структуральные и системные проблемы, потому что действия Трампа, Макрона и Великобритании после брексита совершенно не соответствуют интересам натовской администрации в Брюсселе», — констатировал собеседник ИА «Новороссия».