Стеван Гайич: Интересы сербского и русского народов для России должны быть выше договоренностей с Западом

Трое сербов пострадали от рук албанцев во время попытки посетить разрушенную церковь Святой Троицы в селе Петрич вблизи города Печ в Косово. Нападения на сербов продолжились и в последующие дни. Запад усиленно продвигает идею разделения Косово. Власти Сербии говорят о возможном компромиссе с албанца

Трое сербов пострадали от рук албанцев во время попытки посетить разрушенную церковь Святой Троицы в селе Петрич вблизи города Печ в Косово. Нападения на сербов продолжились и в последующие дни. Запад усиленно продвигает идею разделения Косово. Власти Сербии говорят о возможном компромиссе с албанцами и Западом. О ситуации вокруг Косово и русско-сербских отношений ИА «Новороссия» рассказал доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград) Стеван Гайич.

ИА «Новороссия»: Стеван, прокомментируйте произошедшие нападения на сербов в Косово. С чем связано очередное обострение?

Стеван Гайич: Обычно, когда албанцы пытаются чего-то добиться, они обостряют ситуацию и начинается насилие над сербским населением. 28 мая в деревне Петрич было совершено нападение на сербов. Но после этого еще несколько инцидентов случилось. Напали на одного священника, который был в церкви Троицы в деревни Жадж. Албанцы напали на его машину, разбили переднее стекло. При этом он внутри был с женой и двумя малолетними детьми. А вчера в месте Староградско было совершено нападение на семью сербов с полугодовалым малышом. Причем после того, как в присутствии полицейских албанец ударил серба, а тот ему ответил, полицейские использовали газовый баллончик против серба, в результате чего пострадал и ребенок.

Так что инциденты происходят один за другим. Это означает, что албанцы спешат при поддержке «мирового сообщества» (на самом деле это политический Запад) любыми путями отделить Косово от Сербии. Чтобы был составлен соответствующий договор между Белградом и Приштиной.

На днях в парламенте Косово их премьер-министр, бывший головорез Рамуш Харадинай заявил, что албанцы хотят выйти из переговоров в Брюсселе, потому что сербская сторона хочет говорить об общине муниципалитетов, а албанцы хотят говорить об энергетике.

ИА «Новороссия»: Имеется в виду ситуация вокруг комбината Трепча?

С.Г.: Да. Напомню, что Сербия уже передала много своих государственных функций незаконным властям Косово под давлением Запада. Это суды, полиция и т.д. На севере Косово все это функционировало практически в системе Сербии. Можно провести параллели с ДНР и Россией.

До последнего времени сербские институты там функционировали несмотря на то, что территория давно оккупирована НАТО. Сербия с 2013 года много своих институтов передала албанцам, но они теперь хотят получить и энергетику. Здесь как раз идет речь о Трепче. Это комбинат, включающий в себя несколько шахт, в которых добывается руда, цинк, свинец, серебро и другие металлы. Это стратегически важные предприятия и не только для производства электричества. Вот этот комбинат албанцы и хотят окончательно «отжать». Именно по этой причине они заявляют о выходе из переговоров. Хотя сербы давно уже должны были выйти из них.

ИА «Новороссия»: В последнее время все чаще слышны разговоры о разделении Косово. Проясните ситуацию, насколько этот вариант реален?

С.Г.: Если говорить о более высоком политическом уровне, проблема в том, что президент Сербии постоянно говорит о каком-то компромиссе между сербами и албанцами. На фоне этого наш министр иностранных дел Дачич сказал, что Сербия была бы не против разделения Косово. Но на самом деле это было бы полной катастрофой и означало бы, что Сербия признала независимость, а получила бы только 15% территории на севере Косово. Этим бы был нарушен государственный суверенитет.

Но то, что еще опаснее и что еще печальнее – это заявление посла России Александра Чепурина, который сказал, что Россия согласится с разделением Косово, если Сербия считает, что это лучшее решение (после волны возмущения в Сербии посол Чепурин вчера заявил, что его не совсем правильно поняли и смягчил риторику – прим.ред.). На самом деле это просто ужасно. Это старая позиция России, которая изменилась после визита Сергея Лаврова в феврале этого года. Лавров сказал, что Россия будет придерживаться резолюции ООН 1244, что ЕС должен докладывать Совбезу ООН о ходе переговоров (между властями Сербии и Косово – прим.ред.) и объяснить, почему Европа все время поддерживает албанскую сторону. Теперь же звучит старая позиция, что Россия будет соглашаться с любым решением.

И это очень опасно, потому что мнение президента Сербии Александра Вучича совпадает с мнением американского East-west института, который работает на национальный комитет США по внешней политике. В Нью-Йорке в начале мая вышел доклад, в котором говорится, что США против замороженного конфликта в Косово. Это же термин постоянно использует Вучич, выступая против замороженного конфликта. Хотя 90% интеллектуалов, которых собрал президент в так называемом «внутреннем диалоге» по Косово сказали, что лучше замороженный конфликт, чем решение, направленное против интересов Сербии.

Сербская Православная Церковь на Соборе в мае также выступила категорически против разделения Косово. В этих условиях мы слышим, что даже Россия была бы не против разделения Косово, если это поддержат представители власти, которые и так уже много сдали нашим врагам.

В сложившихся условиях получается, что самые ярые албанские националисты – это наши условные союзники. Потому что они тоже против разделения Косово, но естественно по другой причине – чтобы вся территория отошла им.

Также на днях было озвучено, что Албания и Косово хотят убрать все границы между собой и отменить роуминг. То есть на наших глазах реализуется проект «великой Албании». Главное, чтобы Сербия и Россия не были посредниками этого сценария и не способствовали этому.

Ситуация очень опасна и надо отметить, что в атлантических структурах и внешнеполитических ведомствах США и Албании ощущается спешка и нетерпение. Они хотят, чтобы как можно быстрее Сербия так или иначе позволила Косово войти в ООН, то есть признала бы Косово независимым государством. И самым тем нарушила бы свой суверенитет. Поэтому любая идея о разделении Косово, либо позволение Косово войти в ООН, так или иначе опасна.

ИА «Новороссия»: Но ведь большинство народа не поддержит отказ от Косово?

С.Г.: Президент Сербии недавно сказал, что не может принять любое решение если с этим не согласится большинство народа, то есть намекнул на референдум по Косово. Но мы знаем, как здесь проходят все выборы. И если президент решит, что большинство народа должно сказать, что Косово – это не Сербия… Зависит от того, как вопрос будет сформулирован. Несмотря на то, что большинство сербов против, я не могу быть уверенным в результатах такого референдума. Вспомним референдум 2006 года в Черногории. Несмотря на то, что большинство народа было против отделения от Сербии, проголосовали так, как сказало НАТО. И Черногория отделилась.

Поэтому я не доверяю референдуму, а доверяю только Конституции Сербии и решениям Сербской Православной Церкви (СПЦ). Это очень важно, потому что СПЦ вместе с армией — это институт, которому больше всего в государстве доверяет народ.

Сейчас мы наблюдаем, что СМИ и президент пытаются пренебречь мнением церкви. Вучич заявил, что он «православный, но не очень сильно верующий» и что церковь не должна вмешиваться. Но дело в том, что церковь не вмешивается в чужое дело. Предстоятель Сербской церкви именуется Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский. То есть в городе Печ находится резиденция Патриарха. В одной из главных сербских святынь – основанном в XIII веке Печском Патриаршем монастыре. Поэтому вопрос Косово прямо касается СПЦ и мнение Церкви очень важно.

Дело в том, что при разделении Косово, не дай Бог, Патриаршая Печ осталась бы в южной части Косово, то есть отошла бы к албанцам. По сути, центр сербского Православия может отойти к албанцам и НАТО. Это не просто печально, это страшно. И для Сербии, и для всего Православия.

Поэтому замороженный конфликт, против которого выступают США, это на сегодняшний день лучший вариант. В условиях, когда мы недостаточно сильны, чтобы военным или другим способом обеспечить свой суверенитет. Это лучше, чем принимать какие-то долгосрочные решения в ущерб интересам сербского народа и Православия в целом.

ИА Новороссия: Получается, что Запад практически одновременно обостряет ситуацию на всех фронтах противостояния. Донбасс, Украина, Сербия…

С.Г.: Да. И это в том числе связано с тем, что скоро будет чемпионат по футболу в России. Вспомним, когда во время открытия Олимпиады в Сочи произошел нелегальный госпереворот в Киеве. Я боюсь, Запад понимает, что организация таких мероприятий для России — болевая точка, и в эти моменты они могут начать даже военные операции, чтобы парализовать реакцию России. И это опасно. По все видимости, июнь будет очень жарким в политическом, а может даже и военном плане.

Вместе с тем, я считаю, что судьба русского народа и в Донбассе, и в любой точке, гораздо важнее, чем какие бы то ни было спортивные мероприятия.

ИА «Новороссия»: Как вы считаете, возможно ли серьезно обострение в Косово и будет ли России реагировать на провокации Запада. Или все-таки Москва будет руководствоваться более соглашательной позицией?

 С.Г.: Проблема в том, что сербские власти уже практически не реагируют на провокации в Косово. Недавно американские беспилотники MQ-1 Predator шпионили над Сербией и сербская ПВО никак не реагировала. Абсолютно нелегально, в нарушение всех договоров между Сербией и НАТО. То есть прямое нарушение суверенитета. При этом наши СМИ всячески пытаются замолчать эти факты. Наши власти постоянно выражают какие-то озабоченности, но никаких действий не предпринимается для того, чтобы защитить собственный народ. Бесконечно происходят унижения, и мы не видим, когда они закончатся.

Поэтому и опасны заявления со стороны России о согласии с любым решением властей Сербии. Причем это идет параллельно с поговоркой, которую мы часто раньше слышали из Москвы, – что «русские не могут быть большими сербами, чем сами сербы». Да, не могут. Но русские морально могут и должны быть большими сербами, чем потенциальные сербские предатели. В истории были моменты, когда и сербы были большими русскими, чем русские предатели. Вспомним, как сербы после революции приняли сотни тысяч белых русских эмигрантов, которым на родине грозила расправа от большевиков. Я считаю, что сейчас у нас смута, и поэтому Россия должна разобраться, и не поддерживать решения, которые могут быть приняты властями Сербии, но будут направлены в ущерб интересам сербского народа.

Я считаю, что Россия несет ответственность не только за себя, а имеет обязательства по защите всего православного мира. И естественно это касается и сербов и особенно Косово и Метохии, в которых расположены православные святыни. Косово с его монастырями – это как Афон в Греции или как древние монастыри в России. Поэтому ответственность России существует, хотела она бы этого или нет.

ИА «Новороссия»: На Россию надеется Донбасс, надеются русские на Украине и, получается, и сербы тоже. Перед Москвой действительно большая ответственность.

С.Г.: Я понимаю, что особенно на Украине вне территории ЛНР и ДНР у русских есть чувство брошенности. Россия может таким же образом в уныние бросить массу сербов. Если поддержит решение, которое даже на юридическом уровне отделило бы Косово от Сербии. Западу недостаточно военной оккупации, им нужен полный отказ Сербии от своей святой земли. Поэтому и идет такая атака на нас со стороны атлантистов.

Поэтому, я повторюсь, большая ответственность лежит на России. И особенно не нужно говорить, что любое решение сербских властей будет поддержано в Москве. Потому что власти сегодня одни, завтра другие, а Сербия и сербское православие, так же, как и русское, – они вечные, а интересы сербского и русского народов превыше каких-то сиюминутных политических или экономических договоренностей.

Новости партнеров