Стеван Гайич: Обострение в Косово, Керченская провокация и наращивание сил НАТО у границ России – звенья одной цепи

15 декабря парламент самопровозглашенной республики Косово одобрил создание собственной армии. В ответ власти Сербии пригрозили направить в Косово армию. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил сожаление в связи с созданием «армии Косово», назвав решение албанских властей края «несвоевре

15 декабря парламент самопровозглашенной республики Косово одобрил создание собственной армии. В ответ власти Сербии пригрозили направить в Косово армию. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг выразил сожаление в связи с созданием «армии Косово», назвав решение албанских властей края «несвоевременным». Чем грозит обострение ситуации в Косово и как это связано с политикой Запада против России в интервью ИА «Новороссия» рассказал доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград) Стеван Гайич.

ИА «Новороссия»: Парламент самопровозглашенной республики Косово проголосовал за создание собственной армии. К чему приведет это решение албанских и какова реакция на происходящее в крае в остальной Сербии?

Стеван Гайич: Само по себе это решение полностью противоречит положениям резолюции Совбеза ООН 1244. Оно очень опасно, потому что снова приближает весь регион к возможному обострению конфликта.

Прежде всего нужно отметить один очень важны момент здесь. Я не раз говорил, что Сербия ведет двойственную внешнюю политику — существуют два течения внутри самого правительства. И об этом свидетельствует недавнее заявление бывшего министра иностранных дел Вука Еремича, который утверждает, что 4 ноября в Риме состоялась тайная встреча президента Сербии Вучича и лидера незаконных властей Косово Тачи. Причем сделано это было в тайне от сербского общества и общественности Косово. По словам Еремича, в этой встрече посредниками были бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр и Александр Сорос, сын того самого Джорджа Сороса. Они встретились при делегации ЕС в Ватикане. То есть он утверждает, что весь этот шабаш с формированием армии Косово сделан с согласия Вучича. И это очень серьезные обвинения. Поэтому если Еремич врет, то он должен нести ответственность, а если говорит правду, то ответственность безусловно лежит на президенте Сербии.  Хашин Тачи, кстати, признался, что был в Риме. Он заявил, что это был частный визит и более ничего не объяснял. Это также говорит в пользу того, что эти переговоры действительно имели место. Но сами участники открыто не говорят о том. Пока мы имеем только очень тревожное заявление бывшего министра иностранных дел Вука Еремича. Хотя он оппозиционер и можно предположить, что он это из-за политических причин говорит. Тем не менее это очень серьезные обвинения в адрес президента Сербии. И если он был причастен к формированию армии Косово, то значит, что мы имеем дело с внутренним предательством, что гораздо опаснее любой другой угрозы.

МИД Сербии пока представляет другое течение. Внутри сербской власти есть два противоположных вектора политики: Вучич, который все время намекает на «компромисс» на так называемом «разграничении», которое позволит Косово стать частью Албании, а значит и частью НАТО. В таком случае Сербия останется в полном окружении.

Разграничение, любой компромисс, который сделается на условиях Вучича, Тачи, Сороса и Блэра, ведет Балканы в НАТО и выбьет Россию очень на долгое время с этого региона. Потому что пока что Россия здесь держится на том, что сербский народ, Сербская православная церковь, МИД Сербии и интеллектуалы ведут достаточно дружественную политику.

Глава МИД Сербии Ивица Дачич продолжает настаивать на своих позициях и довольно успешно их лоббирует. Я думаю, что не без помощи России. Дачич добивается, чтобы как можно больше стран, которые когда-то признали Косово, отказывались бы от этого решения официальными документами. Уже таких стран 10 и их число будет только увеличиваться. Раньше Косово признавали больше половины членов ООН, но скоро ситуация будет другая. Уже сейчас таких стран меньшее 100 и это число будет и дальше падать.

ИА «Новороссия»: Насколько опасно для Сербии решение о создании албанской армии Косово?

С.Г.: Я думаю, что как таковая армия Косово не представляет угрозу, с которой мы бы не смогли справиться. Мы в 1999 году сражались не с албанцами, а сражались против НАТО. И до интервенции НАТО военные действия против террористов не были для сербского государства нерешимой проблемой. То есть с военной точки зрения албанцы никогда сами по себе не будут представлять серьезную угрозу сербам. Но дело в том, что нас не бомбили самолеты Албании, нас бомбили самолеты Англии, США и других стран НАТО. И это очень важный момент. Часто появляется албанский фактор как некая страшилка. Я думаю, что это не должно быть так. Во-первых, албанцы в Косово — это наши сограждане, которые пока находятся под властью террористов. Тоже самое было в свое время в России. При этом Россия не отказывалась от своих граждан, она отказалась подчиняться воле террористов, а потом, когда это проблемы были решены, граждане продолжили жить в своем государстве как раньше, без всяких проблем. Это тоже нужно знать. Нам часто хотят навязать дискурс что албанцы — проблема. Нет, не албанцы проблема. Проблема в том, что атлантисты разбивают Сербию и сербов как потенциального русского игрока на Балканах. В этом ничего не изменилось за последних 200 лет. Поэтому смысл создания армии Косово тоже объясняется именно этим. Это давление на Сербию и Россию.

Проблема в том, что мы сегодня изнутри не консолидированы. И если идут такие серьезные обвинения в адрес президента Сербии, это самая главная проблема. Я опять повторяю – внешняя угроза ничто, если внутри существует консенсус. А внутри Сербии его нет, потому что президент Сербии действует против мнения подавляющего большинства общества, против мнения Сербской Православной Церкви, что главное, на мой взгляд. Вучич постоянно говорит о том, что нужно прийти к компромиссу, разграничению и т.д. Этого сербское общество не хочет, для нас это не приемлемо. Но этого, видимо, хотят его друзья — Тачи, Блэр и Сорос. Я думаю, что Вучичу нужно прежде всего объяснить, что произошло в Риме. А дальше уже будет видно, как с учетом этих фактов сербское общество будет реагировать.

ИА «Новороссия»: Что значат слова генсека НАТО Столтенберга, который назвал «несвоевременным» такой шаг террористических властей Косово?

С.Г.: Это значит, что создание армии Косово стоит на повестке дня, но по мнению руководства НАТО, это надо было сделать чуть позже. А незаконные власти Косово преждевременно раскрыли планы. Это также свидетельствует о том, что НАТО четко нарушает мандат KFOR (международные силы под руководством НАТО, отвечающие за обеспечение стабильности в Косово – прим.ред.). Недавно в Вене министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал, что силы KFOR в Косово должны действать согласно резолюции Совбеза ООН 1244 и что их задача не расширять евроатлантическую интеграцию, а соблюдать резолюцию ООН. То есть НАТО тоже сама нарушает резолюцию. Потому что они пришли туда с одной миссией, это резолюция Совбеза, а у них повестка совершенно другая. Они с самого момента прихода и до сих пор всячески поддерживают формирование нелегальных институтов Косово. Но с армией – это уже полный беспредел. Это вызов не только Сербии, а это вызов и России, и, я бы сказал, и Китаю. Потому что эти два государства являются постоянными членами Совета безопасности, и у них по этому поводу была четкая позиция все это время.

ИА «Новороссия»: Попытка обострить ситуацию в Косово, Сербии идет параллельно с давлением на Россию, в том числе после провокации Украины в Керченском проливе. Случайно?

С.Г.: Я бы сказал бы, что это цепочка провокаций против России и против тех, кто видится, условно скажем, «агентами России». А мы, сербы, имеем клеймо агента России последние 200 лет. Сербов видят, как русских агентов на Балканах, и мы этого не изменим. Раз так есть, тогда нам надо собраться между собой и понять, что если хотим выжить, то, наверное, мы должны быть плотнее с теми, кто нас может спасти или помочь спастись от постоянной угрозы. Нам угрожают, потому что видят в нас русских. Это факт. Поэтому я думаю, что события вокруг Косово естественно связаны и с провокаций в Керченском проливе, и с наращиванием армии НАТО в Польше и балтийских странах. Даже если на карту посмотреть — это все один фронт. Сейчас для НАТО Сербия и сербский народ являются такой же проблемой, как в свое время и для Гитлера. Мы – дыра в натовской карте Европы. И это естественно большая проблема для них.

Хочу напомнить, что в 1941 году Гитлер на нас напал в апреле без первоначального плана, потому что правительство у нас уже подписало с ним пакт, но армия устроила переворот. Когда на улицу вышел весь Белград, Гитлер настолько был в ярости, что начал внезапную операцию против нас. Это на самом деле откладывало операцию Барбаросса против Советского Союза, которая с апреля была перенесена на июнь. И естественно потом зима пришла раньше на два месяца, что в некоторой степени спутало планы фашистов.

Стратегически и геополитически мы являемся вечной проблемой для наступления на Россию. Потому что они не знают, что будет происходить в тылу. То есть мы как камень в обуви и поэтому Запад ведет такую кампанию. Черногория была без референдума полностью нелегальным путем интегрирована в НАТО, Македонию пытаются интегрировать через решение вопроса с названием, остается только Сербия. Если будет реализован план Вучича-Тачи-Блэра-Сороса по разграничению, то безусловно со временем Сербия войдет в НАТО тоже насильственным путем. Поэтому очень важно соблюдать резолюцию ООН 1244 и территориальную целостность Сербии, потому что это препятствует натоизации и полному покорению сербов.

ИА «Новороссия»: Как в самой Сербии народ воспринимает и шаги албанских властей Косово и позицию президента Вучича. Готовы ли в случае реализации негативного сценария проводить какие-то массовые акции протеста?

С.Г.: Массовые акции протеста уже начались. Они начались из-за наколенной внутриполитической обстановки, из-за политического насилия, которое Вучич и те, кто его поддерживает проводят и т.д. Каждую субботу люди выходят на акцию протеста. И в эту субботу тоже будет. В прошлую субботу было 25000 человек, в предыдущую меньше. То есть протест набирает обороты.

Дело в том, что оппозиция четко заявила, даже те, кто были прозападные, что Вучич получил зеленый свет быть деспотом внутри страны в обмен на то, что он будет выполнять геополитические задачи Запада. Это у нас поняли уже даже прозападные политики. Внутренняя политика, репрессии, четко связаны с тем, что у него есть попущение. Пока он будет проводить натовскую повестку, Столтенберг и все остальные будут называть его большим реформатором, демократом и т.д. Атлантические структуры Запада показали, что им абсолютно все равно какая будет внутренняя обстановка и все эти разговоры о ценностях – это ветер, главное, чтобы их интересы были защищены.

При этом надо отметить, что на самом Западе тоже нет консенсуса.  Германия категорически против разделения Косово. Германия сказала Америке и всем остальным, что они опасаются такого варианта, потому что он может вызвать цепную реакцию по всей Европе. И тогда развалится мир, в котором Германия впервые была гегемоном в Европе без штыков и сапогов на чужой территории. Она поднялась просто благодаря своей экономике и сильной политике. Теперь же, если ко всем остальным проблема ЕС добавятся территориальные из-за сделки о разделении Косово, то немецкий мир, который они построили после объединения (Германии – прим.ред.), полностью разрушится. Поэтому немцы четко выступают против этого. Ангела Меркель не раз заявляла, что границы на Балканах не должны меняться. Да, в немецком понятии это граница Косово, а в   сербском понятии – граница Косово внутри Сербии, но тем не менее. Единственная цель этой сделки – это полная натоизация всего, что осталось. Надо понять, что в вопросе раздела Косово интересы НАТО и Германии противоположны. Для НАТО главное – натоизация, чтобы как можно быстрее все Балканы вошли в военный блок, и чтобы в этом секторе более широкого фронта против России не было никаких логистических проблем.

ИА «Новороссия»: Исходя из всего сказанного, как Вы видите развитие ситуация в ближайшие месяцы и насколько план НАТО и его реализация зависит от позиции России?

С.Г.: Я думаю, что возможность реализации планом НАТО сильно зависит от позиции России. Москва должна продолжать принципиально отстаивать свою позицию по выполнению резолюции Совбеза ООН 1244, несмотря на те разногласия которые слышатся из Белграда. То есть одни заявления из МИД и Сербской православной церкви, а другие — из кабинета президента и премьер-министра. Любая сделка по Косово, тем более если Россия на нее согласится, безусловно приведет к натоизации. И тогда Россия может забыть за этот регион на ближайшие десятилетия. Это окажется очень большим стратегическим уроном.

Россия должна разобраться, что тут происходит. Ситуация в Сербии не аналогична украинской или какой-то другой. Вучич хочет казаться всегда другом России. Но я думаю, что он далеко не друг, а довольно коварный враг, который красиво говорит на словах, а на деле мы видим, что его партия проголосовала в 2016 году за пакет соглашений с НАТО. В то же время Россия не может получить для 5 спасателей МЧС в Российского-сербском гуманитарном центре в Нише самый простой дипломатический статус…

В дальнейшем мы будем наблюдать еще более бурную политику. Как внутри сербского общества, так и вокруг Косово. Думаю, что и Вучичу, и Тачи выгодны кризисы, которые искусственно создаются, потому что они тогда могут с внутренней повестки перевести внимание на государственные интересы. На самом деле общество и албанское против этого, и сербское. Но особенно болезненный вопрос этот для Сербской церкви, патриаршее кресло (монастырский комплекс Печская Патриархия – прим.ред.) которой находится именно на той территории, которую Вучич хочет сдать. Я знаю, что я это уже говорил, но не лишним было напомнить. России надо учитывать, что из всех православных церквей Сербская единственная, кто безоговорочно стала на сторону Московского Патриархата и УПЦ МП в вопросе созданного по инициативе украинских властей раскола, который поддержал Константинополь. Поэтому МИД и Россия в целом не должны быть безразличными к интересам СПЦ, потому что церковь наша очень боится, что нынешнее руководство Сербии (Вучич) может в какой-то сделке бесповоротно сдать наше религиозно-культурное наследие врагам.

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров