Стеван Гайич: России необходимо вернуться в Косово, чтобы помешать окончательной НАТОизации Балкан

Доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград), профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Стеван Гайич рассказал ИА «Новороссия» о тревожной ситуации в Косово и планах Запада по полной НАТОизации Балкан. ИА «Новороссия»: С чем связано очередное обост

Доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград), профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО Стеван Гайич рассказал ИА «Новороссия» о тревожной ситуации в Косово и планах Запада по полной НАТОизации Балкан.

ИА «Новороссия»: С чем связано очередное обострение в Косово. Внезапная провокационная операция албанского спецназа, приведение в боеготовность сербской армии. Что послужило причиной этого?

Стеван Гайич: Связано с тем, что Александр Вучич (президент Сербии – прим.ред.) и Хашим Тачи (президент самопровозглашенной Косово – прим.ред.) находятся в полном отчаянии вместе с Могерини (глава дипломатии ЕС – прим.ред.), после того, как их план о разграничении в очередной раз провалился. Это попытка отчаянных людей как в больнице реанимировать этот мертвый план. Мы это видим далеко не первый раз: какая-то провокация со стороны албанцев, потом Вучич якобы серьезно отвечает, и в итоге ничего не происходит. Но главное – создается впечатление, что сербы и албанцы настолько разные, что не могут жить в одном месте и что их срочно надо разграничить.

Заложниками всех этих политических игр являются косовские сербы, которые подвергаются насилию. Вот и в этот раз, люди были избиты, албанцы врывались в дома, переворачивали все. Все это показательные акции.

ИА «Новороссия»: В этот раз был избит российский сотрудник миротворческой миссии ООН.

С.Г: Это очень важный сигнал. Человек из миссии ООН, русский гражданин, был арестован и избит. На мой взгляд, российскому руководству стоит поставить вопрос о возможном возвращении своих миротворческих сил в Косово, потому что до 2003 года был и русский контингент в Косово и Метохии. Но потом они ушли под честное слово американцев и других, что и без России силы KFOR (англ. Kosovo Force, в официальных документах ООН на русском языке именуются СДК — «Силы для Косово») обеспечат выполнение резолюции ООН 1244. Время показало, что KFOR больше себя ведут как силы НАТО, а не миротворцы, обеспечивающие выполнение резолюции. И Россия как грант этой резолюции, как один из четырех постоянных членов Совбеза ООН имеет право вернуться в Косово.

ИА «Новороссия»: Очередному обострению в Косово предшествовало обращение Вучича к парламенту Сербии. Связаны ли эти события?

С.Г.: Вучич первый раз за семь лет обратился к главному законодательному органу страны. Впервые он сказал хоть что-то о переговорах с Косово, которые в принципе нелегальны с точки зрения Конституции и сербского законодательства.

Он появился в парламенте и во время своего жалобного выступления сказал, что если «компромисса» не будет, то албанцы нападут на сербов. Прямо как пророк. У него, наверное, способности как у Моисея или других пророков Ветхого завета, ведь это и случилось — албанцы напали на сербов. На самом деле это смешно до тошноты. Вучич ведет себя как очень плохой актер из дешевого сериала. Это уже никого в Сербии не впечатляет. Он утратил момент сюрприза. Такой дешевый трюк делали и с арестом Марко Джурича, и в других случая обострений. Это все одна и та же режиссура, а главный продюсер этого всего – НАТО.

ИА «Новороссия»: То есть все эти обострения в интересах НАТО?

С.Г.: Конечно. Я уже об этом говорил, но повторюсь, потому что это очень важно, особенно для русского читателя. Им нужно, чтобы Косово стало частью НАТО через объединение с Албанией. На днях об этом открыто заявил Тачи, об этом же сказал Тимоти Лес, который большой лоббист разграничения. Это британский дипломат.

Они мечтают, чтобы Косово стало частью Албании, точнее большая часть Косово после разграничения. И тем самым частью НАТО. Потому что Албания в НАТО и юрисдикция альянса распространится на Косово даже без формального какого-то соглашения.

Если их задумка осуществится, Вучич снова станет плакать и говорить: «Прости меня, Владимир Путин, я люблю Россию, но я вынужден пойти в НАТО, потому что мы в полном окружении и ничего не можем сделать». Естественно, он это скажет. Но не потребует военную помощь, не потребует, чтобы Сербия стала второй Арменией с российской военной базой или как Израиль для США и Пакистан для Китая.

Ему не нужна настоящая помощь России для сербского народа и сербского государства. Ему нужно, чтобы Россия «подстрелила себя в ногу», чтобы Москва поддержала разграничение Косово и Сербии, окончательное нарушение мирового права. А сегодня Россия на мировой арене только и занимается тем, что обороняет осколки международного права, которое грубо нарушается с 1999 года, с нелегальной бомбардировки Югославии без санкции Совета безопасности ООН.

Вучич думает, что в случае постановки вопроса о разграничении Москва скажет: «Ты наш друг, ты так хорошо с нами ладишь, и мы тебя понимаем, поэтому позволим, чтобы Косово нелегально вошло в ООН».

Но ведь таким образом будет сделан прецедент, чтобы из России и любого другого государства таким же образом могли выходить территории и провозглашаться независимые государства. То есть он ждет от России решений, последствия которых будут иметь прямые негативные последствия для самой России.

Вучич решил, что он может делать дураков из больших сил. Что китайцы согласятся с его «гениальной» идеей разграничения, что русские согласятся. Что весь мир просто так это допустит ему играться с вещами, от которых может зависеть миропорядок.

ИА «Новороссия»: А как расценивать заявление Вучича о приведении в боеготовность армии, переброску военных к границам Косово?

С.Г.: Это все дешевый популизм. Он так и раньше так делал. Сегодня журналисты спросили прямо его: «Это значит, что Сербия военным путем готова защищать сербов в Косово»? Он ответил: «Нет, я этого не говорил».

Какой смысл тогда в армии? Наша армия, которая 100 лет назад победила Австро-Венгерскую империю, которая в 90-х сопротивлялась НАТО… Этот перформанс только унижает нашу армию. Я даже не знаю, как это назвать.

Да, за рубежом новость о боеготовности звучит угрожающе – все, начинается война. Это очень волнительная новость. Но тут, в Сербии, людей это уже не впечатляет. Потому что это повторяется не первый раз и заканчивается ничем.

ИА «Новороссия»: Чем может закончиться нынешняя провокация?

С.Г.: Они не понимают, что игра с огнем может выйти из-под контроля. Да, они в 10-й раз повторяют одно и то же. Но что если кто-то третий в этом увидит повод, чтобы вмешаться? Они считают, что это эксперимент в безопасных условиях, и они будут знать, как все закончится. Но эта игра очень чревата плохими последствиями для Европы и всего мира.

Что если случайно кто-то погибнет в этих всех перформансах, что если кто-то будет застрелен? Уже ситуация накаляется, а ведь логику войны уже не контролируют участники этой войны. Поэтому я не считаю, что это наивно и не опасно. И конечно ответственность прежде всего на албанской стороне, которая использовала насилие. Но судя по заявлениям Вучича, Могерини, Тачи видно, что это часть одного и того же проекта НАТО.

Конечно цель – это полная НАТОизация Балкан и полное закрытие любого ненатовского места на европейской карте. Чтобы против России был твердый военный блок без исключений. Этим исключением пока является Сербия. Даже частично оккупированная, даже после 30 лет непрерывной войны, то в холодной, то в горячей фазе. Тем не менее мы мешаем уже тем, что формально не находимся в альянсе, хотя уже часть сербских земель находится.

ИА «Новороссия»: Почему Вучич открыто заявил, что Белград не контролирует ситуацию в Косово?

С.Г.: Потому что он хочет внушить чувство беспомощности в население Сербии, что бы люди думали, что мы уже не контролируем ничего.

У нас есть конституция и у нас есть международное право, и это твердые столбы. Но он начал приводить аргументы, которые и албанцы себе не позволяют. Он пытается обнулить резолюцию ООН, в которой написано, что она касается Союзной Республики Югославия. А так как Черногория отделилась (как часть НАТО-проекта), то уже не существует Союзной Республики Югославия, а существует только Сербия.

А то, что Сербия является юридическим приемником Югославии, он этого якобы не знает. То есть он приводит аргумент, как будто он адвокат албанцев.

С полной ответственностью заявляю: нет большего сторонника «великой Албании» и большего лоббиста НАТО на Балканах, чем Александр Вучич. И пусть меня арестуют в Сербии, но я абсолютно отвечаю за эти слова, их можно в камне высечь.

Вучичу приходится постоянно оказывать убаюкивающее действие на Москву, чтобы она соглашалась с его политикой. И это может продолжаться до момента, когда Россия перестанет контролировать процесс. Пока есть вето России в ООН, НАТО и Вучич не могут решить ситуацию с Косово. И поэтому одна из самых главных задач Вучича – это не разозлить Москву. То есть сохранять очень хорошие отношения, делать впечатление, что Белград – это главный союзник и т.д. Но главная цель всего этого – это чтобы блок НАТО полностью накрыл, даже юридически это пространство. На Балканах остались еще два государства, которые не находятся в НАТО. Это Сербия и Босния и Герцеговина. Все. Македония на пути – там практически дело сделано. Черногория два года назад была втянута в альянс. Все остальные находятся в НАТО.

ИА «Новороссия»: Можно сказать, что главная цель заварухи – это поднять вопрос Косово на Совбезе ООН и отойти от резолюции 1244?

С.Г.: Да. Главное — обнулить резолюцию, и чтобы Россия не мешала в этом процессе. Поэтому Вучич будет выслуживаться до самых границ достоинства, только чтобы Москва этому не препятствовала.

Сейчас юридический статус Косово и Сербии непонятен, Западу надо найти способ, благодаря котором эти территории могут оказаться в НАТО. А этот способ – это разграничение. То есть либо введение Косово в члены ООН, либо чтобы Совет безопасности просто позволил юридическое отделение края от Сербии, после чего он становится частью великой Албании. А тогда и Сербия изменит свою позицию. Если Сербия пойдет путем НАТО, то республика Сербская не сможет самостоятельно сопротивляться вхождению в НАТО. Босния и Герцеговина не входит в НАТО только за счет того, что республика Сербская этому препятствует.

Вопрос евроинтеграции Сербии уже не стоит – ЕС сам не знает, что с собой делать, особенно после последних выборов. Главный вопрос для Балкан – это полная натоизация. Это почти сделано, но остались два государства, центр Балканского полуострова – Сербия и Босния и Герцеговина. Поэтому все, кто продвигает план «взаимного контракта о примирении» между Сербией и незаконными албанскими властями Косово, – это прямые агенты НАТО.

Беседовал Тихон Гончаров

Новости партнеров