Стеван Гайич: Ситуация на Балканах очень опасна для Сербии и России

26 июля приштинская Gazeta Ekspres сообщила со ссылкой на дипломатические источники, что администрация президента США Дональда Трампа дала «зеленый свет» варианту разделения Косово. Источник издания сообщил, что существует возможность того, что Трамп договорился об этом с президентом России Владимир

26 июля приштинская Gazeta Ekspres сообщила со ссылкой на дипломатические источники, что администрация президента США Дональда Трампа дала «зеленый свет» варианту разделения Косово. Источник издания сообщил, что существует возможность того, что Трамп договорился об этом с президентом России Владимиром Путиным на российско-американском саммите в Хельсинки. В начале августа контингент миротворцев KFOR провел «регулярные учения» на севере Косово. Как пишет сербское издание Novosti.rs, члены KFOR утром 4 августа были развернуты на подъездных дорогах к озеру и гидроэлектростанции Газивода. В публикации отмечается, что военные маневры — это только прикрытие переброски подразделений НАТО на север края. Президент Александр Вучич провел экстренное заседание Совета национальной безопасности Сербии, на котором обсуждалась угроза обострения ситуации в отношениях с албанскими властями Косово. Вучич подчеркнул, что Белград не допустит силовых операций против косовских сербов «или новых погромов». 4 августа премьер-министр Албании Эди Рама сообщил, что на месте старого аэродрома в городе Кучова (с 1950 по 1990 год — город Сталин) появится первая на Балканах авиабаза НАТО. Специально для ИА «Новороссия» ситуацию вокруг очередного обострения конфликта в Косово прокомментировал доктор политических наук, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград) Стеван Гайич.

ИА «Новороссия»: Стеван, расскажите, с чем связано очередное обострение ситуации вокруг Косово и на сколько это может быть опасно для Сербии?

Стеван Гайич: Началось все с того, что несколько дней назад владыка Рашко-Призренский Теодосий и игумен монастыря Высокие Дечаны в Метохии рассказали, что в народе обсуждается некая договоренность между сербской и албанской сторонами на инцидент, который привел бы к разделению Косово.

В частности, албанцы попытались бы взять Газиводы – стратегически важную гидроцентраль, расположенную на севере Косово, после чего сербская армия заняла бы север края. А албанцы в ответ провели бы очередную этническую чистку и выгнали 80 тысяч сербов из так называемой «албанской» южной части Косово – Митровицы. Огласка возможности такого сценария очень разозлила власти Сербии. Президент Вучич начал говорить, что в Сербской Православной Церкви существуют иностранные агенты, что люди в мантиях не должны так говорить и т.д.

Информация о возможном инциденте довольно быстро распространилась, в результате чего американский контингент превентивно покинул свою зону и вошел на север Косово. Несколько хаммеров с силами KFOR просто расположились около Гидроцентрали. И слава Богу, что американцы так сделали, потому что если действительно существовал заговор между Вучичем и Тачи (лидер самопровозглашенной республики Косово), а я очень надеюсь, что это слухи, то это бы закончилось очередным гонением сербов. Но, наверное, в Сербии это было бы представлено, как «вот мы что-то получили, и сербская армия вернулась в Косово хотя бы на 10%». И это было бы печально. Снова были бы сожжены монастыри нашей церкви и снова народ страдал. Хорошо, что этого не случилось.

Я считаю, что и у албанской, и у сербской стороны нет консенсуса о том, что надо разделить Косово. Но эту идею у нас продвигает президент Вучич, который постоянно говорит о компромиссе, но Сербская православная церковь выступает четко против этого.

На майском заседании Архиерейского собора СПЦ было принято специальное послание по поводу ситуации вокруг Косово.  В послании четко определено, что «вопрос Косова и Метохии является главнейшим сербским церковным, национальным и государственным вопросом». В этих словах нельзя не увидеть ответа тем сербским политикам, которые призывают «принять новые реалии», пойти на «трудные, но необходимые уступки», имея в виду, разумеется, признание Сербией независимости Косово.

Таким образом, на самом деле сейчас началось открытое противостояние между президентом и СПЦ. До последнего времени церковь была сдержана и постоянно говорила, что Вучич сражается за интересы Сербии и т.д. Но когда уже стало понятным, что он движется либо к разделению Косово, что называется «комромиссом», или к сдаче края на определенных условиях Запада, церковь открыто выступила против этого.

ИА «Новороссия»: Албанцы согласны на разделение Косово?

С.Г.: У албанцев появились уже и новые претензии. «Президент» Косово Хашим Тачи заявил, что намерен требовать присоединения к контролируемой албанскими властями территории районы юга центральной Сербии. В частности, речь идет о городах Прешево, Буяновац и Медведжа. При этом албанцы имеют большинство только в городе Прешево. Буяновац наполовину населен сербами, а Медведжа полностью сербский город. Как видим, их аппетиты только растут. При этом и так называемый «президент», и «премьер-министр» выступают категорически против разделения территории и уступок сербам, говоря о сохранении полного «суверенитета» Косово.

Есть еще интересный момент. Буквально за день до всех этих событий министр диаспоры Албании Пандели Майко сказал, что все блокпосты пограничные с Косово будут открыты и уже не будет границ между Албанией и Косово. То есть он открыто говорит, что «да, мы создаем великую Албанию».

Это очень опасно, потому что если мы позволим получить им место в ООН, то Косово может быстро присоединиться к Албании, и это уже официально будет страна НАТО.

ИА «Новороссия»: Недавно руководство Албании также анонсировало строительство первой на Балканах авиабазы НАТО.

С.Г.: На самом деле на Западе идет внутренняя война очень сильная. Трамп настроен против НАТО, он постоянно расшатывает евроатлантическую связь. Но Брюссель, как отдельный организм, как центр ЕС И НАТО, пытается срочным образом взять под свой контроль как можно больше стран в Восточной Европе, особенно на Балканах. Поэтому в прошлом году Черногория без референдума, без учета мнения населения была втянута в НАТО.

Тоже самое происходит в Македонии. Столтенберг и другие евроатлантические лидеры сделали все, чтобы македонцы и греки договорились о названии Македонии. Пока этот вопрос не решен, Македония не может быть втянута в НАТО. Тем не менее, 11 июля Македония уже получила приглашение вступить в НАТО при условии урегулирования вопроса с названием страны.

Чем это грозит? Косово как часть Албании будет втянуто в НАТО, Македония войдет туда сама и останется только Сербия, в которой тоже уже идет кампания за НАТО. Даже определенный фонд для пропаганды разделили и хотят создать команду 100 интеллектуалов и влиятельнейших людей Сербии, которые бы пропагандировали идею вступления в НАТО. Тоже самое в республике Сербской. Атлантистам там мешает президент Додик, поэтому его будут пытаться убрать через переворот или выборы. А когда придет власть «выгодная», она не будет препятствовать тому, чтобы Босния и Герцеговина вступила в НАТО. Так что ситуация очень опасна.

ИА «Новороссия» В Греции ведь тоже наблюдается мощное сопротивление соглашению с Македонией?

С.Г.: Ситуации в Греции и Сербии очень похожи. В Греции были массовые протесты, которые поддержала церковь. В Афинах вышли миллион человек, в Салониках — около 500 тысяч против того, чтобы Греция сдала свои интересы и позволила македонцам оставить название Македония в любом виде. Тем не менее Ципрас (премьер-министр Греции – прим.ред.) решил до конца идти против церкви и против собственного народа на этот договор, «компромисс». Как видим, это слово уже становится символом сдачи государственных и национальных интересов, в случае Сербии и Греции.

Тоже самое в Сербии. Маски сняты – церковь открыто выступила против позиции президента Вучича по «компромиссу». Да и в правительстве есть разногласия. Есть определенные мнения, которые не совпадают с позицией президента. Он делал несколько месяцев так называемый «внутренний диалог по Косово» и надеялся, что большинство интеллектуалов скажет: «Ну хорошо, надо как-то договориться», но 90% интеллектуалов четко выступили на стороне конституции – «ни шагу назад, это наша территория». Кроме того, даже среди футбольных болельщиков тема разделения Косово вызвала резкий протест. На матче Лиги чемпионов фанаты  «Црвены звезды» на главной трибуне разместили огромный баннер, на котором написано «нема поделе!». Болельщики против разделения Косово!

То есть Вучич, как и Ципрас в Греции, имеет общество, полностью настроенное против себя – народ, церковь, интеллектуалы. Но, тем не менее, движется в направлении «компромисса».

Церковь настроена очень решительно и не уступает ни шагу, поэтому Вучич так злится на церковь. Недавно они встретились с патриархом, и это была очень неприятная для президента встреча. Отмечу, что именно Вучич пришел к патриарху, а не наоборот.

ИА «Новороссия»: Похоже, что Вучич поставлен перед выбором – либо поддержать народ, либо договариваться с Западом.

С.Г.: Дело в том, что мы имеем на Балканах целый ряд атлантических лидеров. Это Бойко Борисов в Болгарии (Премьер министр), Алексис Ципрас в Греции, Зоран Заев в Мекедонии, Мило Джуканович в Черногории, Эди Рама в Албании и, к сожалению, Александр Вучич в Сербии.

Но в большинстве этих государства их «атлантизм» органично совмещается с антисербским чувством, там легче проводить прозападную политику и не поднимаются никакие протесты. Кроме Греции, которая православная.

В Сербии же общество против самоуничтожения, против сдачи Косово, которая является колыбелью нашей духовности. Сегодня три крупнейших православных народа живут без контроля над колыбелью собственной православной идентичности. Для греков – это Царьград, для русских – это Киев, для сербов – это Косово.

То, что сейчас творится – это подавление Сербии и сербского народа как такового. Да, они нас отрезали от моря и от всего прочего, но тем не менее сердце «балканского арбуза», можно так выразиться, – это сербский народ, как политический фактор.

Да, сербский народ существует и в Черногории, и в Новой Зеландии, но там нельзя его считать политическим фактором. А пока мы не в НАТО, и республика Сербская не в НАТО, то мы им мешаем и нас хотят до конца оккупировать и окончательно расправиться с нами.

ИА «Новороссия»: Как в Сербии восприняли информацию западных СМИ о якобы имевшей место договоренности между президентами России и США о разделе Косово?

С.Г.: Это следствие борьбы Трампа против атлантических структур. Отсюда, наверное, идут слухи от договоре. Я считаю, что они не договаривались конкретно, особенно по разделению Косово.

Наоборот, я хочу отметить позитивное явление, что Россия свою позицию по Косово укрепила. Если раньше мы могли слышать от русских официальных лиц, что Москва согласится со всем, о чем договорятся Белград и Приштина, то теперь риторика изменилась. И Виктор Колбановский (директор Балканского центра международного сотрудничества – прим.ред.), и депутат Госдумы Петр Толстой заявили о неприемлемости каких-либо действий по Косово вне рамок резолюции ООН №1244, согласно которой Косово принадлежит Сербии целиком, а не частично. И что там до урегулирования конфликта будут международные силы, как представители ООН. Именно это прописано в резолюции ООН, хоть это и сильно отличается от фактической ситуации в Косово на сегодняшний день.

И пока Сербия не откажется от резолюции, то Косово – это наша территория, даже спустя столетия. Поэтому со стороны Запада идет главная борьба за то, чтобы Сербия сама отказалась от Косово. Главное, что теперь в России это понимают и понимают сложность нашей внутриполитической ситуации.

Все началось с того, что сербы с Косово написали открытое письмо президенту Путину, с просьбой использовать все дипломатические средства для того, чтобы остановить легализацию албанского сепаратизма в южном крае Сербии. В тексте письма отмечается, что сербы впервые просят защитить их от действий собственного президента.

После этого представителей Косово и Метохии официально принял и выслушал депутат Госдумы Петр Толстой в Москве, после чего изменилась риторика со стороны России. После этого уже мы не слышали, что Москва будет согласна с любым решением Белграда, а речь снова пошла о выполнении резолюции ООН №1244.

Кроме того, Китай, который раньше занимал нейтральную позицию, теперь тоже фактически поддержал Сербию. Посол КНР в Белграде Ли Манчан заявил, что возвращения Гонконга китайцы ждали 100 лет и дождались, в Тайване тоже есть проблема, но надо просто потерпеть, а не «решать вопрос через колено». Иными словами, он сказал, что не надо делать то, что делает президент Вучич, а надо просто подождать.

ИА «Новороссия»: То есть можно констатировать, что у сербов надежда на позицию церкви, которая наиболее последовательно отстаивает целостность Сербии на внутреннем фронте и на позицию России, на то, что Москва не допустит отход от резолюции ООН?

С.Г.: Абсолютно точно. В первую очередь на церковь, на интеллектуалов, оппозицию, хоть она сейчас и не очень сильна. Ну а снаружи прежде всего на Россию, но и очень важно, что Китай тоже изменил свою позицию.

В принципе, у нас очень много союзников и на самом деле большинство мирового сообщества на нашей стороне. Когда мы говорим «мировое сообщество», это обычно относят к политическому Западу, но на самом деле большинство человечества на стороне Сербии по этому вопросу. И Россия, и Китай, и Индия, Бразилия… Огромные страны, которые не входят в западный блок, они на нашей стороне. На нашей стороне также резолюция ООН и т.д. Поэтому так важно, чтобы официальный Белград не отступил от этой позиции. Он и так очень много уступал, и это всегда заканчивалось печальным результатом.

Новости партнеров