Стеван Гайич: Вопрос защиты веры стал всеобщим для сербов

В Черногории продолжаются многотысячные акции протеста православных верующих, которые начались после того, как парламент Черногории принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Проголосовавшие за принятие закона парламентарии отвергли все 117 поправок,

В Черногории продолжаются многотысячные акции протеста православных верующих, которые начались после того, как парламент Черногории принял закон «О свободе вероисповедания и убеждений и правовом положении религиозных общин». Проголосовавшие за принятие закона парламентарии отвергли все 117 поправок, которые предложила Сербская Церковь. Доктор политических наук, научный сотрудник Белградского Института европейских исследований Стеван Гайич рассказал ИА «Новороссия» о событиях в Черногории, скандальном законе и о планах пронатовских режимов на Балканах.

ИА «Новороссия»: С первых дней Нового года десятки тысяч жителей Черногории начали ежедневные акции в защиту своих православных святынь. Что побудило людей выйти на улицы и какое значение имеет принятый черногорским парламентом закон о «свободе вероисповедания»?

Стеван Гайич: Суть закона заключается в том, что церковь может «вернуть» свое имущество государству, которое ей было отведено в 1918 году (когда Синод Сербской православной церкви в Черногории принял решение об объединении с автокефальной православной церковью в Королевстве Сербия – прим.ред.). То есть одной из целей закона является конфискация имущества Сербской церкви на территории Черногории. Все это основывается на абсолютно ложной интерпретации истории, что Черногория якобы насильственно была втянута в королевство Югославия. Подобная идеологическая подоплека существовала еще со времен австро-венгерской политики, когда были попытки делить сербов по разным признакам, потом, сохранялась она и в коммунистической концепции. То есть мы видим очередную попытку создать из сербов в Черногории отдельную нацию, ведь черногорцы – это те же сербы. Кстати, в Сербии живет больше черногорцев, чем в самой Черногории. То есть это часть сербского народа.

Но дело в том, что сейчас правитель Черногории Мило Джуканович, который уже больше ничего не может предоставить НАТО, потому что его государство уже там находится, получил задачу «разобраться» с церковью, в которой НАТО видит единственного настоящего врага, гораздо большего, чем депутаты от оппозиционных партий. Они, конечно, тоже создают неприятности властям, но Сербская православная церковь – это для них враг номер один.

Этот закон готовился достаточно долгое время. Его пытались принять еще в 2015 году, но тогда власти очнулись, побоялись последствий. А сейчас они решили довести дело до конца. Во всех городах Черногории на защиту своих храмов выходят десятки тысяч людей. И это при том, что население Черногории 600 тысяч человек.

То есть если из 600 тысяч на площади выходит, по разным оценкам, до 150 тысяч, то это буквально каждый четвертый житель страны. Люди сражаются за церковь в независимости от партийной принадлежности. Даже верующие люди, которые находятся в партии Джукановича, выступают против этого закона.

Так что ситуации сильно накаляется, вполне возможны столкновения, если власть Черногории с помощью НАТО будет пытаться силовым путем разобраться с протестующими.

ИА «Новороссия»: Предстоятель СПЦ патриарх Ириней призвал власти Черногории прекратить террор в отношении Сербской Церкви. Какую позицию занял президент Сербии Александр Вучич?

С.Г.: Самое интересное здесь – это то, что наконец президент Сербии открылся и открыто показал, что он – настоящий натовец. Он очень мягко поступил, как только появился этот закон. Источник такого поведения надо искать в том, что Вучич – лучший ученик Мило Джукановича. Кроме того, у них один и тот же политтехнолог – Беба Попович, скандально известный своими темными делами. У Вучича с Джукановичем также совместный бизнес с ОАЭ, с так называемым Мухамедом Дахланом, выдачи которого требует палестинская разведка и Турция, обвиняя его в убийстве Ясира Арафата. Много чего темного связывает этих двух натовских диктаторов Балкан.

На днях Вучич заявил, что поедет в Черногорию, чтобы «быть там с сербами». Но куда? Куда-то «на север». То есть не к главе Сербской церкви в Черногории митрополиту Амфилохию в Цетинье, где пройдут центральные торжества, а «на север». Но самым интересным и неожиданным для Вучича стало то, что иерархи православной церкви Черногории заявили, что ему там не место, отметив, что он за 7 лет ни разу не посетил Черногорию как глава Сербии – не было ни одного государственного визита. При этом со своим другом Джукановичем Вучич постоянно встречался как в Белграде, так и в других местах.

То есть отношения между властями Сербии и Черногории прекрасные, при этом права сербов в Черногории можно сравнить разве что с правами сербов в усташском «независимом государстве Хорватия» времен Второй мировой войны.

В Черногории гораздо больше сербов, чем на бумаге, потому что люди боятся себя сербами публично называть. А по сути там почти все сербы, не считая меньшинства настоящего – я имею ввиду албанцев, хорватов, мусульман и так далее. При этом лишь несколько процентов чиновников государственной администрации открыто называет себя сербами. И такая тенденция во всем государственном аппарате, даже в школах. Так что права сербов и Сербской православной церкви в Черногории ущемляются постоянно при поддержке НАТО.

Я думаю, что Вучич не приедет в Черногорию (сегодня стало известно, что президент Сербии действительно отказался от визита в Черногорию – прим.ред.), потому что он получил ясные сигналы со стороны церкви о том, что друг и соратник Джукановича не пригоден как гость, особенно если он демонстративно не идет к главному владыке – митрополиту Черногорскому и Приморскому Амфилохию, которого он не любит, потому что митрополит разоблачает его предательскую политику в отношении Косово.

Вучич фактиически поддерживает новый раскол в церкви. Ранее он развалил другие партии, поссорил между собой всех, кого мог, теперь пытается то же сделать с церковью. Но церковь сказала, что он должен совершить официальный визит в Черногорию, открыто высказать свою позицию. Вместо этого мы слышим заявления его партийных чиновников о том, что «мы не должны дальше накалять ситуацию», потому что это может осложнить положение сербов в Черногории. Но, на самом деле, что может быть хуже, если святыни будут отжиматься? Останется еще только сербов физически убивать, хотя и убийств уже достаточно. Они не расследованы и имеют ясную политическую подоплеку. Вучич показал, кто он есть – натовский лоббист. Теперь это видят и его избиратели, которым он мог раньше лапшу на уши вешать. И система, которую он создал за последние 7 лет в Сербии – это копия с той мафиозной системы, которую создал Мило Джуканович в Черногории. Они оба очень слабые, поэтому очень боятся народных выступлений.

А протесты и массовые выступления будут только нарастать.

На сегодняшний день единство Сербской православной церкви поддержали не только Константинополь, Москва и весь православный мир, а даже Папа римский. То есть решение правящей демократической партии социалистов не поддержал никто, кроме НАТО. И это само по себе очень показательно. В Черногории каждую ночь бурлят во всех городах протесты, которые проходят также в республике Сербской (Босния и Герцеговина), Македонии и многих городах самой Сербии. Вопрос защиты веры стал всеобщим сербским вопросом. Сербское пространство Балкан горит вопросом церкви. Ситуация накаляется, и она может стать еще более сложной, если Мило Джуканович также как его друг Александр Вучич будут продолжать свою натовскую повестку. А все говорит о том, что они будут это делать. Так что мы посмотрим на дальнейшее развитие ситуации, но сейчас оно тянется к обострению конфликта.

ИА «Новороссия»: Может ли принятие этого закона и многотысячные протесты стать «красной линией» для Джукановича, переход через которую станет концом его режима?

С.Г.: Конечно, может. Но я думаю, что НАТО, если возникнет необходимость, обвинит сербов в конфликте и найдет предлог, чтобы просто оккупировать территорию военным путем. Посмотрите, что происходит в других точках мира. Это беспрецедентное убийство (иранского генерала Сулеймани – прим.ред.), которое произошло в Багдадском гражданском аэропорту. Это просто акт терроризма – гражданина одного государства другое государство без объявления войны, просто так взорвало на территории третьего государства. Я даже не знаю, как это назвать. Думаю, что ситуация в мире накаляется очень резко. Да, режим Джукановича абсолютно потерял легитимность, и он может рухнуть, но в перспективе стоит ожидать прямое военное вмешательство НАТО в Черногорию.

Я очень рад, что теперь в полном масштабе раскрылась роль президента Сербии Александра Вучича, отношение к которому со стороны Кремля было крайне ошибочным. Ему давали ордена, называли «лучшим другом» и так далее. Человеку, при режиме которого сербское государство поставляло оружие врагам России. В последние годы сербское оружие оказывалось на фронте и в Донбассе в руках ВСУ, и в Йемене, и в Сирии, и Бог знает в каких местах еще. Надеюсь, что и для Москвы наконец станет очевидным, что на самом деле происходит на Балканах, и какая роль в этом у президента Вучича. Мы видим повторение того, что было в Черногории. Напомню, что Мило Джуканович также был «лучшим другом» России буквально до того, как обвинил Москву в организации государственного переворота в 2016 году.

Поэтому я думаю, что это очень важные акции, но если они останутся без последствий, то никакого толку не будет. Но я уверен, что сербы не допустят «отжатия» своих святынь, люди абсолютно готовы защищать веру даже ценой жизни. И я бы не исключил, особенно видя то, что происходит в других точках мира, что НАТО еще больше поднимет ставки и будет требовать от режима Джукановича жестко задушить протесты православных силовым путем. Это будет трудно сделать, потому что уже все больше верующих полицейских и спасателей отказываются подчиняться преступным приказам. Надо также отметить, что церковь в Черногории отлучила от церкви всех депутатов, которые голосовали за этот закон. А это очень серьезно. Они больше не являются членами церкви. То есть на них фактически была наложена анафема.

ИА «Новороссия»: Правда, что всех депутатов-противников этого закона просто арестовали перед голосованием? Была ли какая-то реакция со стороны европейских чиновников?

С.Г.: Да, их арестовали. Но я думаю, что говорить о «демократии», о законности процедур, которые произошли, и об абсолютном молчании Брюсселя даже не стоит – это уже просто унижение интеллекта, потому что сколько раз мы уже видели повторение двойных стандартов со стороны Запада в таких случаях. Это было и в Македонии в вопросе референдума по НАТО, и в Черногории в 2016 году, и в Сербии не раз. А если посмотрим на положение русских в Прибалтике и так далее… Так что это, думаю, даже не стоит комментировать особо. Геополитические цели НАТО выше всего – выше человеческих прав, выше абсолютно любого всякого официального договора, выше любых договоренностей и законов.

Арестовали депутатов, потом, правда, отпустили. Во время протестов было много инцидентов: владыка Мефодий в больницу попал, вчера священника кулаком ударили в лицо… Подобные инциденты уже превращаются в повседневицу, и это уже не настолько важно, так как ситуация может еще больше накалиться.

Вчера в Белграде был мощный протест, который возглавляли болельщики «Црвены Звезды» (белградский футбольный клуб – прим.ред.) перед посольством Черногории. На улицы вышли тысячи людей и это уже каждую ночь происходит.

Может, власти Черногории рассчитывали, что во время праздников люди не будут выходить на протесты, но видно, что те, кто принимал соответствующее решение – люди неверующие, потому что сейчас идет последняя неделя поста и люди собираются вокруг церквей. Буквально каждый день на улицы выходит все больше и больше народа. При этом надо понимать, что в некоторых городах эта цифра приближается к числу населения. Например, городок Беране на севере Черногории, в котором три улицы. Его многие и не назвали бы городом. Там более 10 тысяч каждую ночь выходят к церкви – это практически все его жители. Даже люди из партии власти выходят на протест.

ИА «Новороссия»: Год назад была создана так называемая «православная церковь Украины». Сербская церковь открыто выступила против украинских раскольников, поддержав каноническую УПЦ. Насколько события на Украине и в Черногории связаны? Пойдут ли власти Черногории по пути создания еще одной искусственной лже-православной структуры?

С.Г.: Безусловно такая связь существует. Но в отличии от ложной «ПЦУ», в которой формально есть структура, есть «священники», церковная иерархия и так далее, в некоммерческой организации, которая называется «Черногорская православная церковь», есть всего около десятка человек. Это, в основном, бывшие попы СПЦ, которые были выгнаны из церкви либо из-за блуда, либо из-за финансовых махинаций или после очередного беспредела. Их глава «митрополит» Михайло – абсолютно комический персонаж, клоун. Достаточно посмотреть его фотографии в сети, и все станет ясно.

В этой «церкви» нет даже элементарной инфраструктуры. Атеисты, бывшие члены черногорской части коммунистической партии Югославии, которые сейчас в партии Джукановича стали невероятными натовцами-евроатлантистами, эти неверующие, некрещенные люди хотят придумать свою «церковь». Это полный абсурд!

Так что да, это ответ на поддержку православия на Украине со стороны Сербской церкви. Я бы сказал, что это не единственная причина, но церковные события на Украине с событиями в Черногории безусловно связаны. Суть в том, что Сербская православная церковь – это последний институт, который связывает всех сербов. Очевидно, что их цель, чтобы сербы и Сербская церковь были ограничены только территорией нынешней Сербии. Поэтому можно ожидать появление «Косовской православной церкви», «Хорватской православной церкви» и так далее. Кстати, в период усташского «независимого государства Хорватия» во время Второй мировой войны была сформирована искусственная «Хорватская православная церковь». В то время, когда сербов убивали, они хотели еще и отделить их от церкви. Так что мы не наблюдаем ничего нового, это очередное нападение на Православие. И в ближайшее время можно ожидать только обострения ситуации на Балканах.

Беседовал Тихон Гончаров.

Новости партнеров