Время требует сильных решений. Саммит БРИКС в ЮАР может явить миру исторический поворот
В южноафриканском Йоханнесбурге проходит саммит БРИКС – "клуба", представляющего крупнейшие развивающиеся экономики миры.
К этой встрече еще до ее начала было приковано пристальное (и не всегда доброе) внимание мировых политиков, аналитиков и СМИ. И неудивительно – нынешняя встреча может определить будущее этой организации и ее роль в качестве альтернативы тому миропорядку, в котором доминирует Запад.
23 августа пройдут две сессии. На первой, закрытой, которая продлится 1,5 часа, лидеры БРИКС обсудят чувствительные глобальные вопросы — геополитика, вопросы безопасности, финансы и экономика. После этого будет открытая часть, где, кроме лидеров БРИКС, будут представители Делового совета, Женского делового альянса и Нового банка развития БРИКС. Второй день закончится подписанием итоговой декларации. О своих ожиданиях, касающихся саммита в ЮАР, в беседе с Новороссией рассказал политический аналитик Павел Шипилин.
"Вообще нынешний саммит уже предполагает, что станет историческим, потому что сейчас речь идет о переформатировании мира. Я сомневаюсь, что он будет противовесом "Большой семерке", но у меня есть ощущение, что он в некоторой степени может стать аналогом ООН.
Во всяком случае, сейчас формируется новый полюс благодаря саммиту БРИКС. Есть полюс Запада во главе с гегемоном США, а БРИКС — это полюс глобального Юга, который станет противовесом глобальному Западу.
Ожидается, что на саммите страны продвинутся в вопросе создании новой валюты или более серьезного перехода на расчет в нацвалютах. На этом саммите вряд ли будет принято такое решение, но даже Путин отметил, что торговля в национальных валютах выросла в шесть раз за последний год. Это серьезный рывок и серьезная угроза доллару. Хотя естественно, что двусторонние валютные отношения будут продолжены и расширены", — уверен Павел Петрович.
Эксперт отмечает любопытные моменты, касающиеся расширения состава БРИКС. Огромное количество стран просится в состав, официально подано уже 23 заявки.
"Примечательно, что Бразилия не поддерживает кое-какие формулировки России в части по Украине. Поэтому я считаю, что Аргентина смогла быть неким противовесом Бразилии, и её кандидатура была бы более вероятной и важной.
Также могут быть приняты Саудовская Аравия и Иран. Опять же, это страны-антагонисты, их надо принимать одновременно, тем более, что между ними сейчас налаживаются отношения. Индонезия тоже была бы важным игроком Юго-Восточной Азии, но там очень сильны антикитайские настроения. Пусть они и не носят официального характера, но искры между ними периодически есть.
Поэтому мне кажется, что несколько новых членов появится, несмотря на сопротивление Бразилии. Она считает, что расширение БРИКС приведет к размыванию его роли. В этом есть определенный смысл, но, тем не менее, БРИКС должен расширяться", — высказал свое мнение собеседник агентства.
"Скорее всего, будет выработан некий критерий по приему, — продолжает спикер. — На сегодняшний день его не существует, есть только непрописанные консенсусные решения".
"Но БРИКС нужны правила по приему членов, по развитию инфраструктурных проектов и единой валюты, которые должны быть прописаны и приняты, возможно, на этом саммите. БРИКС должен играть более активную роль в международных делах.
БРИКС существует с 2006 года, и ему нужен новый импульс. Это уже достаточно авторитетная организация для того, чтобы принимать более серьезные и глобальные решения. В этом смысле члены БРИКС будут действовать довольно аккуратно для того, чтобы новые решения были взвешены и никому не навредили.
Глобальному коллективному Западу мы не боимся навредить, и даже переход на торговлю в национальных валютах - это мощнейший удар по доллару. Чем объемнее будет такая торговля, тем слабее будут позиции доллара", — резюмировал Павел Шипилин.
Подготовил Александр ИВАЩЕНКО