"Суджа мёртвая, никого нет. Кругом развалины": откровения спасшейся жительницы
В Курской области враг яростно бьется за захваченную Суджу, но освобождение всё ближе – наши бригады уже в пригороде. Рассказ спасшейся жительницы города о зверствах оккупантов и равнодушии российских чиновников – в материале ИА "Новороссия".
До украинского вторжения в городе проживали около 7 тыс. человек. Все изменилось 6 августа 2024 года. Сначала – небывалой силы обстрел среди ночи. Как только начались взрывы, пропали связь, электричество, газ и вода. Официальных сообщений от властей поначалу не было, и жители искали информацию сами. Делились в чатах: украинские танки уже в Свердликово – в 13 км от города, а в саму Суджу заходит украинская ДРГ. Семья Натальи Косиновой, заместителя директора суджанского МФЦ, вначале спустилась в подвал, а утром решила пересидеть опасность на своей пасеке:
Поехали туда в шлепанцах, в халате - в чём были, раздетые и разутые. Никакой эвакуации не было, никто нас не предупреждал. Сообщения в чатах — это единственное, откуда можно было брать информацию,
– рассказывает Наталья.
Днём 6 августа семья вернулась в Суджу. Люди еще жили "мирным временем" и даже не представляли, что увидят. Откровения спасшейся жительницы сложно читать без слёз:
Суджа – мёртвая, никого нет. Кругом развалины. На обочинах разбитые машины – жуткое зрелище… Я не знаю, как мы остались в живых. Вдоль дороги было много разбитой техники, повсюду летали дроны и целенаправленно били по гражданским машинам. [Наемники ВСУ] буквально за четыре часа её захватили и всё разбили.
Фото: коллаж Царьград
Семье Косиновых удалось добраться до Курска. Пожилую маму они вывезли, а сестра мужа решила остаться в родном городе, и Косиновы до сих пор ничего не знают о ее судьбе. Пропала и родная тётя Натальи: ее не оказалось дома, когда семья заехала за ней, чтобы забрать с собой.
"Мы оказались бомжами"
Возвращаться в Суджу семья Косиновых боится, но вариантов власть не предлагает. Жилищный сертификат положен лишь тем, у кого полностью разрушен дом, а Косиновы о судьбе своего хозяйства сведений не имеют. Вторая серьёзная проблема беженцев с оккупированной Курщины – отсутствие официального статуса. Людям выдали удостоверения с формулировкой "вынужденно покинувшие территорию проживания". Для государства они не считаются ни беженцами, ни вынужденными переселенцами, а значит, им не положены льготы. Но самое обидное, что бежавших от войны власти поделили на категории, говорит Наталья:
У всех жителей Запорожья и Херсона была возможность получить жилищные сертификаты. Почему им дали, а нам нет? Чем мы хуже? Мы оказались просто бомжами…
Региональные власти выплатили беженцам по 150 тысяч за утраченное имущество, но средства ушли на самое необходимое: зимнюю одежду и обувь, бытовую технику, посуду. А ведь на большинстве беженцев еще висят кредиты, полученные в благополучное время на ремонты, машины, мебель. И банки совершенно не собираются их прощать, согласились лишь на кредитные каникулы. Наталья недоумевает, почему люди, оставшиеся без всего, должны свои прежние кредиты выплачивать, ведь все погибло не по их вине.
Концлагеря и расстрелы
Накануне публикации этого текста российский омбудсмен Татьяна Москалькова озвучила страшную цифру: 1000 человек. Именно столько людей ВСУ насильно вывезли с захваченных территории Курщины, их судьба до сих пор неизвестна, есть информация, что их согнали в специально организованные концлагеря. А ведь были еще и убитые.
Фото: коллаж Царьград
Расстрелы безоружных людей в Курской области официально подтвердили и Минобороны России, и наша военная прокуратура. Бойцы ВСУ обстреливали из артиллерии села, поджигали жилые дома, издевались над женщинами и убивали. Изымали документы, издеваясь над больными и пожилыми, грабили и разрушали все, что видели – от храмов до супермаркетов. Те, кто успел выехать, умоляют сделать "зелёный коридор" для вывоза оставшихся, но старики и больные все еще остаются заложниками жестоких наёмников.
На днях глава Суджанского района Александр Богачёв выложил ролик о том, как развозит хлеб жителям, которые отказались выехать из зоны боевых действий. Но если это можно устроить, то почему нельзя вывезти тех, кто хочет,
– говорят беженцы.
Подвиг героев вечен
Хотя захват Суджи был внезапным, русские пограничники сумели дать бой, ценой собственных жизней предоставляя время гражданским отойти. О подвиге пограничников свидетельствует командир прославленной группы "Аид" СПН "Ахмат" с позывным "Мракоборец":
Операция по деблокированию запертых в Судже войск и гражданских была назначена на 5 утра. Я отправил небольшую группу спецназа на встречу выходящей колонне десантников, срочников и гражданских. Всего [в колонне] было 73 человека, [из них] 17 срочников. Опросив каждого по обстоятельствам, я узнал о командире взвода, который ценой своей жизни дал своим срочникам уйти.
Фото: коллаж Царьград
Сегодня наши бойцы подошли вплотную к пригороду Суджи. Идут невероятно тяжелые бои, но в их итоге никто не сомневается. Русские войска освободят свою землю и накажут всех, кто принес нам зло.