Светлана Вольнова: Синдром Мазепы
Выступая на торжественных мероприятиях по случаю 350-летия основания гетманской резиденции в Батурине, Порошенко напомнил, что Мазепа является настоящим символом украинского сопротивления России и сравнил его с Джорджем Вашингтоном, Боливар и Махатмой Ганди. «Для империй, которым подчинялись и
Выступая на торжественных мероприятиях по случаю 350-летия основания гетманской резиденции в Батурине, Порошенко напомнил, что Мазепа является настоящим символом украинского сопротивления России и сравнил его с Джорджем Вашингтоном, Боливар и Махатмой Ганди. «Для империй, которым подчинялись их народы, они все были ясно что» предателями «, а для самих народов — борцами за свободу и независимость, хотя и шли к ней разными путями. Для народов они герои», — сказал Порошенко.
По мнению эксперта и историка Светланы Вольновой, героизация Мазепы на Украине — часть полномасштабной исторической фальсификации в интерпретации действующей власти.
«Подменяя понятия и передергивая событиями, киевский режим уже более пяти лет внедряет в общественное сознание миф о том, что Россия агрессор, с которым украинским народ аж с середины XII века всегда вел национально-освободительные войны. Поэтому все исторические личности, которые когда-либо выступали против Москвы, автоматически пополняют пантеон «националных» героев Украины. При этом украинские нацистские историки играют на контрасте: если в Российской истории Мазепа предатель, значит в украинской истории непременно он национальный герой», — отметила Вольнова.
По словам историка, демонстративное прославление Мазепы на Украине произошло еще при Леониде Кравчуке и было поддержано раскольником Филаретом.
«Тогда Филарет в Софийском соборе отправил «панихиду» по Мазепе и заявил о якобы снятии анафемы. При этом раскольник не преминул упомянуть, что де «московская Церковь» накладывает анафемы, а «украинская» снимает их со своих героев».
Вольнова отметила, что украинский миф, согласно которому Петр I, разбив шведов под Полтавой, из-за ненависти заставил наложить анафему на побежденного гетмана, чтобы еще больше унизить его и всю Украину, не соответствует исторической правде.
«На самом деле анафема была провозглашена за семь месяцев до Полтавской битвы, в самое опасное не для Мазепы, а для России и Петра время, когда их судьба висела на волосе, в первую очередь из-за неожиданного предательства гетмана. Ведь Мазепа, на самом деле, не был союзником Петра или России, каковыми были гетманы до Богдана Хмельницкого, он был, можно сказать, высшим сановником, управлял частью единого государства, в которое входила Правобережная Украина и Киев. Будучи в фаворе у царя, Мазепа интриговал постоянно. Именно при его непосредственном участии многие малороссы по подозрению в измене были отправлены на плаху или в Сибирь, начиная от гетмана Ивана Выговского и его семьи и кончая Искрой и Кочубеем. А перейти на сторону шведов его побудил не особый жертвенный «патриотизм», а стопроцентная убежденность в их победе, ведь до этого Карл XII не проигрывал ни сражений, ни войн. Мазепа решил договориться с победителем заранее и на своих условиях. Цена его измены известна: гетман получал титул князя, становился властителем Полоцкого и Витебского воеводств с правами, подобными правам герцога Курляндского. Смоленск, Сиверщина с Черниговом, Киев и другие украинские земли отходили к Польше, где на престол Карл определил своего ставленника. Собственно говоря, именно благодаря Мазепе перечеркивалась вся многовековая история казацких освободительных войн.
В Полтавской битве Мазепа не участвовал, а был отправлен Карлом в обоз, поскольку шведы ему не доверяли: гарантий, что он не ударит им в спину, не было. «Прославился» Мазепа не только предательством, но и участием в разорении шведами малороссийских городов и сел, которые не хотели покориться оккупантам. И конец его был самым подходящим для предателя. После бегства с королем после Полтавы в Бендеры, по некоторым сведениям, он покончил с собой, выпив яд, и был похоронен в чужой могиле.
Как видим, считать патриотизмом сам факт измены, причем хорошо продуманной, расчетливой и прагматичной, абсурдно. Никаких освободительных от «московского ярма» задач в походе на Украину король Карл не ставил, и приписывать их шведам нет никаких оснований. Украина, как и в настоящее время, была лишь территорией на пути шведов к главной цели – Москве. Именно поэтому Мазепа стал почитаем украинскими национал-шовинистами.
К слову, многократное предательство Мазепы выглядит типичным поведением для более десятка (!) украинских гетманов (Выговский (1657-1659), Юрий Хмельницкий (1659-1662), Яким Сомко, Иван Брюховецкий, Петр Дорошенко, Остап Гоголь, Демьян Многогрешный, Михаил Ханенко, Самойло Самусь, Иван Самойлович и др.) , которые также предавали Россию. Здесь уже можно говорить о так называемом синдроме гетмана Мазепы», — резюмировала эксперт.