Светлана Вольнова: Создание из Махно национального «героя» Украины обречено на провал
Киев инициирует процесс переноса праха руководителя крестьянского повстанческого движения 1918-1921 годов Нестора Махно из Франции на Украину. «Уже решили, где должен находиться прах Нестора Махно — в музее, разработали проекты по маршруту Махно, который будет интересен туристам, создание махновски
Киев инициирует процесс переноса праха руководителя крестьянского повстанческого движения 1918-1921 годов Нестора Махно из Франции на Украину. «Уже решили, где должен находиться прах Нестора Махно — в музее, разработали проекты по маршруту Махно, который будет интересен туристам, создание махновских островов», — сообщил глава администрации Гуляйполя. Почему Украина, вразрез политике декомунизации, проявила столь сильный интерес к личности человека, всю жизнь боровшегося с украинскими национал-шовинистами и воевавшего на стороне большевиков, пояснила донецкий историк Светлана Вольнова.
«На Украине сейчас обеспокоены острой нехваткой «героев» и кумиров для национального идеологического мифа, потому обратились даже к такой неоднозначной личности как Махно, который националистом никогда не был и не мог быть по ряду причин. Более того, был идейным врагом украинства. Но, жизнь этого человека и его борьба были связана с Донбассом, а этот регион никогда не был украинским, здесь не могло быть украинских «героев». Поэтому для киевской власти иметь в Донбассе «своего» донбасского Кармелюка, каким представляют Махно украинские учебники, с идеологической точки зрения было бы большой победой», – сказала Светлана Вольнова.
По словам историка, пропагандистам на Украине велено закрывать глаза на те факты из биографии Махно, которые не вписываются в концепцию «героя» нации.
«В частности, на то, что Гуляйпольская группа анархистов-коммунистов во главе с Махно объявила себя интернациональной еще до своего плотного сотрудничества с большевиками. Известно также, что Махно питал к украинским националистам особое отвращение и иначе, как шовинистами, их не называл. Причем как правое консервативное крыло националистов в лице гетмановцев, так и левое — петлюровцев.
Все они, с точки зрения батьки, были просто буржуазными предателями. «УНР — наш классовый враг», – любил повторять он своим соратникам. Поэтому, радикальных украинских националистов, даже левых, в состав «армии имени батьки Махно» не пускали.
Хочу также напомнить, что большевики активно привлекали махновцев к вооруженной борьбе не только с белогвардейцами Деникина, но и с петлюровцами. 27 декабря 1918 года передовые отряды батьки вместе с большевиками под видом дорожных рабочих проникли в Екатеринослав и внезапно обрушились на части УНР. После ожесточенного боя Екатеринослав был очищен от петлюровцев. Это тоже общеизвестный факт. И хотя через некоторое время, махновцам и большевикам пришлось оставить этот губернский центр, отношение Махно к так называемой украинской республике не изменилось. По согласованию с Советским правительством батька возвратился в район Запорожья, чтобы организовать против войск украинской Директории и оккупировавших Украину немцев беспощадную партизанскую войну.
Правда, уже в эмиграции в Париже, Махно, преданный большевиками и объявленный «вне закона», выступил якобы с публичным осуждением своего знакомого, еврейского анархиста Шварцбада, убившего в 1926 году лидера украинских националистов Петлюру. Но подобное заявление нельзя принимать всерьез, учитывая незавидное положение Махно в белоэмигрантском Париже и возможное давление на него.
В целом же, Махно, как верный выразитель настроений многонационального Донбасса, как и гуляйпольская группа анархистов, как и все международное анархистское движение того времени, всегда являлись непримиримыми противниками любого национализма и межнациональной вражды, от кого бы они ни исходили. Такова историческая правда.
Поэтому попытка украинских пропагандистов выставить Махно в виде новоявленного национального «героя», обречена на провал», — подытожила Светлана Вольнова.