Святослав Андрианов: Подписание «формулы Штайнмайера» — не чья-либо «капитуляция», а «разморозка» мирного процесса

Президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера удивила полемика вокруг его «формулы». Штайнмайер предложил способ урегулирования ситуации в Донбассе, когда был министром иностранных дел Германии. Он напомнил, что три года назад переговоры в «нормандском формате» зашли в тупик. Кроме того, он опроверг м

Президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера удивила полемика вокруг его «формулы». Штайнмайер предложил способ урегулирования ситуации в Донбассе, когда был министром иностранных дел Германии. Он напомнил, что три года назад переговоры в «нормандском формате» зашли в тупик. Кроме того, он опроверг мнения о влиянии со стороны России на содержание «формулы».

Минские соглашения 2014 года не реализовывались в должной мере: боевые действия продолжались и страдали мирные жители. Такое мнение в беседе с ИА Новороссия высказал директор Центра политического анализа и информационной безопасности, член Российского совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии Святослав Андрианов. Поэтому появилась необходимость в «Минске-2» – новом соглашении, главная цель которого была прекратить огонь.

«Формулу Штайнмайера» предложил нынешний президент Германии – в 2016 году он занимал пост федерального министра иностранных дел. Давайте вспомним последовательность событий. Минский протокол в 2014 году подписали участники Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине, среди которых были представители России, Украины, ДНР/ЛНР и ОБСЕ. Протокол согласовали, но его положения, а именно: прекращение огня, обмен пленными, децентрализация власти путем принятия закона об «особом статусе» и проведение досрочных местных выборов без вмешательства Киева не выполнялись (как со стороны Украины, так и со стороны ополчения).

В феврале 2015 года «нормандская четверка» – руководители России, Украины, Германии и Франции – подписали второе Минское соглашение, в котором участники согласились с необходимостью незамедлительного прекращения огня и начале обсуждения местных выборов. Надо признать, что итоги Минского саммита получили одобрение не только в России и Брюсселе, но и в Белом доме, а также в НАТО. Вашингтон недвусмысленно заявлял о важности достигнутых соглашений. Позднее Минские договорённости были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН», – высказал свое мнение специалист.

«Минск-2» тоже не прекратил боевые действия: на фронте все еще гибли люди, – продолжает эксперт. – Тогда Штайнмайер и предложил свой вариант урегулирования конфликта в Донбассе: только вот, ничего нового в нем нет – это те же Минские соглашения, которые до этого не выполнялись.

«3 июня 2015 года боевые действия вновь возобновились, ни один из зафиксированных в Минском протоколе пунктов снова не выполнили. Прошло 2 года с момента его подписания, более года после подписания 2-го Минского соглашения, конфликт на юго-востоке Украины продолжался, лилась кровь, гибли люди, и ни одна сторона не могла предложить действенный план по его урегулированию.

Именно в тех условиях и в той политической ситуации Франк-Вальтер Штайнмайер предложил свой взгляд на решение конфликта, который и получил название «формула Штайнмайера». Он предложил согласовать время вступления в силу закона об «особом статусе» ЛДНР с проведением местных выборов в этих районах в соответствии с украинским законодательством и под наблюдением ОБСЕ, которая должна будет подтвердить их законность.

По большому счету Формула Штайнмайера – это последовательный план реализации тех договоренностей, которые были первоначально зафиксированы в Минском протоколе в сентябре 2014 года и подтверждены по итогам саммита «нормандской четверки» в 2015 году, но не выполнялись на практике», – подчеркнул Святослав Андрианов.

Украина 5 лет не выполняла Минские договоренности – ситуацию изменил приход к власти Зеленского, – отмечает спикер. – Его упрекают в предательстве интересов Украины и капитуляции. Однако, это не так: в своем видеообращении к митингующим он объяснил свои действия и призвал не поддаваться на манипуляции.

«Проблема «формулы Штайнмайера» – до 1 октября текущего года она не была зафиксирована на бумаге. Поэтому все эти годы каждая сторона трактовала ее по-своему. Альтернативная трактовка соглашения состоит в том, что вывод войск и контроль над границей должны предшествовать как выборам, так и обсуждению «особого статуса» Донбасса. 1 октября Контактная группа по Донбассу утвердила в письменном виде единую редакцию «формулы» и согласовала разведение сил конфликтующих сторон в районе Золотого и Петровского: оно должно было начаться 7 октября, но из-за протестов Киев его отменил.

Еще одна проблема – политические спекуляции, связанные с имплементацией «формулы». За 5 лет, которые прошли с момента подписания Минских соглашений, ни один их пункт не выполнили до тех пор, пока к власти на Украине не пришел новый президент: он, конечно же, является заложником той политической системы, которая досталась ему в «наследство» от Порошенко.

Мы видим, что протестующие упрекают президента Зеленского в «капитуляции», «сдаче позиций» и даже в предательстве интересов Украины. О какой капитуляции может идти речь, если он 3 октября публично заявил, что украинская сторона согласовала «формулу Штайнмайера» исключительно ради того, чтобы состоялась встреча в «нормандском формате»? Он также отмечал, что местные выборы могут пройти только по украинскому законодательству и только после отвода войск, при условии восстановления Украиной контроля над государственной границей», – рассказывает эксперт.

Отдельным личностям конфликт в Донбассе приносит реальную прибыль, – продолжает Андрианов. – Поэтому Украина не должна идти на поводу у митингующих: единственный вариант для нее – завершить конфликт мирным путем.

«Вот именно этим людям, о которых говорил президент Украины крайне выгодно, чтобы война в Донбассе не прекращалась любой ценой. И они не одни в своих стремлениях. За пределами страны это выгодно тем силам, которые не хотят мира на Украине, которые не хотят стабилизации в отношениях России и Украины, и для которых тлеющий костер войны в самом центре Европы выгоден как в экономическом, так и политическом планах.

Если говорить о перспективах, то я очень надеюсь, что в Киеве поймут, наконец, что плохой мир лучше хорошей войны и перестанут идти на поводу протестующих. Иначе любые попытки Киева прийти к мирному урегулированию на Донбассе, будут сводиться на «нет». Украинские радикалы должны понять, что в случае их победы на юго-востоке страны, это будет «пиррова победа», потому что Силы Республик будут сражаться за свою территорию до последнего солдата», – резюмировал спикер.

Новости партнеров