Сын простого казака Лавр Корнилов. К 104-й годовщине гибели легендарного генерала


Сто четыре года назад при штурме Екатеринодара погиб легендарный Лавр Корнилов – сын простого казака, герой Русско-японской и Первой мировой войн, несостоявшийся диктатор России и основатель Белой армии на юге России.

Сто четыре года назад при штурме Екатеринодара погиб легендарный Лавр Корнилов – сын простого казака, герой Русско-японской и Первой мировой войн, несостоявшийся диктатор России и основатель Белой армии на юге России.

Лавр Георгиевич всю жизнь служил России, как и его предки, именно этим и обусловлены все его поступки. Поступив в 1883 году в Сибирский кадетский корпус города Омска на заочное отделение, уже через год он перевелся "на казенный кошт", выучив язык Вольтера и Рабле в совершенстве. Во время учёбы перевел на татарский язык учебник физики. Выпускные экзамены будущий герой Белого дела сдаёт на отлично. В заключительной аттестации о нем пишут: "Скромен, откровенен, правдив. Трудолюбив и постоянно с охотою помогает товарищам в занятиях. Серьёзен. Послушен и строго исполнителен. (…) К родным относится с любовью и часто пишет им письма. Со старшими почтителен и приветлив. Товарищами очень любим и оказывает на них доброе влияние…"

По окончании кадетского корпуса, имея склонность к математике, поступает в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. Окончив училище и получив звание подпоручика, уходит служить в Туркестанский военный округ и спустя два года поступает в Академию Генерального штаба. Окончив Академию с серебряной медалью, Лавр Георгиевич возвращается в Туркестан, отказавшись от места в имперской столице. В Туркестане будущий генерал совершил несколько географических экспедиций, открыл новый путь в Персию, доселе неведомый ни персам, ни европейцам, за что был награждён орденом Святого Станислава III степени. За время Русско-японской войны Корнилов совершил немало воинских подвигов, в числе которых и прорыв из окружения, когда в результате штыковой атаки он смог вывести из японского окружения считавшуюся уничтоженной стрелковую бригаду со знаменами, ранеными и обозом. По результатам войны получил звание полковника, орден Святого Георгия IV степени и георгиевское оружие.

В межвоенный период как специалист-востоковед служил военным агентом в Китае, и здесь его заслуги были оценены по праву – он получил орден Святой Анны II степени и награды от Великобритании, Франции, Германии и недавнего врага в лице Японии.

После чего возвратился в Россию и Первую мировую войну встретил в качестве командира 48-й пехотной дивизии, снискавшей себе славу на полях сражений с австро-венграми и немцами и заслужившую почётное наименование "Стальной".

"Корнилов – не человек, стихия!" – так охарактеризовал Лавра Георгиевича взятый им в плен австрийский генерал Рафт. В результате тяжёлых боев, прикрывая отходящие из Галиции русские части, находясь во главе одного из арьергардных батальонов, дважды раненный в руку и получивший ранение в ногу, Корнилов, пытаясь прорваться из окружения с бойцами уже не существующего батальона, попадает в плен. Совершает две попытки бежать  из него, в конечном итоге ему это удаётся. После того, как Лавр Георгиевич вернулся к своим и восстановил силы после плена, был назначен командующим XXV армейским корпусом и в этом чине встретил Февральскую революцию.

Назначенный уже Временным правительством России на должность Главнокомандующего войсками Петроградского военного округа, генерал Корнилов был вынужден лично арестовать царскую семью. Однако, как свидетельствуют очевидцы, сделал он это с целью спасти семью последнего царя: "Генерал установил строгий порядок смены караулов, определил режим содержания во дворце, добился того, что караульная служба осуществлялась только под контролем штаба округа, а не местных самочинных комитетов и советов. Переводя режим охраны в ведение штаба Петроградского военного округа, Корнилов, по существу, спасал царскую семью и от бессудных действий и самочинных решений взбунтовавшегося местного гарнизона, и от самодеятельности Петроградского совета, считавшего себя всероссийской властью с первых же дней после возникновения".

Сторонник жёсткой иерархии в армии, Корнилов на новом посту всеми возможными средствами борется против разрушительного для армии приказа N 1 Петроградского совета солдатских депутатов.

В конце апреля 1917 г. генерал Корнилов отказывается от должности главнокомандующего войсками Петроградского округа, "не считая возможным для себя быть невольным свидетелем и участником разрушения армии… Советом рабочих и солдатских депутатов". В связи с подготовкой летнего наступления на фронте его переводят на Юго-Западный фронт командующим 8-й армией — ударной армии фронта, которая под его начальством добилась впечатляющих успехов в ходе июньского наступления войск Юго-Западного фронта.

В этой должности Корнилов создаёт первые ударные части из добровольцев, верных присяге. Личной же его охраной становится этнический туркменский конный Текинский полк.

Несмотря на успехи армии, возглавляемой лично Лавром Георгиевичем, общее наступление фронтов в июле захлебнулось из-за низкого морального состояния солдат на соседних участках фронта.

Чтобы повысить боеспособность русской армии, военный министр Керенский назначает Корнилова Верховным главнокомандующим, и генерал восстанавливает армию самыми жестокими методами. Агитаторы, пропагандирующие примирение с врагом, нещадно расстреливались, армия начинает одерживать победы. Корнилов становится национальным героем. В противоположность Керенскому, умеющему только красиво говорить, Лавр Георгиевич не боится проливать кровь на пути к победе. Многие патриоты видели в нем поистине "спасителя Отечества". Его триумфом стало прибытие на Государственное совещание в Москву 13-15 августа 1917 года, когда офицеры с вокзала несли его буквально на руках.

Но такая популярность пугала Керенского и вселяла веру генералу в собственные силы. Вступив в политический союз с бывшим эсером и одним из будущих вождей "Третьей революции" Борисом Савинковым, Лавр Георгиевич выдвинул ультиматум Керенскому и двинул верные войска на Петроград. Боясь потерять власть, Керенский вступил в союз с большевиками. В итоге армия, двигающаяся на Петроград, была остановлена совместными усилиями железнодорожников и агитацией большевиков, Корнилов арестован и помещён в Быховскую тюрьму, а Керенский открыл большевикам дорогу к власти, хотя сам так не считал.

С приходом большевиков к власти командующий русской армией генерал Духонин перед своей мученической смертью издал указ об освобождении Лавра Георгиевича с соратниками, чем спас их от смерти.

В простой крестьянской одежде, с подложными документами генерал смог добраться до Новочеркасска, тогдашней столицы "Белой Вандеи", но после смерти "души обороны белого Дона" полковника Чернецова ввиду отсутствия поддержки как среди мирного населения, так и казачества Лавр Георгиевич перед лицом наступающий армии большевиков принимает решение уйти в кубанские степи.

Так начался легендарный и героический "Ледяной поход", в конце которого и погиб сын простого казака, генерал Лавр Георгиевич Корнилов.

 

Автор: Александр Матюшин, позывной Варяг

Новости партнеров