Татьяна Беспалова: Россия снова должна выступить с инициативой переустройства мира

Доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент, руководитель Отдела государственной культурной политики, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Татьяна Беспалова рассказала ИА «Новороссия» о значени

Доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент, руководитель Отдела государственной культурной политики, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Татьяна Беспалова рассказала ИА «Новороссия» о значени

Доктор философских наук, кандидат политических наук, доцент, руководитель Отдела государственной культурной политики, ведущий научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева Татьяна Беспалова рассказала ИА «Новороссия» о значении поправок в Конституцию России, будущем Донбасса и месте России в новой мировой политической системе.

ИА «Новороссия»: 24 июня в России и республиках Донбасса прошли военные парады, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Считается, что Победа положила конец и противостоянию белые-красные времен Гражданской войны. Тем не менее, сегодня на фоне попыток пересмотра отношения к Победе («трупами завалили» и т.п.) нашему обществу вновь навязывается гражданское противостояние вековой давности. Кому это выгодно?

Татьяна Беспалова: Да, Победа – одна на всех…Об этом стали забывать. Гражданское противостояние вековой давности выгодно поддерживать нашим политическим оппонентам, которые любую тему используют для раскола и без того атомизированного российского общества. По прошествии 75 лет в зарубежной исторической памяти возникло огромное количество организованных «черных» мифов по поводу этой войны, обозначим лишь некоторые:

— уравнивание СССР и нацистской Германии в развязывании Великой Отечественной войны вплоть до обвинения советской власти в агрессорских действиях;

— обвинение России как правопреемницы Советского Союза в преступлениях сталинского тоталитарного режима;

— оспаривание монопольного права на победу в Великой Отечественной США, Британией, будто бы победившим в историческим противостоянии с тоталитаризмом, освобождая Европу от советской деспотии;

— обвинение русского народа в «имперских амбициях» при попытках отстаивания Россией подлинной исторической памяти;

— восприятие самобытности российской цивилизации как угрозы всему миру;

— навязывание комплекса вины русскому/российскому народу, попытка столкновения народов России на почве возвращения «исторических долгов» (репрессии и пр.), обвинение России в отсутствии демократических традиций, в отсталости в экономическом, культурном, политическом отношении;

— требование общенародного покаяния за тоталитарное прошлое и т.д.

Список этих надуманных политических обвинений бесконечен. Цель ясна – окончательное разрушение постсоветского пространства, памяти о героическом советском прошлом, максимальное ослабление роли России как правопреемницы Советского Союза и как главного победителя нацизма.

Дробление Победы началось с критики/отрицания всего «советского» в 90-е годы и последующего обозначения какого-то отдельного этнокультурного вклада в общую Победу украинцев, белорусов и т.д., вплоть до абсурда. Постепенно все это привело к разделению общего культурно-исторического наследия по «национальным квартирам», враждебности по поводу «трудных» вопросов истории и, в дальнейшем, к возможности кардинального пересмотра роли советского наследия во всем мире, что недопустимо с точки зрения исторической справедливости и совести. Советский народ был многонациональной общностью, но меньше всего солдаты в борьбе с фашизмом, совершая великий подвиг во имя жизни на земле, обращали внимание на национальность.

В год 75-летия Победы у народов постсоветского пространства появился шанс переосмысления своего прошлого, настоящего и общего будущего. Военные парады в республиках Донбасса – это замечательно, это наш общий долг по сохранению памяти о Великой Победе советского народа. Мы вместе!

ИА «Новороссия»: Как вы оцениваете результаты голосования по поправкам в Конституцию? Какие из принятых поправок наиболее важны для развития страны?

Т.Б.: «Зачем нам мир, в котором не будет России?» — этот вопрос заставил вздрогнуть мировое сообщество. Данный месседж мог быть воспринят только однозначно – будущее всего человечества зависит от будущего России. Причем, не от любого будущего, а такого, которое мы сами определяем.

Голосование по поправкам в Конституцию, безусловно, поддерживаю. Главная поправка, на мой взгляд, —  о верховенстве национального права над международным. Теперь Россия может принимать любые политические решения, без ориентации на мнение мирового сообщества.

Честно говоря, я бы добавила ещё несколько предложений, связанных с государственной идеологией, русской культурой и устранила политические риски, которые есть в некоторых формулировках (ст.68 ч.1). Но будем надеяться, что необходимое содержание государственной политики будет реализовываться на основе действующих документов стратегического планирования РФ.

Поправки в Конституцию поддержаны, теперь многое зависит от того, кто будет проводить новую государственную политику.

ИА «Новороссия»: В референдуме по Конституции впервые приняли участие жители Донбасса, успевшие получить паспорта РФ. Можно ли считать это практическим шагом на пути интеграции республик в состав России? Как вы видите будущее Донбасса?

Т.Б.: Да, я рада тому, что граждане России, проживающие на Донбассе, участвуют в референдуме по Конституции. Безусловно, будущее Донбасса вижу только в составе России.

Что касается паспортизации, то это лишь один из способов интеграции Донбасса в российское пространство, хотя иногда мне думается, почему мы должны кому-то доказывать очевидные вещи?

ИА «Новороссия»: Вы неоднократно бывали в республиках. Что вы можете сказать об их развитии? Как изменилась жизнь в ЛНР и ДНР за последние 5-6 лет?

Т.Б.: Да, с 2015 года бываем на Донбассе исключительно с миссией научного взаимодействия. Парад Победы в 2019 году посчастливилось наблюдать в городе-герое Донецке, как раз на 5-летие Республики. Побывали на могиле Александра Захарченко, случайно познакомились с его родителями…Знаете, такой силы русского духа как на Донбассе я нигде не встречала. Благодарна Богу и судьбе за то, что состоялись встречи со многими лидерами Русской весны – учеными, политиками, общественными деятелями, поэтами, художникам…

Что изменилось? Многие получили российское гражданство. Постепенно происходит интеграция образовательного, культурного и научного пространства России и ЛДНР.

О жизни в ЛНР и ДНР скажу лишь одно – такое количество предательств разного плана выдержать сложно. Наши соотечественники (русские, советские по духу люди) желают реального мира, социальной стабильности, которую видят исключительно в России и, конечно, величия нашей большой Родине.

ИА «Новороссия»: Не секрет, что в Донбассе сегодня практически отсутствует политическая система, хотя с момента провозглашения республик прошло уже 6 лет. Как вы считаете, почему? Что мешает появлению в Донбассе нормальных институтов гражданского общества, установлению более открытых отношений властей и народа?

Т.Б.: Донбасс не является отдельным государством, он на пути в Россию, поэтому в нем и не складывается политической системы.

«У народа и правительства должно быть одно понимание святыни» — известный тезис Самарина. Думается, что на Донбассе отношения между властью и обществом в некоторых аспектах оставляют желать лучшего. Как можно было допустить суд над Мозговым, который в общественном сознании луганчан является героем? Зарплаты ученых около 9 тысяч рублей, при том, что цены на продукты давно выросли и соответствуют российским. Последние события в ЛГУ им.Т.Шевченко, будто связанные с оптимизацией образовательного процесса, привели к сокращению 2/3 специальностей.

Возрождение региона требует не только защиты народной памяти, поддержки научной и творческой элиты, но и реализации эффективной социально-экономической политики.

ИА «Новороссия»: Поговорим об Украине. В последнем выпуске программы «Россия. Кремль. Путин» президент России Владимир Путин усомнился в законности отчуждения исконно русских земель национальными республиками в процессе распада СССР. Означает ли это, что Россия может изменить подходы в отношениях с бывшими советскими республиками и вернуться к собиранию русских земель?

Т.Б.: Да, Россия выступит как центр добровольного собирания утерянных русских земель. Такая стратегия позволит защитить не только соотечественников, но и русскую культуру, русский язык, историческую правду, в целом Русский мир.

Россия может быть сильна и независима только в форме цивилизационной империи. А для этого должна, наконец, состояться победа идеалистического целеполагания над доминирующим потребительским существованием российского общества. «Великороссы, малороссы, белорусы – один русский народ», а Киевская Русь – это важнейший период отечественной истории; данную версию исторической памяти разделяет большинство российского общества, граждан Белоруссии и, даже, Украины.

Изменение образа «официальной России» требует восстановления аксиологического содержания внешней и внутренней политики Российского государства (что отчасти уже происходит), решения «русского вопроса» безо всяких компромиссов, обозначения нового идеологического вектора государственной политики, реализации эффективной социальной и экономической политики, восстановления научных, культурных, образовательных традиций и дружеских взаимосвязей с народами постсоветского пространства. Эти и многие другие задачи должны быть решены в кратчайшие сроки.

ИА «Новороссия»: В российском обществе довольно распространены идеи полного отказа от Украины. Вызваны они как экономическими соображениями (зачем кормить «хохлов»), так и политическими. Как вы считаете, нужно ли бороться Москве за возвращение Украины и каким образом можно ее вернуть в лоно Русской цивилизации?

Т.Б.: Россия, Украина, Белоруссия для меня и для большинства российского общества составляют единое культурно-цивилизационное пространство. «Оставьте, это спор славян между собой, домашний старый спор…» Рано или поздно разберемся. Тем более, что новые типы политических угроз направлены против русской (российской) цивилизации, победить сможем только вместе.

Наука, образование, культура – эффективные способы интеграции общего исторического пространства. Обязательно появится фигура политика, который сможет дипломатично выстроить новый формат наших дружественных отношений.

Моя мечта – мирная интеграция общего культурно-цивилизационного пространства (Россия-Украина-Белоруссия), а в дальнейшем – интеграция постсоветского пространства в рамках реализации евразийского проекта. Уверена, что это произойдет рано или поздно.

ИА «Новороссия»: Сегодня происходит переформатирование мировой политики. Не совсем понятная пандемия коронавируса, черные «майданы» в США и странах Европы. Мир меняется буквально на наших глазах. За счет чего в этих условиях Россия может снова стать по-настоящему мощной державой и вернуться в число главных геополитических лидеров планеты?

Т.Б.: Миссия России в условиях возникших типов угроз также заключается в том, чтобы задать необходимый вектор в новом содержании диалога и солидарности цивилизаций. Россия снова должна выступить как инициатор переустройства мира в русле формирования нового типа экосоциализма в большинстве стран, возрождения цивилизационной самобытности народов и выстраивания межцивилизационного диалога, который будет способствовать солидарности народов, культур и цивилизаций, утверждению новой ценностной роли человека в XXI веке.

Российская цивилизация является цивилизацией совести, которая задает приоритеты материального и духовного развития, представления о социальной справедливости, не позволяющей злу побеждать добро. Признание существования самобытной цивилизации России и ее базовых ценностей имеет важное мировоззренческое значение, касающееся культурно-цивилизационного кода. Необходимо подчеркнуть, что правда и справедливость в православии являются высшими религиозными ценностями, и для российского человека адекватное понимание справедливости связано, прежде всего, с его жизнеспособностью в настоящем и формированием образа жизни в будущем.

Вопрос будущего России во многом определяется ролью современной русской философии, которая последние несколько лет действительно находится «на линии фронта». Ведь во время войн, в т.ч. и войн нового типа, возникает особый запрос на национальную философию, как способа решения таких вопросов. Именно донецкие философы (сборник статей «Философия на линии фронта» вышел в 2019 году в Москве) обозначили эту проблематику и привлекли к ней российских ученых.

Помните идеи Панарина (известный русский философ, политолог, публицист и общественный деятель, уроженец Донбасса — прим.ред.)? В чём заключается разгадка силы России и, соответственно, её будущего. Россия никогда не была колонией Запада, хотя в тех или иных формах в различные исторические эпохи навязывание западного образа жизни происходило в различных сферах общественной жизни. Однако, Россия всегда оставалась собой и, более того, предлагала всему миру решение сложнейших международных проблем. Мессианскую роль России А.С. Панарин связывает – во внутренней политике – с защитой слабых против сильных (против бояр, олигархов, «сильных» людей), а во внешней политике с противостоянием колонизаторской политике и поддержкой освободительного движения. Все попытки свести «русскость» лишь к этнографическому измерению (матрёшки, сарафаны, самовар), по мнению Панарина – безуспешны. Русская идея есть вселенская идея, всемирно-историческая, идея мессианская.

Со стороны ученых уже многое сделано в этом направлении. В мае 2018 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Цивилизационный путь России: культурно-историческое наследие и стратегия развития» с участием ученых из Минска, Гродно, Донецка, Луганска, Санкт-Петербурга, Владивостока и других городов. На ней были как раз очень подробно рассмотрены вопросы проблем самобытности российской (в иных версиях евразийской) цивилизации.

В этом году был запланирован VIII Российский Философский Конгресс и Симпозиум «Социальная теория и проекты цивилизационного развития современной России» (соорганизаторы — Институт Наследия и Институт философии РАН). Его перенесли на год, но в июле выйдет первый том статей, в котором будет обозначена идеологическая картина будущего России как самобытной цивилизации.

Советский Союз после победы в Великой Отечественной войне стал главным гарантом в сохранении нового миропорядка и мира на всей планете. Именно эта роль позволила советской державе изменить соотношение сил в мире в пользу социалистического устройства, одержать множество побед во многих сферах от международной до внутренней политики. Одна из главнейших задач, стоящих теперь перед российским народом, народами постсоветского пространства в XXI веке – защита того мира, за который отдали свои жизни герои Великой Отечественной войны.

Сейчас особенно четко оформилась необходимость реальной интеграции постсоветского пространства не на основе экономического взаимодействия, а, прежде всего, на основе общей исторической памяти, максимального культурного сближения и русскоязычного диалога народов, сохранения самобытности российской цивилизации (в иных политических версиях – евразийской, Евразийского Союза).

России предстоит сыграть роль главного субъекта в формировании нового полицентричного мира, в изменении социально-экономических отношений, создании новой философии жизни, в целом задать идеологический и ценностный вектор грядущих перемен в условиях нового типа войн.

Беседовал Тихон Гончаров

Новости партнеров