Те, кто может свергнуть Дональда Трампа

Заголовок нашей статьи мы взяли из немецких СМИ, но материалы такой тональности, где речь заходит об американских супермиллиардерах братьях Кох, стали появляться и в американских изданиях. О Чарльзе и Дэвиде Кох (Charles Koch и David Koch) из Канзаса – совладельцах крупнейшей в мире частной компании

Заголовок нашей статьи мы взяли из немецких СМИ, но материалы такой тональности, где речь заходит об американских супермиллиардерах братьях Кох, стали появляться и в американских изданиях.

О Чарльзе и Дэвиде Кох (Charles Koch и David Koch) из Канзаса – совладельцах крупнейшей в мире частной компании Koch Industries, входящих в десятку богатейших людей мира (совместное состояние братьев оценивается в 120 млрд. долларов), принадлежащих к числу главных доноров консервативного крыла Республиканской партии, мы уже писали. Писали как о людях, которые поддержали Дональда Трампа в борьбе за пост президента США. Теперь, однако, картина меняется. Начатая администрацией Трампа торговая война сулит убытки большому американскому бизнесу. Особенно в сфере реальной экономики.

Одними из первых это почувствовали производители знаменитых американских мотоциклов «Харли Дэвидсон» (мотоцикл имеет славу «настоящей американской иконы»). Повышение пошлин на ввоз этих мотоциклов в Европу грозит фирме убытками в размере от 80 до 100 млн. долларов в год, что заставило её принять решение о переносе части производства за рубеж. Это повлечёт сокращение рабочих мест на американских заводах в Висконсине. Трамп на это объявил, что теперь при ввозе в США продукция «Харли Дэвидсон» будут облагаться высокими налогами.

Чарльз и Дэвид Кох отмечают, что «Харли Дэвидсон» – живой пример того, что тарифная политика администрации Трампа не столько помогает, сколько вредит американской экономике. Фирма просто бежит от торговой войны, развязанной против Европы и Китая. За ней вскоре последуют и другие американские предприятия. Сегодня производственные и торговые цепочки имеют международный характер; тот же «Харли Дэвидсон» производят не только в Милуоки, но и в Австралии, Бразилии, Индии, Таиланде.

Большой вопрос, что принесет повышение пошлин на ввоз в Америку европейских автомобилей. Повышение ударит по БМВ, «Фольксвагену», «Мерседесу», но и потери американского бизнеса будут немалыми. «Дженерал моторс» выпускает около 30% своих автомобилей за рубежом. «Форд» – примерно 20% в Канаде, Мексике и Европе. Если ЕС повысит ввозные пошлины на продукцию американских автомобилестроителей, эти фирмы выведут за рубеж ещё большую часть производства и оголят конвейеры в США. Пострадают рабочие на заводах в Мичигане, а ведь Трамп объявил, что именно их он намерен защищать.

То же касается фермеров Среднего Запада. Китай уже объявил об ответных мерах против американских производителей мяса и сои, для которых китайский рынок – второй по объёму в мире. И фермеры в отличие от производителей автомобилей или мотоциклов не могут перенести производство за рубеж.

Ещё один пример – американские стиральные машины Whirlpool. Фирма тоже стала жертвой торговой войны, план войны не выдержал первого соприкосновения с противником. С момента введения повышенных пошлин на сталь акции Whirlpool упали на 20%. А конкуренты – Samsung und LG – уже планируют расширять своё производство в Америке.

Бьют тревогу глава Совета управляющих Федеральной резервной системы Джером Пауэлл («Если это ведёт к протекционистскому миру, это будет плохо для нашей экономики») и директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард («Несмотря на то, что в результате торговой войны понесут потери все страны, сильнее всего окажется разбитой американская экономика»). Отсюда и изменение позиции братьев Кох в отношении Дональда Трампа.

«У нас больше нет Республиканской партии, у нас есть партия Трампа. Республиканская партия где-то задремала», – говорит бывший спикер палаты представителей, республиканец Джон Бейнер (John Boehner). – Группировка Трампа захватила её базис, травит мигрантов, призывает к возведению таможенных барьеров, к гигантским военным расходам. Это не имеет ничего общего с традиционными ценностями республиканцев – свободой торговли, сбалансированным бюджетом и строительством глобальных альянсов».

Чарльз Кох говорит: «Я сожалею о поддержке некоторых республиканцев… Теперь мы будем очень тщательно взвешивать, кого поддерживать. Республиканцы не должны рассчитывать на поддержку Кох, как на само собой разумеющееся. Если вы являетесь республиканцем, который проголосовал за самый плохой бюджет в истории, то можете быть уверены, что мы привлечем вас к ответственности… Если вы демократ и набрали достаточно голосов для финансовой реформы, которая ограничит произвол банков и стоящих за ними семей, можете быть уверены, что мы будем с вами работать».

Братья уже поддержали сенатора-демократа Хейди Хейткамп (Heidi Heitkamp), которая переизбирается от Северной Дакоты под лозунгом ограничения свободы банков. И объявили, что не будут поддерживать соперника Хейткамп, республиканца Кевина Крамера (Kevin Cramer), сторонника Трампа и его таможенной политики.

Чтобы получить контроль над палатой представителей, демократы собираются выиграть в ноябре дополнительно 23 места. Если это произойдёт, расстановка сил в Конгрессе будет весьма неблагоприятной для президента. Братья Кох объявили, что намерены в текущем году израсходовать на политические кампании 400 млн. долларов, но их получит не Дональд Трамп.

Перед промежуточными выборами в ноябре, когда в США будут полностью переизбрана палата представителей и 35 из 100 членов Сената, водораздел между сторонниками и противниками администрации обозначился чётко – гораздо более чётко, чем между республиканцами и демократами. Не надо, впрочем, заблуждаться в отношении природы противоречий в американском политикуме.

«Наша страна насквозь коррумпирована большими деньгами, и братья являются лидерами в этом деле…. – говорит бывший губернатор штата Вермонт Ховард Дин (Howard Dean). – То, что делают братья Кох, хорошо лишь для братьев Кох. У них нет глубокого интереса к будущему нашей страны. Разве лишь с той точки зрения, как будут выглядеть их кошельки». По ряду вопросов братья Кох продолжают поддерживать президента. Например, в его стремлении к низким налогам для крупных корпораций, к ослаблению контроля над природоохранными мероприятиями.

Глубина расхождений бартьев Кох с президентом Трампом неясна и вряд ли очень значительна. Однако если эти миллиардеры из Канзаса перекроют денежный поток сторонникам Трампа, последнему после ноябрьских промежуточных выборов придётся сложно.

Дмитрий Седов

Источник: ФСК

Новости партнеров