Тихон Гончаров: День Крещения Руси – напоминание о единстве русского народа
Сегодня разделенная государственными границами Святая Русь отмечает 1032-летие со дня своего крещения Великим равноапостольным князем Владимиром. Этот праздник остается одним из самых главных для каждого русского человека, независимо от степени его воцерковленности. Именно принятие святого Православ
Сегодня разделенная государственными границами Святая Русь отмечает 1032-летие со дня своего крещения Великим равноапостольным князем Владимиром. Этот праздник остается одним из самых главных для каждого русского человека, независимо от степени его воцерковленности. Именно принятие святого Православия стало фундаментом для появления единого русского народа из разрозненных, часто враждующих между собой славянских и других племен. Единство народа, ставшее возможным благодаря Православной вере, в свою очередь заложило основы тысячелетней русской государственности, неотъемлемой частью которой всегда был Киев – мать городов русских.
В последние годы Православие остается единственным связующим звеном между Украиной и остальной Россией, поэтому именно церковь подвергается мощной атаке со стороны русофобов всех мастей. Особенно ситуация обострилась при прошлом украинском президенте Порошенко, когда на Украине была создана очередная раскольничья группировка – «ПЦУ», претендующая на легализованный статус благодаря интригам стамбульского патриарха Варфоломея. Сегодня, несмотря на то, что на Украине сменился президент, репрессии против православных не только не прекратились, а в последнее время приняли совершенно дикие формы.
При этом в самой украинской части Русской церкви продолжают развиваться во многом противоположные тенденции. С одной стороны, предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий активно возвращает общерусскую повестку, поддерживает проекты, направленные на возрождение единства Руси и достижение реального мира в Донбассе. Вспомним, к примеру, вышедший в мае российско-украинский православный фильм «Здравствуй, брат, Христос Воскресе!» с участием украинских чемпионов по боксу Александра Усика и Василия Ломаченко. Владыка Онуфрий выступил в этом фильме с проникновенной проповедью про единство разделенных границами русских православных братьев. Приведем еще раз очень важную и знаковую цитату предстоятеля УПЦ:
«Господь хочет, чтобы мы любили друг друга. Чтобы мы терпели и уважали друг друга, и я желаю, чтобы любовь человека к Богу и любовь между людьми была везде, на всем земном шаре, но особенно она должна быть между нами, русскими людьми, которые произошли из киевской купели, из Древней Руси, которые сегодня расселись по разным частям земного шара. Но мы с этой купели произошли. Мы должны любить друг друга, мы же едины по крови, едины по вере. Поэтому пусть каждый из нас посмотрит сам в себя и задаст вопрос – хочешь ли ты блага для своей земли, для своего народа? Если хочешь, тогда люби Бога, живи в мире с Богом и живите в мире один с другим».
С другой стороны, внутри УПЦ, к сожалению, продолжают возрождаться тенденции из серии «прочь от Москвы». И речь не только о показушных пиар-акциях вроде «вышиваночного флешмоба» в Одесской епархии, а и о вполне серьезных, а, может быть, и осознанных заявлений авторитетных представителей канонической церкви.
12 июля депутат Верховной Рады Украины, один из главных спонсоров УПЦ Вадим Новинский в интервью YouTube-каналу «Vласть vs Vлащенко» заявил, что Украинская православная церковь – это не церковь Московского Патриархата, в которой молятся за Россию, а церковь украинского народа, которая берет начало от Крещения Руси в 988 году.
«Что касается УПЦ, она была, есть и будет Церковью украинского народа. И она всегда за украинский народ, за каждого украинца. И в Церкви служат священники, архиереи – тоже украинцы. Туда же не приехал кто-то из других стран, кто думает только о том, чтобы Россия процветала. В Церкви молятся постоянно за нашу страну, за наш народ, за власть, которая есть в Украине, и чтобы в нашей стране было благоденствие», — заявил Новинский. Он также назвал мифом утверждение, что УПЦ – это церковь Московского патриархата.
«Нет никакой «Церкви Московского Патриархата», есть просто Украинская Православная Церковь, точка. УПЦ – это каноническая Церковь, которая берет свое начало от времен равноапостольного князя Владимира. Вот эта вот историческая связь начиная с 988 года дошла до нашего времени», – подчеркнул депутат Верховной рады.
И это политик, считающийся главным защитником православных на Украине! Удивительно (а, может, и не удивительно), что вслед за Новинским, кажется, не сосем понимающим последствия своих высказываний, любимый тезис церковных самостийников «мы – не Московский патриархат» взяли на вооружение и многие православные, в том числе священники, считающиеся сторонниками единства Русской церкви.
Приведу пример дискуссии, завязавшейся на странице протоиерея Геннадия Шкиля из славного русского города Херсона в Facebook.
Отец Геннадий, комментируя очередной выпад раскольника Драбинки в адрес православных, фактически поддержал отречение Новинского от Московского Патриархата.
«Передайте этаму мущщине в шляпе, что пусть опохмелится наконец и поймет, что в Украине РПЦ нет. И Московского патриархата нет. Так что пусть не пущщает и запрещщает!!!» — написал он.
В комментариях под этой публикацией завязалась дискуссия о статусе УПЦ и единстве Русской церкви. Приведу, для примера, ответ о. Геннадия на мой комментарий.
Иногда складывается впечатление, что главная цель подобных защитников Православия на Украине – это получение законной автокефалии от Москвы. В таком случае уже не надо будет доказывать свою непричастность к Русской церкви изворотливыми формулировками и попрекать жителей Донбасса в том, что они «как на заборе» пишут на своих храмах «Московский патриархат».
И что же ждать от простых православных людей, ведомых такими пастырями, меняющими свою позицию и риторику в зависимости от обстоятельств? И до каких пор наша церковь может отступать под давлением антиправославных сил? Вопросы риторические…
Почему пример выступлений в защиту церкви в Черногории и на Украине так разнятся? Да, можно вспомнить прошлогодний 300-тысячный Крестный ход в Киеве, который показал, что возрождение единства Руси возможно, но в 600-тысячной Черногории на еженедельные акции в защиту своих святынь выходили тоже до 300 тысяч человек, то есть половина всего населения! А ведь эта небольшая балканская страна уже в НАТО. Казалось, оторвана от остальной Сербии навсегда. Но принадлежность к Сербской церкви (а не Черногорской, например) оказалась сильнее политической реальности и происков врагов. Люди вспомнили свою сербскую идентичность и вышли на беспрецедентные по числу участников акции. А можно ведь было просто добиться «законной» церковной независимости от Белграда и договориться с богоборческими властями. Чувствуете разницу?
В отличие от Сербской Церкви, не ставшей создавать в Черногории отдельную «черногорскую» церковь, церковная Москва в свое время избрала другую тактику, предоставив сначала автономный статус Украинскому экзархату УПЦ, а затем и полную самостоятельность, разрешив несколько лет назад даже в названии церкви не указывать формальную принадлежность к Московскому Патриархату. Спасла ли такая тактика от преследования каноническую церковь. Конечно, нет. Тем не менее, дальнейшее «отступление» продолжается.
Слава Богу, что сегодня продолжают хранит память о единстве Русской православной Церкви ее священная история, не искаженная в угоду власть предержащим, и богослужебные тексты. Часть их них, правда, по инициативе церковных украинских патриотов, была отредактирована. Возьмем, к примеру, сегодняшний тропарь святому князю Владимиру.
Вот его официальный текст:
Уподобился еси купцу, ищущему добраго бисера,/ славнодержавный Владимире,/ на высоте стола седя матере градов,/ богоспасаемаго Киева:/ испытуя же и посылая к Царскому граду/ уведети православную веру,/ обрел еси безценный бисер — Христа,/ избравшаго тя, яко втораго Павла,/ и оттрясшаго слепоту во святей купели,/ душевную вкупе и телесную./ Темже празднуем твое успение,/ людие твои суще,// моли спастися державы твоея Российския начальником и множеству владомых.
А вот величание:
Величаем тя,/ святый равноапостольный княже Владимире,/ и чтим святую память твою,/ идолы поправшаго// и всю Российскую землю святым Крещением просветившаго.
А теперь обратим внимание, что в официальном календаре УПЦ эти тексты уже отредактированы – слово «российский» либо изъято, либо заменено на слово русский.
Вообще, в богослужебном календаре УПЦ практически везде с благословения Московской патриархии слово российский было заменено на «русский» из политкорректных соображений. Мол, «российский» показывает принадлежность к Российскому государству, что в «незалежной» не все могут понять. Хотя все, кто более-менее интересовался вопросом, знают, что российский и русский в историческом контексте – слова-синонимы. Об этом в статье, посвященной святой равноапостольной княгине Ольге убедительно рассказал православный публицист из Киева Дмитрий Скворцов.
Он же сегодня в комментарии для телеканала «Спас» напомнил всем адептам концепции «братских, но разных народов» по обе стороны границы, что из Киевской купели в 988 году вышли не «народы России, Украины, Белоруссии», а единый русский народ.
«Из Днепровской купели вышел один народ – русский народ. Другое дело, что в те эпохи, когда Юго-Западную Русь оккупировали сначала литовцы, потом поляки, венгры, представители католической цивилизации, они пытались переформатировать русский народ, живущий на этих землях в нерусских. Но это им как раз не удавалось, потому что народ все-таки ощущал и помнил, что он вышел из купели, которая объединяет и сейчас Великороссию, Малороссию, Белоруссию, Новороссию.
Украинцев удалось создать в начале ХХ века только благодаря тем репрессивным методам, опробованным в первых в Европе концлагерях – Телергофе и Терезине, которые были восприняты большевиками. Вот и удалось создать эту современную украинскую нацию, которую сейчас, исходя из нынешних событий, можно рассматривать как антирусских. Но из Днепровской купели вышел один народ», — заявил Скворцов.
Владыка Онуфрий в своем поздравлении ко Дню Крещения Руси также напомнил, что Крещение Руси – это праздник всей Русской православной цивилизации, а не только киевской ее части.
«Святой князь Владимир был выдающимся руководителем государства, выдающимся князем. В состав Руси тогда входила не только территория нынешней Украины, входила значительная часть нынешней России, входила Белоруссия, часть Польши, части других государств. То княжество, которое возглавлял святой князь Владимир, охватывало Волгу, Каму, Дон, Кубань. Поэтому говорить сегодня только о Крещении «Киевской» Руси — это будет неправильно, унижение трудов святого князя Владимира. Он крестил эту великую Русь, которая существовала в его время, и столицей которого был город Киев», — заявил митрополит.
День Крещения Руси хранит память о единстве русского народа на генетическом уровне. Наряду с Днем всех святых, в земле Русской просиявших, этот православный праздник остается тем самым объединяющим началом, все еще удерживающем духовное единство тысячелетнего Русского государства, раздробленного 30 лет назад коммунистическо-демократической номенклатурой.
Сегодня, несмотря на десятилетия тотальной русофобской пропаганды, на Украине, особенно на фоне разочарования в «европейском выборе» становятся все более востребованными идеи восстановления единства Руси. Даже такие закоренелые русофобы как лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, вдруг вспоминают о любви со стороны русских и единстве народа Руси. Правда, с некоторыми оговорками про «столицу в Киеве или Минске», но все же. Вряд ли переобувание Скрипки связано только с желанием возобновить гастроли своей некогда довольно популярной группы в России. Он, как и многие, чувствует ветер перемен. И если в случае с Зеленским народ голосовал против Порошенко, то вполне возможно, что следующий президент Украины при определенных условиях может победить и под прорусскими лозунгами. И тут многое зависит от самой России. Недавно мы подробно разбирали этот вопрос.
Тема восстановления единства разделенной Руси должна стать одной из главных в общественно-церковной повестке всей полноты Русской Православной Церкви. От этого зависит дальнейшая судьба и нашего разделенного границами Отечества, восстановление экономического и социально-демографического потенциала которого невозможно без подлинного духовно-нравственного возрождения.
Тихон Гончаров, специально для ИА «Новороссия».