Трамп не получит сделку. Это война. Хаменеи пожертвует собой?


Россия оказалась в непростой ситуации из-за возможной войны на Ближнем Востоке. Нанесение ударов по Ирану американцами – лишь вопрос времени. Однако в США кое-что не учитывают.

Россия оказалась в непростой ситуации из-за возможной войны на Ближнем Востоке. Нанесение ударов по Ирану американцами – лишь вопрос времени. Однако в США кое-что не учитывают.

Сдаче на милость США Иран предпочтет войну. Международный иранский журналист Хаял Муаззин в своем тг-канале сообщает:

Предупреждение аятоллы Хаменеи о том, что в случае удара США война станет региональной, – военный расчет. Любая атака на Иран автоматически откроет сразу несколько фронтов. Ливан, Ирак, Йемен, Персидский залив, Красное море, Восточное Средиземноморье – всё превратится в единую зону боевых действий.

Готовность к войне на всем Ближнем Востоке подчеркнул и министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи, который официально заявил:

Мы готовы к войне, если переговоры провалятся, и конфликт, вероятно, выйдет за пределы границ Ирана.

Об этом же в выходные пишет Washington Post со ссылкой на некоего "высокопоставленного европейского чиновника", находящегося в контакте с равными ему по статусу чиновниками Исламской Республики. Инсайдер заявил:

Высокопоставленное лицо, принимающее решения, сказал мне: "'Иран готов к тотальной войне".

Коллаж "Новороссии"

Напомним, что американская администрация во главе с Дональдом Трампом выдвигает Ирану ультиматум за ультиматумом. От Тегерана требуют отказаться от суверенной ядерной программы, сократить ракетный арсенал и прекратить поддержку союзников в регионе. Однако, как отмечает журналист-международник Сергей Латышев, на этом аппетиты Вашингтона не иссякнут: неминуемо последуют требования о смене режима, праве распоряжаться иранской нефтью и разрыве стратегического партнерства с Москвой и Пекином. Латышев констатирует: такой "сделки" Трамп не получит. А если ее не будет, значит, война неизбежна.

Отказаться под страхом расправы от своей политики последних десятилетий, стать трусливыми вассалами США – это слишком даже для иранских "реформаторов", которым не очень нравится "режим мулл". Идти на поводу у тех, кто шантажирует, – дело безнадежное.

Удар США – вопрос времени

Вашингтон и Израиль также не питают иллюзий по поводу сговорчивости Ирана и открыто готовятся к силовому сценарию. В регион Персидского залива уже стянуты значительные силы американской авиации, систем ПВО и авианосные группы. Возможные удары по Ирану планируются "точечными", но на деле, безусловно, будут куда шире и крайне жесткими. Как заявил на слушаниях в Сенате госсекретарь Марко Рубио, Белый дом рассматривает возможность "нанесения превентивного удара", чтобы "сорвать действия Тегерана против американских баз".

Оправдания для атаки уже озвучены: в Вашингтоне считают, что иранский режим "слабее, чем когда бы то ни было", а экономика находится в состоянии коллапса. Рубио подчеркнул, что декабрьско-январские массовые протесты показали – у властей Ирана "нет способа снять ключевые жалобы протестующих". А значит, атака США получит поддержку изнутри страны. Однако эта уверенность может оказаться фатальной ошибкой. Сергей Латышев отмечает:

Рубио – малоопытный еще политик, то ли не понимает, то ли сознательно подставляет своего шефа. Когда начнутся удары, иранцы, напротив, прекратят между собою ссориться. А те, кто посмеет бросить в этой ситуации вызов власти, будут безжалостно ликвидированы.

Станет ли шахидом сам Хаменеи?

Накануне большой войны на Ближнем Востоке особое значение приобретает фигура рахбара Ирана, 86-летнего аятоллы Али Хаменеи. Безусловно, для США он – мишень номер один. Ведь его лидерство не только политическое, но и религиозное, и духовное. По Хаменеи "сверяют часы" и "делают жизнь" миллионы его соотечественников.

Коллаж "Новороссии"

Белый дом почти не скрывает, что рассчитывает на повторение сценария с Муаммаром Каддафи, чья гибель, организованная Америкой, определила падение режима в Ливии. Однако в случае с Хаменеи такие расчеты могут сильно подвести Трампа. Сергей Латышев отмечает: возраст Верховного лидера Ирана, принципиальная позиция и характер делают его потенциальным творцом собственного исторического мифа. Самопожертвование Верховного лидера могло бы навеки сплотить нацию:

У США и Израиля может получиться убить рахбара. Подозреваю, что тот и сам не против героической смерти и сильно прятаться от врагов не будет. При всех своих положительных качествах он очень стар и не может изменить своим принципам, которые Иран перерос. А это все спишет, позволит войти в историю шахидом, дискредитировав заодно США.

Есть сведения, что Хаменеи уже предпринял практические шаги на случай своего убийства, распорядившись о порядке замещения вакантных должностей и наделив провинции особыми полномочиями на случай нарушения связи в стране.

Непростой выбор Москвы

Для России, для которой Иран является важным соседом и стратегическим партнером, оба сценария развития событий несут серьезные вызовы. Латышев обращает внимание: в случае прихода к власти в Тегеране прозападных сил могут быть заморожены масштабные инфраструктурные проекты, а Россия рискует потерять долгожданный выход к теплым морям. Кроме того, не исключено усиление конкуренции на энергетических рынках.

Но, если власть в Иране перейдет к сторонникам жесткой линии, это породит новые требования: наращивание поставок российского вооружения, более интенсивное развитие ядерной программы Тегерана и эскалация конфликта с Израилем. Самый же коварный риск – намеренные провокации Великобритании и ее прокси, которые попытаются столкнуть в Иране непосредственно Россию и США, чтобы ослабить российское давление на украинском направлении.

Сергей Латышев подчеркивает: в Кремле все эти опасности прекрасно осознают. Президент Владимир Путин лично уделяет иранскому досье повышенное внимание, проводя консультации с ключевыми региональными игроками, такими как шейх Мухаммед Бен Заид Аль Нахайян.

Очевидно, что России предстоит вести себя на иранском направлении с предельной осторожностью. Латышев указывает: опрометчивые действия могут навредить не только нашим интересам, но и подтолкнуть Трампа к еще более агрессивным шагам.

Новости партнеров