Три стороны одной медали: сирийское урегулирование набирает обороты
В четверг в Астане начинается очередной, восьмой по счету раунд переговоров по Сирии. Консультации, об участии в которых уже объявили все приглашенные делегации, продлятся два дня, а основное внимание, как ожидается, будет сосредоточено на проведении Конгресса национального диалога в Сочи, а также
В четверг в Астане начинается очередной, восьмой по счету раунд переговоров по Сирии. Консультации, об участии в которых уже объявили все приглашенные делегации, продлятся два дня, а основное внимание, как ожидается, будет сосредоточено на проведении Конгресса национального диалога в Сочи, а также на обсуждении зоны деэскалации в провинции Идлиб.
Примечательно, что накануне переговоров в столице Казахстана в Эр-Рияде стартовала конференция с участием сирийской оппозиции, на котором стороны планируют обсудить политические документы и структуру делегации, а также организационные вопросы. Стоит отметить, что встрече противников официального Дамаска предшествовало аналогичное мероприятие в Женеве, не увенчавшееся, впрочем, какими-либо существенными результатами.
Как известно, на сегодняшний день, по факту, существуют три основные площадки, декларируемыми целями которых является выработка политического решения для урегулирования сирийского кризиса: Астана, Сочи и Женева. Тем не менее, несмотря на первоначальную схожесть задач, ключевые принципы и подходы, используемые при организации работы данных форумов, а также состав участников, отличаются коренным образом.
В частности, в Казахстане взаимодействие представителей сирийских властей и оппозиции обеспечивается гарантами переговоров, которыми выступают Москва, Тегеран и Астана. Учитывая ключевую роль данного триумвирата в разгроме запрещенного в России «Исламского государства»* на территории Сирии, а также уровень политического влияния на ситуацию в ближневосточном регионе в целом, его посредническую миссию в процессе послевоенного урегулирования трудно переоценить.
Что касается запланированного на начало следующего года Конгресса национального диалога в Сирии, то состав его участников и вовсе обещает быть беспрецедентно широким, так как помимо делегатов от Дамаска и «угнетенных режимом» на нем будут представлены практически все группы сирийского населения, включая национальные меньшинства и реальных полевых командиров. Собственно, подобное представительство на переговорах по разрешению многолетнего кризиса, дает все основания рассчитывать, что участвующие стороны в конечном итоге придут к консенсусу, что, в свою очередь, позволит ускорить перевод арабской республики с военных на мирные рельсы.
Однако, третий «кит» мирных сирийских инициатив — Женевский формат — не внушает, подобно двум вышеупомянутым форумам, должного оптимизма. Дело в том, что обсуждения, проходящие в швейцарском городе, на данный момент больше напоминают трансформацию боевых действий так называемой вооруженной оппозиции, которые она вела на протяжении шести с половиной лет против легитимного сирийского руководства в аналогичные мероприятия, только на дипломатическом фронте. Действительно, каких-либо коренных изменений ни в позиции, ни в мышлении «угнетенных режимом», на деле являющихся бизнесменами и общественными деятелями, много лет проживающими за границей, не произошло, и безапелляционные требования об отставке президента Башара Асада и фундаментальном изменении политического и экономического устройства страны по-прежнему являются повесткой любых переговоров с их участием.
Как бы то ни было, процесс мирного урегулирования только начался и вряд ли будет быстрым. Самое главное сейчас — грамотно и поэтапно его реализовать. Для этого, без сомнения, понадобится полная вовлеченность всех заинтересованных сторон, для которых, хотелось бы надеяться, интересы Сирии будут превыше всего.
Источник: x-true.info
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции