«Триумф» и не только

4-5 октября Индию с визитом посетит президент России Владимир Путин. Одно из главных ожиданий от саммита связано с вероятным подписанием договора о закупке Индией российских ЗРК С-400 «Триумф». Что стоит за этим контрактом, какие силы пытались ему помешать, и должно ли российско-индийское сотрудниче

4-5 октября Индию с визитом посетит президент России Владимир Путин. Одно из главных ожиданий от саммита связано с вероятным подписанием договора о закупке Индией российских ЗРК С-400 «Триумф». Что стоит за этим контрактом, какие силы пытались ему помешать, и должно ли российско-индийское сотрудничество сводиться только к сфере ВТС?

Российско-индийские саммиты стали регулярным ежегодным событием, проходящим на паритетной основе попеременно то в Индии, то в России. Контакты между лидерами двух стран не ограничиваются ежегодными двусторонними саммитами – встречи на высшем уровне происходят и на других площадках, учитывая, что две великие евразийские державы являются членами многих влиятельных международных организаций и неформальных объединений: ШОС, БРИКС, «большая двадцатка» – и это далеко не полный список.

Разумеется, главная интрига в связи с предстоящим саммитом была связана с вопросом о том, состоится ли подписание контракта на закупку Индией российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400. Не секрет, что США открыто объявили, что введут санкции против любой страны, которая пойдёт на закупку этих ЗРК, и Китай уже испытал на себе все «прелести» такой позиции Вашингтона.

В начале сентября Дели в рамках министерского диалога «2 + 2» посетили глава Пентагона Джеймс Мэттис и глава Госдепартамента Майкл Помпео. Центральной темой их бесед с индийскими коллегами было именно намерение Индии купить российские комплексы. Накануне визита в грозных заявлениях, подтверждающих неизменность позиции Вашингтона в отношении всех (включая Индию), кто вознамерится закупить С-400, недостатка не было. Но уже сразу по окончании переговоров госсекретарь Помпео сделал вполне примирительные заявления в том духе, что, мол, Индия – слишком важный партнёр для США и Вашингтон не хотел бы ставить под угрозу эти отношения, совершая какие-то шаги, которые в Дели могут рассматриваться как враждебные. Можно только догадываться, что заставило господина Помпео изменить свою позицию, но очевидно, что немаловажным фактором была твёрдая позиция индийских партнёров по переговорам, которые не готовы жертвовать своими национальными интересами в угоду третьим странам.

В давлении США на Индию (равно как и на Китай, на Турцию и на другие страны, выражающие желание закупить российское оружие) прослеживаются как минимум два аспекта. Один связан с попытками путём политического давления создать конкурентные преимущества для собственной продукции (известно, что США предлагали Индии свои системы «Пэтриот» вместо С-400).

Другой аспект связан с более долгосрочными геополитическими факторами стратегического характера. Включить Индию в число своих ближайших союзников и проводников своей политики в Азии – давняя мечта вашингтонских стратегов. При этом США пытаются играть на общей озабоченности Вашингтона и Дели относительно растущего влияния Китая в регионе и мире. Отсюда – попытки «пристегнуть» Индию к различным форматам и альянсам открыто антикитайской направленности – в частности, к четырёхугольнику США–Япония–Австралия–Индия. В этом же контексте следует рассматривать и реверансы в сторону Индии, прозвучавшие в речи Дональда Трампа на сессии Генассамблеи ООН, когда он, «забыв» даже о таких давних и испытанных союзниках, как Великобритания, в числе друзей США упомянул только четыре страны: Израиль, Саудовскую Аравию, Польшу и Индию.

Российско-индийские отношения: большие надежды и большие тревоги

Российско-индийские отношения переживают сейчас период больших надежд и больших тревог. Надежд – потому что Индия, вопреки пессимистичным прогнозам, не уступила давлению США и не отказалась от военно-технического сотрудничества с Россией, ещё раз подтвердив свою заявку на статус великой державы и продемонстрировав крепость «всепогодной дружбы» Нью-Дели и Москвы. Тревог – поскольку неясно, как будет развиваться сотрудничество России и Индии в течение ближайшего десятилетия, после того, как будут выполнены нынешние большие контракты в военной сфере.

И в этом кроются истоки двойственности политики США в отношении Индии. С одной стороны, Индия, при всех своих сложностях во взаимоотношениях с Китаем, не готова безоговорочно вступать в какие-либо альянсы, открыто направленные против кого бы то ни было. Кроме того, Китай остаётся главным внешнеторговым партнёром Индии, обе станы плодотворно сотрудничают в рамках многосторонних международных форматов (уже упоминавшиеся ШОС, БРИКС, «большая двадцатка»), а по большинству вопросов глобального характера представители Индии и Китая в ООН голосуют практически в унисон. С другой стороны, даже озвучивая плохо скрываемые угрозы, США не готовы отказаться от своей долгосрочной стратегии, а значит, предпринимать резкие шаги, которые могут быть негативно восприняты в Дели, не станут.

Поэтому, хотя в дальнейшем нельзя исключать новых попыток давления на Индию, судьба нынешнего российско-индийского контракта практически решена. Более того, как сообщается, Россия и Индия в ходе нынешнего саммита собираются подписать совместный документ, объявляющий о недопустимости введения санкций в обход решений СБ ООН, что не может быть воспринято иначе как предостережение Вашингтону с целью заставить его воздержаться от попыток давления в будущем.

Впрочем, при всей важности военно-технического сотрудничества, которое традиционно является одной из главных составных частей российско-индийского взаимодействия, очевидно, что им одним привилегированное стратегическое партнёрство России и Индии не исчерпывается. Плодотворно развивается сотрудничество в сфере атомной энергетики, в последние годы подписан ряд соглашений и о сотрудничестве (в том числе инвестиционном) в сфере нефтедобычи и нефтепереработки. Обширная программа сотрудничества была закреплена в декабре 2014 г. в Совместном заявлении Дружба–Дости, принятом по итогам очередного саммита. В 35 пунктах этого заявления содержится всеобъемлющая и разносторонняя программа, рассчитанная на длительную перспективу.

Объективным препятствием для расширения экономического сотрудничества между Россией и Индией остаётся отсутствие надёжных наземных путей сообщения между двумя странами. Кратчайший путь мог бы пролегать через территории Пакистана (с которым у Индии отношения, мягко говоря, непростые) и Афганистана, который в течение многих десятилетий остаётся «чёрной дырой» Евразии. Обойти эти проблемные участки призван российско-индийско-иранский проект Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», который практически готов к тому, чтобы начать функционировать в рабочем порядке. Очевидно также, что одновременное вступление Индии и Пакистана в ШОС в 2017 г. способно создать предпосылки для сглаживания острых углов в отношениях этих двух стран, а также для выработки всеобъемлющего регионального подхода к урегулированию ситуации в Афганистане. И это пойдёт во благо не только двум великим державам Евразии – Индии и России, но и будет способствовать миру и процветанию всего макрорегиона.

Источник: Валдай

Новости партнеров