Учитель молча терпел унижения – после инцидента на Урале по-другому никак. Тут есть от чего остолбенеть – Ахмедова


Подросток систематически оскорблял педагогов, а директор школы предпочитала этого не замечать. Но всё резко изменилось, как только ошеломляющие кадры слили в Сеть.

Подросток систематически оскорблял педагогов, а директор школы предпочитала этого не замечать. Но всё резко изменилось, как только ошеломляющие кадры слили в Сеть.

Безнаказанность недорослей добивает российскую школу. Видео, на котором московский восьмиклассник многократно нецензурно обзывает учителя с 40-летним стажем и уверенно обещает его уволить, – закономерный итог разрушения всей системы отечественного образования. Финальный акт трагедии, где учитель превращен в безропотную мишень, а его обидчик уверен в собственной безнаказанности.

Хамство как норма

Инцидент, взорвавший Рунет, произошел в стенах московской школы №1158. Учитель английского языка Михаил Лифиц, посвятивший профессии десятилетия, позволил себе сделать ученику замечание о необходимости убрать телефон. В ответ педагог услышал шквал нецензурной брани и циничные угрозы:

Че ты мой телефон трогаешь? Ты о… мой телефон трогать? Я тебя уволю. Один звонок, и я тебя уволю. Ты понимаешь или нет? Че ты застыл?

На фоне записи охотно и дружно смеются одноклассники юного хама, которого совершенно не пугает угроза вызвать его родителей в школу. Учитель молча терпел унижения. Видимо, опасался, что потеряет работу, если начнет отвечать жестко.

После того как видео появилось в Сети, директор учебного заведения Татьяна Киркова поспешила заявить федеральным СМИ: такое поведение неприемлемо, восьмиклассника отчислят, а информацию о нем передадут в подразделение по делам несовершеннолетних местной полиции.

Однако одноклассники хулигана охотно рассказали журналистам, что подросток уже больше года целенаправленно записывает так называемые "кружочки" для мессенджеров, где оскорбляет учителей. Но администрация школы предпочитала не замечать происходящего до тех пор, пока скандал не стал достоянием всей страны.

Член СПЧ при президенте России Марина Ахмедова говорит:

Я при всем уважении к возвышенным словам директора ни за что не поверю, будто в школе об этом узнали только сейчас. Да и смешки других учеников красноречиво говорят о происходящем в этой школе. Нет, это не проблема одного плохого ученика – это проблема системная.

Ахмедова напомнила, что в СПЧ при президенте России давно предлагают дать учителю инструмент защиты: отчисление из школы и оценки за поведение. Глава совета Валерий Фадеев совсем недавно предлагал:

Напал на учителя – до свидания. Даже разговоров не надо, нужно исключать из школы через решение педсовета. Это важное табу: нельзя нападать на учителя. Это один из краеугольных камней жизни цивилизации. Невозможно вырасти образованным человеком, если не уважаешь того, кто тебе передаёт знания.

Но эти слова вновь прозвучали в пустоту. Нет никаких признаков того, что педагогическое сообщество кто-то собирается защищать, хотя свидетельства оскорблений и даже нападений учеников на учителей множатся с каждым днем. Однако агрессивные недоросли продолжают пользоваться "неприкосновенностью", ведь на их стороне не только родители, но и суды, и прокуратура.

Тут есть от чего остолбенеть. Знай Михаил Лифиц 40 лет назад, как ученики будут относиться к его профессии, может быть, в школу бы не пошёл,

– резюмирует Ахмедова.

Прецедент бессилия

Нынешний скандал – эхо показательного дела, которое поставило жирный крест на праве педагога на защиту. Инцидент произошел на Урале. "Новороссия" уже рассказывала, что осенью в Екатеринбурге апелляционный суд подтвердил обвинительный приговор молодому учителю физики Сергею Перминову, который позволил себе силой потащить восьмиклассника к директору за мат в сторону педагога.

Бьют даже беременных. "Мы всё проиграли. И потеряли несколько тысяч педагогов": Суд на стороне малолетнего хама

Суд счел действия Перминова "жестоким обращением с несовершеннолетним", наказав 1,5 годами принудительных работ и штрафом в 120 тыс. рублей. В вердикте обнаружились поистине ошеломляющие строки:

Вследствие преступных действий педагога несовершеннолетний испытывал психические и физические страдания и опасения повторного насилия.

А учитель, стало быть, их не испытывал? На защиту педагога встали десятки крупных российских общественных деятелей, известных блогеров и педагогов. Но суд принял сторону несовершеннолетнего нарушителя. Блогер Сергей Колясников, активно защищавший Перминова, подчеркнул:

Апелляция рассматривалась в закрытом режиме для снижения резонанса. Сейчас Сергей Перминов работает монтером домофонов и отказывается возвращаться к педагогической деятельности в любом ее виде. А юный хам продолжает "постигать знания" как ни в чем не бывало. 

Вердикт суда в Екатеринбурге стал приговором не одному педагогу, а всей системе. Журналист Андрей Медведев тогда подытожил:

Мы все проиграли. Все – это учителя всей России… Если государство защищает не педагога, а юного хама, то зачем идти на такую работу?

Неудивительно, что в России сейчас не хватает 600 тыс. учителей. Никто не хочет остаться без вины виноватым и беззащитным перед любым наглым учеником. Учителя, лишенные всех инструментов поддержания дисциплины и судебной защиты, оказались в положении заложников. И вот – инцидент в московской школе. Не нужно быть пророком, чтобы предугадать – после него уволившихся станет еще больше.

Защита – лучшая мотивация

Бесправность современных учителей – прямое следствие порочных образовательных "реформ" прошлых лет. Но и нынешний министр просвещения не торопится защищать своих подчиненных. Хотя много говорит о мотивации будущих педагогов. Например, 23 декабря, как раз тогда, когда ролик с унижением педагога Лифица попал в Сеть, министр высказывался о профильном вступительном испытании, вводимом для абитуриентов педвузов с 2027 года:

Эта мера позволит готовить мотивированных учителей-предметников и повысит качество естественно-научного образования.

Сейчас Россия теряет не просто учителей – она теряет основу воспитания будущих поколений. Пока чиновники от образования не дадут педагогам реальную, а не декларативную защиту, пока не будет пересмотрен карающий подход к самим учителям, школа будет и дальше скатываться в хаос, а слово "учитель" окончательно потеряет свой высокий смысл. Оно и так почти уступило место формулировке "образовательная услуга".

Новости партнеров