Угольный апокалипсис: билетик в украинский рай для Донбасса

Уголь – черное золото Донбасса обернулось настоящим проклятием для части региона, находящегося под оккупационным сапогом Киева.

Уголь – черное золото Донбасса обернулось настоящим проклятием для части региона, находящегося под оккупационным сапогом Киева.

Подобно вампиру, высосав из некогда процветающих шахтерских городков и поселков жизненные соки, Украина за короткий срок наполнила край моровым поветрием безработицы, нищеты и безысходности.

От Советского Союза Украина получила в наследство в буквальном смысле золотоносный регион с мощнейшим индустриальным потенциалом, в том числе, перспективной угольной отраслью. Как сказал один старый донбасский шахтер, оставалось только спускаться в шахту и нарезать горные участки.

"Мы случались во все двери…"

Всего тридцать лет хватило Киеву, чтобы превратить этот поистине золотоносный кусок русской земли в малопригодную для жизни полупустыню, наполненную ядовитыми отходами шахтных выработок, где люди вынуждены влачить жалкое существование, годами не имея возможности получить свои кровные за каторжный труд.

История борьбы горняков шахты Святой Матроны (бывшая Новодзержинская) в небольшом донбасском городке Дзержинске (ныне украинский Торецк), о которой рассказал ИА Новороссия один из шахтеров, является характерным примером взаимоотношений между оккупационной властью и остальными жителями этой части региона.

Шахтерский городок несколько месяцев лихорадили массовые выступления горняков из-за преступных действий руководства шахты, крышуемой украинской оккупационной администрацией, направленных на угробление производства. Более того, местные воротилы отважились фактически обратить горняков в рабов, переведя шахту в разряд нелегальной копанки.

По словам старожила угольного предприятия, горняка Евгения К., в 2014 году шахта официально стала работать на водоотлив, а добычные участки были законсервированы. Но при этом добыча угля на шахте продолжалась, только нелегально.

"Все, кто пришел работать в 2015 прекрасно знали, что, по факту, это копанка, на которой уголь продолжают добывать нелегально, –  рассказал шахтер. – Об этом знал весь город. Знали и о том, сколько там было летальных случаев. Поэтому очень обидно слышать, что люди у нас (в Донбассе) не готовы бороться. За эту шахту коллектив в 2014 году четыре месяца дрался из последних сил, в прямом смысле слова. После того, как руководство заявило, что белая зарплата, больничные, отпуска, пенсия, налоги – пережитки прошлого, и что в новом светлом будущем мы должны стать бесправным быдлом, наш коллектив сопротивлялся, как мог. Мы стучались во все двери, что б не угробили самую молодую, и перспективную градообразующую шахту города ", – рассказал Евгений.

По его словам, когда руководство предприятия начало вывоз оборудования и угля со складов, горняки организовали круглосуточное дежурство, подключили профком, терком, обратились в полицию, в прокуратуру города, к главе оккупационной администрации Павлу Жебривскому, к министру угольной промышленности Украины. Даже попросили помощи в содействии миссию ОБСЕ, а также обратились на украинские телеканалы.

Но нигде, ни в одной инстанции горняки не были услышаны. Они четыре месяца самостоятельно охраняли имущество предприятия от мародерства, предпринятого руководством шахты, параллельно оббивая пороги украинских госструктур.

"Было так, что плакать хотелось… Люди из последних сил пытались отстоять своё предприятие. На шахте трудилось много семейных династий, большинство людей знали друг друга, у многих отцы пришли работать одними из первых в 1980 году…", – отметил шахтер.

Для кого Донбасс – украинский клондайк

Горняков, которые фактически в одиночку противостояли беспределу украинских угольных баронов, покрываемому оккупационной властью, игнорировали везде.

По словам Евгения, с октября 2014 года образовалась гигантская задолженность по заработной плате, не погашенная до сих пор.

"На тот момент она составляла более 1 миллиона долларов, и столько же по налогам, за свет и воду. По сей день зарплату никто не выплатил. Ни прокуратура, ни СБУ, ни суды не имеют влияния на хозяев. Предприятие не платило за воду, электроэнергию, но при этом никто не отключал шахту от энергосетей", –  отметил он.

Может потому, что нелегальная добыча угля является нечто вроде украинского Клондайка для разжиревших угольных баронов и крышуемой их местной администрации, от которой серые схемы  тянуться наверх, в Киев. Когда добыча угля осуществлялась  официально до 2015 года, чистая прибыль, по словам горняка, составляла 10-12 миллионов гривен в месяц. О гигантском наваре после перевода предприятия в разряд нелегальной копанки не сложно догадаться.

"Это уже не миллионы… Ведь налогов и разных отчислений теперь нет. Весь навар – фактически чистая прибыль. Уголек то на Украине нужен по-прежнему, только платить за его добычу никто не хочет. Всегда только завтра, завтра, завтра... ", - отметил шахтер.

С 2015 года руководство шахты прекратило платить арендные платежи, страховые взносы и зарплату горнякам. Шахтеры работали без гарантий безопасности. Но скандал с этим связанный разразился только в 2021 году.

Сейчас Шахта им. Святой Матроны простаивает. Где находится ее директор – неизвестно. По словам шахтера, сейчас задолженность предприятия перед работниками составляет около 15 миллионов гривен.

"Сначала задолженность составляла  20 миллионов, но они понемногу весь год выплачивали. Руководство разработало систему выдачи долга: давали по 5 тысяч, но чтобы человек обязательно расписался, что с ним якобы рассчитались. Типа, должны 40 тысяч, а выдали 5 живыми деньгами. И подписывали, что б получить хоть какие то деньги", – пояснил мужчина. 

Когда год назад президент Украины Владимир Зеленский раздавал кабмину поручения, среди них было реформирование угольной отрасли. Времени на это Зеленский отвел немного – всего восемь месяцев, хотя с этой задачей украинские власти не могут справиться годами. Теперь же тех поручениях президента никто на Украине и не вспоминает….

Тайная угроза, готовая вырваться наружу

Не только ужасающая коррупция, беспредел местных чиновников и повальные невыплаты терзают шахтерские городки и поселки на оккупированной Украиной территории Донбасса. Киев, высасывая из региона ресурсы, довел край к той грани, за которой страшно зияет оскал экологической катастрофы.

Селидово, небольшой городок, расположенный в Красноармейском районе, один из самых депрессивных на оккупированной Украиной территории Донбасса, в скором времени может запросто уйти под землю. Об этом корреспонденту ИА «Новороссия» рассказал по телефону бывший шахтер, а ныне краевед и эколог-любитель Сергей К.

"Город небольшой. Рабочих мест нет вообще. Единственное предприятие Селидовуголь, в ведении которого находятся четыре шахты. Это и есть, можно сказать, кормилец для большинства взрослого населения города", – рассказал Сергей.  

По его словам, само угольное предприятие находится в крайне плачевном состоянии. Отсутствие бюджетных средств делает невозможным проведение реконструкции оборудования шахт, что обрекает горняков производить добычу угля в крайне опасных условиях.

"В ГП  "Селидовуголь" сейчас работает около 6-ти тысяч человек. А запасов угля там – около полмиллиарда тонн. Это могло бы обеспечить работой горняков на 100 лет вперед. Но шахтерам постоянно говорят о том, что якобы шахты нерентабельны и их будут закрывать на Украине. Держат народ в напряженном, даже, можно сказать, в лихорадочном состоянии, но при этом банально не платят за уголь. На всех шахтах долги по зарплате. А ведь благодаря нашему углю питается энергетическая системы Украины", – отметил горняк.

Он добавил, что в Селидово главная проблема в настоящее время даже не огромная задолженность по зарплате, а катастрофическая ситуация с закрытой шахтой Коротченко. Она сейчас затоплена и как мина замедленного действия угрожает всему городу.

На закрытой шахте в сентябре 2009 года уже случилась одна экологическая катастрофа из-за аварии насосов, откачивающих ядовитые шахтные воды. Об этом власти города не особенно распространялись. Однако протекающая рядом с городом река Соленая, покрывшаяся ржавым оранжевым налетом, выдала нелицеприятную правду и напугала горожан.

"Тогда эту аварию власти попытались скрыть… Оборудование кое-как починили, но ржавые берега Соленой и неприятный химический запах воды еще долго напоминали об аварии. Ведь любая шахта – это предприятие повышенной опасности, там обязательно должны работать водоотливные установки. Это как живой организм", - рассказал Сергей.

Шахтная вода очень агрессивна и за короткий срок может вывести из строя любую технику. Трубы, по которым течет такая вода, за год зарастают солями почти на сантиметр. Почти как сосуды у человека.  Это дает увеличение нагрузки на насос, увеличивается потребление электроэнергии и происходит аварийная ситуация.

"Сейчас шахта находится в полуразрушенном состоянии. В 2014 году разбили последние клетьевые подъемные установки и их здания. Киев обещал выделить средства на ликвидацию шахты, но этим обещаниям пошло уже десять лет. Если сейчас отключат электроэнергию за долги, откачка воды прекратится и затопит всю юго-восточную часть города. А это более 142 гектаров", - прогнозирует эколог из Селидово.

Но не только подтопления опасаются селидовцы. По словам Сергея, город просто может уйти под землю.

"Люди выживают фактически на грани катастрофы, которая может разразиться в любой момент", говорит он.

К сожалению, ДНР не имеет доступа до шахт по ту линию фронта.

Нет также мониторинга и обмена информацией с Украиной по экологическим проблемам. Но Киев зря надеется, что нещадная эксплуатация региона и доведение его до экологической катастрофы сойдет ему с рук. Платить все равно придется и много.

Наталья Залевская

 

 

Новости партнеров