Уймись, султан!
Турция атаковала подконтрольную курдам провинцию Африн. В одной большой сирийской горячей точке возникла еще одна маленькая. В дипломатическом хаосе, когда тот же Эрдоган по щелчку тумблера “превращается” из марионетки США в геополитического братушку, не так просто разобраться, где свой, а где чужие
Турция атаковала подконтрольную курдам провинцию Африн. В одной большой сирийской горячей точке возникла еще одна маленькая. В дипломатическом хаосе, когда тот же Эрдоган по щелчку тумблера “превращается” из марионетки США в геополитического братушку, не так просто разобраться, где свой, а где чужие, однако в рамках текущей военной операции Анкары сочувствия достоин, безусловно, Курдистан. Остановимся на нескольких причинам, почему следует уважать курдов.
Во-первых, курды — несчастный народ, разрезанный границами четырех суровых государств (Турция, Сирия, Ирак, Иран), подвергаемый притеснениям, вплоть до актов геноцида. Курды сражаются десятилетиями за свои права, и эта якобы старомодная приверженность своим корням и земле дорогого стоит в период глобализации. Жизнь этого народа – это боль, слезы, героизм, самопожертвование на протяжении серьезного отрезка времени. Если исходить из того, что лишь та свобода имеет подлинную ценность, что оплачена кровью, то непризнанный Курдистан является одним из самых легитимных государств на планете.
Во-вторых, на всех территориях, подконтрольных курдам, устанавливаются светские порядки, где есть место не только суннитам, но и христианам, атеистам, алавитам и так далее. Дают жить разным народам, не притесняют по религиозному признаку, не насаждают средневековье, не заставляют женщин носить хиджаб – это уже хорошо, и дорогого стоит в нынешнем арабском мире. Курды – не террористы, они воюют с комбатантами, а не с мирными жителями, они не замечены в этнических чистках.
В-третьих, курды проводят интересные левые эксперименты по созданию общества нового типа – с народным самоуправлением, коллективными формами собственности, прямой демократией то ли с “калашами”, то ли уже с М-16. Понятно, что значение идей Оджалана и Кропоткина для выживания курдского народа куда ниже, чем роль американского оружия и штатовских инструкторов, племенных вождей и нефтебаксов, но для истории важно, чтобы устояла советская власть в Рожаве. Кстати, на лицо исторический казус: впервые янки поддерживают классических левацких повстанцев-герильерос.
Напротив, враг курдов, Эрдоган, не вызывает никаких симпатий. Коварный османский интриган, заигрывающий с исламистами, не раз ударявший России в спину. К тому же его режим в Турции – это своеобразная реинкарнация султаната, и это полноценная диктатура, подавляющая инакомыслие. Цифры по чисткам, организованным “Реджепом Первым” в своей стране, говорят сами за себя: 50 тыс. арестованных, 110 тыс. уволенных с госслужбы или лишенных воинских званий, 160 отправленных в тюрьмы журналистов, 130 закрытых СМИ и так далее.
Уймись, султан, отзови от Африна своих янычаров.
Андрей Песоцкий