Украина «от можа до можа»

Вице-премьер Украины Степан Кубив, выступая на 28-м Международном экономическом форуме в польской Крынице, заявил о желании Киева присоединиться к польскому проекту Троеморья. Данный проект ставит целью политико-экономическое и инфраструктурное объединение под эгидой Варшавы стран, расположенных меж

Вице-премьер Украины Степан Кубив, выступая на 28-м Международном экономическом форуме в польской Крынице, заявил о желании Киева присоединиться к польскому проекту Троеморья.

Данный проект ставит целью политико-экономическое и инфраструктурное объединение под эгидой Варшавы стран, расположенных между тремя морями – Балтийским, Адриатическим и Чёрным. Нетрудно заметить, что проект «Троеморь» является расширенной версией проекта «Междуморье» 1920-х годов, автором которого был польский диктатор Юзеф Пилсудский и которым предполагалось охватить страны между Балтикой и Чёрным морем.

«Мы внимательно наблюдаем за процессом реализации проекта «Троеморье». Однако нас удивляет наше отсутствие в нём. Мы считаем, что без Украины этот проект будет незавершённым», – заявил Кубив.

Украинский вице-премьер несколько преувеличил. Украина, оказавшись при новом режиме в стороне от крупных интеграционных проектов на евразийском пространстве, пытается теперь принять участие в каких только возможно западных проектах. В этом смысле заявление Кубива не удивляет, но что светит Киеву в гипотетическом «Троеморье»?

Во-первых, очевидно, что если бы «Троеморье» не могло состояться без Украины, её бы туда уже пригласили. В 2017 г. в Варшаве состоялся первый форум президентов стран-участниц проекта «Троеморье», и Петра Порошенко там не было. Следующий форум пройдёт до конца 2018 года в Бухаресте, и туда киевские власти очень надеются попасть.

Для придания внешним восточным границам «Троеморья» логической завершённости Украина вроде бы нужна. Однако и в этом случае проект останется незавершённой конструкцией, пока в него не будет включена Белоруссия. Для Польши Белоруссия имеет ничуть не меньшее значение, чем Украина. Расстояние от Варшавы до белорусской границы – всего 200 км, через Белоруссию пролегает самый короткий путь «из поляков в Россию», что США и НАТО учитывают в диспозиции своих сил на восточном фланге НАТО.

Во-вторых, приоритетом для «Троеморья» остаётся смена вектора торгово-экономических и политических отношений Запад – Восток на отношения по линии Север – Юг. Украина же с момента распада СССР выстраивала свою внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность в основном по линии Запад – Восток. Главная экономическая ось проекта «Троеморье» проходит от Балтики к Адриатике, и Украины там нет. Страны Прибалтики, к примеру, выступают за создание транспортного коридора из финского Хельсинки до хорватского Дубровника, о чем президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила на варшавском форуме в 2017 году. Коридор свяжет Финляндию, Эстонию, Литву, Латвию, Румынию с выходом на адриатическое побережье Хорватии и далее в Италию и Средиземноморье. «Реализация этого проекта будет иметь самый быстрый экономический эффект», – заявила Кальюлайд.

В-третьих, самым существенным элементом в схеме «Троеморья» является газовый вопрос. Польский президент Анджей Дуда говорит о 157 инфраструктурных проектах в рамках данной схемы и особо подчёркивает планы строительства новых терминалов для приёма из США сжиженного природного газа (СПГ).

Такой терминал есть в польском Свиноуйсьце, откуда американский СПГ поступает другим европейским потребителям. Украина, газо-транспортная система которой заполняется российским газом, для Польши и США здесь не партнёр, а конкурент. «Троеморье» – это проект, который должен снизить долю российского газа на рынке Европы. Чтобы войти в конструкцию «Троеморья», Киев должен отказаться от транзита российского газа, заменить его на более дорогой американский газ да ещё приплачивать Польше за транзит американского газа через польскую территорию. Выгоды от этого достанутся исключительно Польше.

В-четвёртых, в Черноморском бассейне для реализации проекта «Троеморье» есть более надёжные кандидаты – Румыния, Болгария, Турция. Украины там опять нет, поскольку её значимость в бассейне Чёрного моря невелика.

Когда в декабре 2015 г. Хорватия инфицировала в рамках «Троеморья» проект «Адриатика – Балтика – Чёрное море» по координации работы газораспределительных и газотранспортных мощностей, в нем в качестве черноморских партнёров Хорватии выступали Румыния и Болгария, но не Украина. Президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович назвала этот проект ключевым элементом хорватской внешней политики. Украина в контексте этих планов не просматривается.

Дополняющая «Троеморье» автомагистраль Via Carpathia, соединяющая Балтику, Чёрное и Средиземное моря, тоже идёт в обход Украины, но зато охватывает на черноморском побережье Румынию и Болгарию.

Единственный возможный формат участия Украины в «Троеморье» – в качестве буфера между Россией и Европейским союзом. К этому подталкивает Польша. Анджей Дуда говорит, что двери в «Троеморье» для Украины открыты, но тут же напоминает об исторических польско-украинских противоречиях. В последнее время эти противоречия явно обострились.

Так, может быть, Степан Кубив и зря ездил на экономический форум в Крыницу?

Владислав Гулевич

odnarodyna.org

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров