Украинская кампания переформатирует современную Европу — Станислав Стремидловский
Визит президента Польши Анджея Дуды в Киев 22 мая и последовавшие за этим заявления о предоставлении полякам возможности занятия госдолжностей на Украине вызвали ряд различных интерпретаций в прессе. Эксперты считают, что после этого решения Варшава может приступить к реализации концепции "Междуморья", подразумевающей создание единого пространства между Черным и Балтийским морями.
По мнению шеф-редактора церковно-политической редакции ИА REGNUM, эксперта по Восточной Европе Станислава Стремидловского, у Польши есть гораздо больше возможностей реализации украинского вопроса, о чем он рассказал в беседе с ИА "Новороссия".
"Сейчас в России развелось много специалистов, которые Польшу, видимо, знают по глобусу. Концепция "Междуморье" в современной Польше — это всё-таки историческая идея. Да, она действительно существовала при Юзефе Пилсудском, но сейчас в политическом пространстве такой концепции нет, и она не обсуждается.
Вместе с тем, есть концепция "Троеморье", которая была придумана Соединенными Штатами где-то в середине 2010-х годов. Но эта концепция экономическая, она больше связана с энергетическими и инфраструктурными проектами. Одно время Варшава пыталась её наполнить неким геополитическим содержанием, но из этого ничего не вышло.
"Междуморье" — это концепция для исторических учебников, а сейчас в Польше обсуждается вопрос возможного польско-украинского союза, а именно Польско-украинской Федерации. На эту тему появилось несколько публикаций. На данный момент их авторы не имеют никаких конкретных соображений на тему того, чем должна быть эта федерация, будет ли это единое государство или речь идёт о чём-то другом, каким образом и в какие сроки эта концепция должна реализоваться. Есть только предложение задуматься над этим вопросом. Но даже постановка вопроса о новой Польско-украинской Унии вызвала очень большую критику среди ряда польских публицистов, политологов и экспертов, которые считают, что любое какое-либо объединение с Украиной для Польши будет вредно, поскольку это потянет её на дно", — высказал свое мнение Станислав Стремидловский.
Для Польши Украина вызывает интерес с нескольких сторон, продолжает спикер. Прежде всего, это усиление конкуренции Польши с Россией.
"Как ни крути, но украинский фактор стал причиной для определённых геополитических перемен в мире. Как мы видим, сплотился Запад, Европа снова подчинила себя интересам американцев, и Вашингтону удалось их выстроить под свой стандарт. Хотя в Германии и Франции сейчас видят риски для себя в следовании американскому курсу. Они будут менять свою политику, и на это обращает внимание Польша.
Польша хотела бы, чтобы украинский вопрос стал средством, с помощью которого Россия будет отброшена далеко назад и больше не присутствовала не только в Западной Европе, но и в Центральной и Восточной Европе, чтобы она была отодвинута в глубь континента. Это сейчас главный приз, который Польша хотела бы выиграть.
Конечно, есть ещё определённые экономические соображения. В этой ситуации, так или иначе, Украина становится местом, откуда Польша может качать трудовые ресурсы. Также у Польши есть надежда на то, что если Украина в том или ином виде останется, то страны Запада выделят некие средства на её восстановление. Польша хотела бы стать главным центром, через который эти средства будут идти, что даст возможность заработать своим же польским компаниям. Я думаю, что на этом Польша остановится. Хотя не исключён вариант, при котором у Варшавы не останется другого решения, кроме как попытаться спасти хотя бы часть Украины и ввести свои войска на её территорию. Видимо, это будет западная часть украинского пока ещё государства", — считает собеседник агентства.
Что же касается действий России в наметившемся региональном противостоянии, то вопрос Польши подпадает в выдвинутые требования Москвой в конце прошлого года к Западу, отмечает эксперт.
"Нужно понимать, что точка украинской кампании будет поставлена не на Украине, а в Европе. Здесь должна измениться сама Европа. Россия в прошлом году опубликовала достаточно внятные и понятные требования к выстраиванию новой архитектуры безопасности на нашем континенте.
В данном случае она обращалась не к Украине и не к Польше, а к НАТО, США и к коллективному Западу. Когда он примет эту позицию России, тогда можно будет говорить о том, что более-менее геополитическая ситуация начинает выстраиваться, и мы увидим новый баланс сил", — резюмировал Станислав Стремидловский.
Автор: Иван Солдатов