Украинский джихад

Интрига вокруг создания под омофором (властью) Константинопольского патриархата украинской поместной церкви продолжает стремительно развиваться, делая перспективы получения Киевом автокефалии вовсе не такими призрачными, какими они казались ещё совсем недавно. По итогам Синода Константинопольского п

Интрига вокруг создания под омофором (властью) Константинопольского патриархата украинской поместной церкви продолжает стремительно развиваться, делая перспективы получения Киевом автокефалии вовсе не такими призрачными, какими они казались ещё совсем недавно. По итогам Синода Константинопольского патриархата, проходившего 18–20 апреля в резиденции вселенского патриарха, было выпущено коммюнике, в котором каждая из заинтересованных сторон может обнаружить что-то, что подтверждает и её опасения, и её надежды.

Так, пресс-центр раскольничьей Киевской патриархии, которая совместно с тоже никем не признанной эмигрантской Украинской автокефальной церковью стала одной из двух религиозных организаций, обратившейся к предстоятелю Константинопольского престола с прошением о предоставлении автокефалии, с откровенным торжеством указал на несколько формулировок в документе. В коммюнике говорится о том, что «православный украинский народ получил от Константинополя спасительную христианскую веру и святое крещение». Константинопольский патриархат на этом основании назван церковью-матерью, которая изучила церковную ситуацию на Украине.

Наибольший восторг у схизматиков Филарета вызвал отрывок, в котором говорится, что Синод принял «от церковных и светских властей, которые представляют миллионы украинских православных христиан, обращение, требующее дарования автокефалии». В заявлении пресс-центра этот оборот трактуется таким образом, что именно УПЦ КП и УАПЦ названы Синодом церковными властями Украины. Это якобы уже указывает на признание или полупризнание легитимности раскольников и эмигрантов.

Однако прихожане уже имеющейся в стране Украинской православной церкви Московского патриархата тоже пока не теряют надежды на то, что Константинополь, как и раньше, не станет откликаться на просьбу религиозных структур, находящихся в теснейших союзнических отношениях с националистическими властями. Коммюнике как бы намекает на консенсусное решение при участии всех 15 церквей канонического вселенского православия. Соответствующий момент звучит так: Синод решил «тесно общаться и координировать свои действия по этому вопросу с православными церквями-сестрами».

Позиция Московской патриархии предельно ясна и высказывалась неоднократно. Она категорически против придания канонического статуса схизматикам Филарета и самосвятам из УАПЦ. Если речь идёт о «координации действий», то мнение Москвы должно учитываться в первую очередь, а это означает, что никакой автокефалии претендующие на неё самозванцы не получат.

С другой стороны, в силу того что он является самым древним, «первый среди равных» Константинопольский патриархат уже принимал аналогичное решение вопреки позиции Москвы. В 1996 году под омофор (власть) Константинополя была принята Эстонская православная церковь, в которую оформились 53 прихода, отпавшие от Московского патриархата. Правда, в 2016 году состоялся собор, на котором единоличное право Константинопольского престола предоставлять кому бы то ни было автокефалию было фактически отменено. В соответствующем уложении говорилось о необходимости общего решения всеми 15 поместными церквями. Но тот собор был проигнорирован РПЦ и некоторыми её союзниками, поэтому эта ограничительная мера может считаться не одобренной полностью, а потому и не вступившей в действие. То есть имеется обширный горизонт для разнообразных толкований, в коих Константинополь изрядно преуспел, оспаривая, кстати, уже с давних пор передачу Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриархата в 1686 году.

Помимо прочего, надо учитывать, что Константинопольский престол, ютящийся в столице мусульманского государства, не имеющий ни сколько-нибудь значительного числа приходов в Турции, ни паствы внутри страны, с мнением которой считалось бы государство, очень зависим от турецких властей. Как поведёт себя Эрдоган в этой истории да и имеет ли он вообще какую-то позицию по столь экзотическому для него вопросу, неизвестно. Самый богатый и многолюдный приход вселенского патриарха находится в США. Для Вашингтона создание параллельной поместной церкви на Украине, тесно связанной с местными националистами, — это замечательный способ нанести удар по тем православным, которые ощущают свою связь с Россией через общение с Московским патриархатом, в котором пребывает УПЦ. Если влиятельная греческая диаспора в США окажет давление на патриарха Варфоломея, то он может издать чаемый Порошенко томос (указ) о даровании автокефалии.

Последствия такого шага чреваты сразу несколькими катастрофами. Первое — это масштабная религиозная война, которая начнётся на Украине. Положительное решение Константинополя развяжет руки сторонникам Филарета, которые уже на вполне официальном основании повсеместно начнут захватывать имущество и храмы УПЦ Московского патриархата. В этом шабаше, думаю, с удовольствием под видом «истинных верующих» примут участие и расплодившиеся нацистские банды с целью банального грабежа. Думаю, что прихожане не станут смотреть на всё это безучастно, — вера остаётся последним спасительным якорем для людей, загнанных в нищету и бесправие. Они, конечно же, поднимутся на защиту приходов и священнослужителей. По количеству вовлечённых людей это сражение может оказаться в разы более масштабным, чем длящаяся уже больше четырёх лет война в Донбассе.

Нет сомнений, что в этом случае Московская патриархия разорвёт евхаристическое общение с Константинополем и к ней примкнут ещё несколько церквей — такие как Чешская, Болгарская, Сербская и другие. Речь пойдёт о глубочайшем, невиданном расколе вселенского православия, подобного которому ещё не было. Последствия такого исхода очень сложно помыслить. Понятно, что это будет тектонический культурно-религиозный разлом. Такие вещи в истории всегда отзывались кровавыми катаклизмами.

Очередное заседание Синода Константинопольского патриархата состоится в конце мая. Пётр Порошенко уже назвал дату, когда ему якобы обещан положительный вердикт по прошению. Это 28 мая. Вероятность того, что события пойдут по наихудшему сценарию, кажется совсем не нулевой.

life.ru

Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции

Новости партнеров