Украинский "полураскол" заставил епархии Новороссии начать возвращение в Русскую Церковь
Заседание Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 7 июня в резиденции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стало знаковым. Были приняты ряд важнейших и достаточно жёстких решений по поводу церковной ситуации на Украине. После первых дней неопределённости, когда разные спикеры РПЦ озвучивали разные оценки произошедшего на "соборе" УПЦ в Феофании, Русская Церковь не только определилась со своим отношением к украинскому полурасколу, но и сделала соответствующие кадровые выводы.
Заседание Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 7 июня в резиденции Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стало знаковым. Были приняты ряд важнейших и достаточно жёстких решений по поводу церковной ситуации на Украине. После первых дней неопределённости, когда разные спикеры РПЦ озвучивали разные оценки произошедшего на "соборе" УПЦ в Феофании, Русская Церковь не только определилась со своим отношением к украинскому полурасколу, но и сделала соответствующие кадровые выводы.
Синод РПЦ, в частности, освободил митрополита Илариона (Алфеева) от руководства Отделом внешних церковных связей, лишил всех административных должностей и назначил управляющим Будапештско-венгерской епархией. Это эпохальное решение, которое выходит за рамки ситуации на Украине и свидетельствует о возможных структурных и идейных переменах внутри Русской Церкви. Митрополит Иларион, сделавший стремительную карьеру, стал символом неприкрытого экуменизма и лоббирования интересов Запада и глобалистских структур внутри Русской Церкви. На роли его личности стоило бы остановиться подробнее, но это уже тема для отдельной статьи. Сейчас достаточно констатировать, что он лишён должности и влияния из-за ситуации на Украине.
Вторым важнейшим решением Синода РПЦ стало принятие в непосредственное подчинение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси трёх крымских епархий УПЦ после соответствующего обращения митрополита Феодосийского и Керченского Платона, митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, епископа Джанкойского и Раздольненского Алексия.
"Постановили… учитывая практическую невозможность регулярного сообщения этих епархий с Киевской митрополией, принять Джанкойскую, Симферопольскую и Феодосийскую епархии в непосредственное каноническое и административное подчинение Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду Русской Православной Церкви", — говорится в решении Синода РПЦ.
На территории Крыма также была образована Крымская митрополия в составе Джанкойской, Симферопольской и Феодосийской епархий, управляющим которой стал митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Раскол или почти раскол
Синод РПЦ также принял заявление по ситуации на Украине. Члены Синода осудили продолжающееся давление на иерархов и священников УПЦ и новый виток гонений на верующих. Вместе с тем в Московской патриархии напомнили горячим киевским головам, что решение об изменении статуса УПЦ может быть принято лишь "в рамках канонической процедуры, включающей постановление Поместного Собора Русской Православной Церкви".
"Самочинные действия по изменению статуса Украинской Православной Церкви могут привести к появлению нового раскола внутри нее", - говорится в постановлении Синода Русской Церкви.
Таким образом, в Патриархии дали понять, что всё ещё не считают решения собора УПЦ в Киеве новым расколом, но предупредили о вероятных последствиях необдуманных действий украинских епископов.
"Священный Синод РПЦ аккуратно выразил свою оценку по событиям в УПЦ: определение "раскол" не прозвучало. Осуждения решений нет. Кроме позиции главной — по поминовению Патриарха с прямым отсылом к 15-му правилу Двукратного Собора. То есть епископат и клир УПЦ предупреждены, что они уже не перед гранью, а на грани раскола. Но отодвинуть УПЦ за эту грань может только прямое определение РПЦ, которого нет, так как все понимают контекст, в котором прошел Собор в Киеве", — пишет телеграм-канал "Лабарум. Сим победиши".
При этом внутри самой Украинской Православной Церкви большая часть епископата, особенно из западных и центральных епархий, откровенно называют решения Собора УПЦ в Феофании полным отделением от Москвы и даже гордятся этим.
"Постановления Поместных и Архиерейских соборов РПЦ для нас больше не имеют значения. Предстоятель УПЦ избирается пожизненно епископатом УПЦ. И точка. Даже формальное благословение московским патриархом больше не нужно… Ранее каждый епископ УПЦ мог быть избран патриархом московским и мог выбирать патриарха, теперь от этих возможностей мы отказались. Ни один епископ УПЦ больше не будет участвовать в руководящих органах РПЦ. Также после избрания Предстоятеля УПЦ упразднено его представление Московскому патриарху для получения "Благословенной грамоты", — заявил в интервью изданию "Духовное величие Львова" типичный представитель автокефального лобби в УПЦ митрополит Львовский и Галицкий Филарет.
К слову, у Львовской епархии УПЦ сегодня нет даже своего кафедрального собора, а и такое мизерное по сравнению с другими церковными организациями число храмов уменьшается из-за захвата представителями "ПЦУ" и униатами. Соответственно, и без того униженный митрополит Филарет этим своим интервью из последних сил пытается показать украинским нацистам свою лояльность, как будто это спасёт его и таких же пресмыкающихся перед бандеровцами иерархов от захватов храмов и гонений…
Важный пункт решений Собора УПЦ
Но далеко не все иерархи УПЦ разделяют взгляды автокефалистов. Крымские епархии уже вернулись в прямое подчинение Московской патриархии, на очереди донбасские епархии. Ровеньковская епархия УПЦ стала первой, открыто осудившей попытку раскола на Соборе УПЦ в Киеве и приостановившей поминовение митрополита Киевского Онуфрия. В Луганской епархии пока ограничились подтверждением единства с РПЦ без прекращения поминовения Онуфрия. Такой же позиции придерживались и в Крымских епархиях, что, впрочем, не помешало им обратиться с Патриарху Кириллу и Синоду РПЦ с просьбой о прямом подчинении, которая незамедлительно была исполнена.
Скорее всего, епархии УПЦ будут возвращаться в прямое подчинение Московской патриархии по мере освобождения русских земель Новороссии и Малороссии от украинских боевиков и внешнего управления со стороны Запада. Начало положено — Крым вернулся в родную гавань Русской церкви, на очереди — Донбасс, Херсон и Запорожье.
При этом решения о переподчинении епархий правящие архиереи принимают абсолютно канонично, исходя из постановления того самого Собора УПЦ в Киеве. Напомним, что Собор предоставил епархиальным архиереям "право самостоятельно принимать решения по тем или иным вопросам епархиальной жизни, относящимся к компетенции Священного Синода или Предстоятеля Украинской Православной Церкви, с последующим, при восстановлении возможности, информированием священноначалия" (пункт 7 Постановление Собора).
Получается, что вместе с далеко неоднозначными решениями Собора УПЦ, которые поставили украинскую часть Русской Церкви на грань раскола, на том же заседании в Феофании было принято решение, легализующее переход епархий в прямое подчинение РПЦ без санкции Киевской митрополии. Думается, что этот важный пункт в постановлении Собора УПЦ появился не случайно. Теперь, даже если ситуация в Украинской церкви будет развиваться по худшему сценарию с новым расколом, Русская Церковь вполне канонично может возвращать епархии Новороссии, а потом и Малороссии в прямое подчинение. Очень жаль, что этот процесс вынужденно происходит через войну и кровопролитие. Как уже не раз бывало в нашей истории, роковые ошибки, допущенные на украинском направлении за последние 30 лет гражданскими и церковными чиновниками, теперь приходится исправлять русскому солдату.
Автор: Тихон Гончаров