Уроки Молдавии: почему постсоветское «дай денег» всегда проигрывает соросовской евроинтеграции

За проевропейскую Майю Санду голосовала молодёжь, за пророссийского Игоря Додона — помнящие СССР пенсионеры. Евроинтеграторше отдавали голоса обитатели крупных городов, социалисту — селяне. Ради мадам сомнительной ориентации европейские заробитчане выстраивались в очереди, чтобы проголосовать, голос

За проевропейскую Майю Санду голосовала молодёжь, за пророссийского Игоря Додона — помнящие СССР пенсионеры. Евроинтеграторше отдавали голоса обитатели крупных городов, социалисту — селяне. Ради мадам сомнительной ориентации европейские заробитчане выстраивались в очереди, чтобы проголосовать, голос

За проевропейскую Майю Санду голосовала молодёжь, за пророссийского Игоря Додона — помнящие СССР пенсионеры. Евроинтеграторше отдавали голоса обитатели крупных городов, социалисту — селяне. Ради мадам сомнительной ориентации европейские заробитчане выстраивались в очереди, чтобы проголосовать, голосовавшие же ранее за «пророссийского» дядю заробитчане российские на участки не дошли. А всё потому, что западные кураторы научили Майю рассказывать электорату сказки, восточные же кураторы не смогли рассказать ничего внятного не только избирателю Додона, но и ему самому.

Мастерство продаж дырок от бубликов

Это кошмар, конечно, но с момента феерического провала на Украине в Москве так и не сделали никаких выводов. Да что Украина — уже после Грузии можно было задуматься… Но известные грабли продолжают наотмашь бить по лбу, и проблемы, разгоравшиеся где-то на окраинах, всё ближе подбираются к центру метрополии.

Почему на выборах президента Молдавии победила Майя Санду? Казалось бы, всё было против неё: эта женщина в своё время уничтожила русское образование в своей стране, в то время как практически для 16% её населения, как русского, так и нерусского, он родной (только на нём говорят в повседневной жизни). Суховатая 48-летняя дама и по сей день старая дева (при этом, не познав, что такое воспитание детей, умудрилась в своё время рулить образованием страны), но неоднократно была замечена на гей-акциях, что наводит на мысли, и это в стране с большим количеством населения с традиционным православным мировоззрением. Неоднократно высказывалась в духе, что ей интересен опыт Украины по вопросу решения проблем с «сепаратистскими территориями», а это означает, что война вполне возможна, но большинство молдован, за исключением небольшой кучки национально озабоченных, уж точно её не хотят. Санду — гражданка Румынии и неоднократно высказывалась за проведение в Молдавии референдума по вопросу присоединения к этой стране, хотя это запрещено и нормами Евросоюза, и, что самое главное, этого хочет только 25%  населения Молдавии.

Будущий президент не чтит святой для большинства граждан Молдавии праздник 9 Мая, и в 2016 году в эфире одного из телеканалов она пообещала переименовать его из Дня Победы в День Европы, в бытность её премьером её указом был учреждён памятный день 23 августа (подписание пакта Молотова — Риббентропа) — траурный День памяти жертв тоталитарных и авторитарных режимов, который по злой иронии судьбы теперь отмечается накануне годовщины освобождения Молдавии от фашистов.

Тем не менее при всём при этом выбрали именно Санду. Как так вышло?

На самом деле, всё просто — и обкатано в лабораториях дядюшки Сороса, в совет молдавского филиала фонда которого Майя Григорьевна входила, согласно отчёту этой организации за 2009 год. И по сей день, несмотря на довольно посредственную жизнь в рамках ЕС в соседних Румынии, Болгарии, странах Балтии, живее всех живых миф о прекрасной демократической и дружной семье европейских государств под защитой НАТО и покровительством США. Где не дают в обиду всех сирых и убогих, особенно если последние относятся к разнообразным меньшинствам. А ещё там снимают классные фильмы, играют отличную музыку, задают моды, стили и ваще свобода (последнее для молодёжи, конечно). И, что самое важное, местные заробитчане получают зарплаты в надёжной валюте, позволяющей их семьям жить дома королями, вместо деревянных и вечноплавающих, согласно государственной финансовой политике Москвы, рублей, которые получают такие же их соплеменники — заробитчане в России. После этого вы удивляетесь тому, что молдавские гастарбайтеры как по команде шли голосовать за свою Майю, да так организованно, что на некоторых избирательных участках даже брали дополнительное время, что все успели проголосовать?

«Участок в Будапеште, в Венгрии, работал ещё дополнительно 30 минут, — рассказал зампредседателя ЦИК Владимир Шарбан. — На два часа продлили работу участки в Тель-Авиве в Израиле и в Касселе в Германии. Пять точек голосования закончили работу намного раньше, чем планировались. Там закончились бюллетени».

В итоге свыше 262 тысяч молдаван, работающих и проживающих в 36 странах, отдали более 92% голосов за воплощение своей европейской мечты.

Российские спонсоры европейской Молдавии

Ну а что же сограждане и соплеменники в России, ранее как один голосовавшие за Игоря Додона? Да так же, как и в первом туре. Большинство просто не пришли (при этом возможность проголосовать на территории большой страны была только у жителей Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей). И никаких подвозов автобусов, как в Европе, само собой. Потому исход голосования был предрешён.

А всё потому, что за годы заигрывания с Додоном Россия не выполнила главную свою задачу — не создала внятной альтернативы западной сказке про евроинтеграцию с высокими зарплатами и гей-парадами. Если вдуматься, что такого завлекательного предложила Москва Кишинёву в качестве альтернативы Брюсселю? Какую идею? Скидку на газ, квоты шофёрам на перевозки в Россию, отмену пошлин на экспорт. И перспективы возврата русского Приднестровья в родную молдавскую гавань. Весомо? Да. Но разве понятно обывателю? Что молодому человеку те квоты? Что тот газ работяге? Что понимает в пошлинах домохозяйка? Зато все видят стильную жизнь в западных сериалах. И юным чувакам гораздо прикольнее ездить отрываться в Вену или Барселону, чем в будничную серую Москву.

При этом Брюссель не даёт никаких скидок, только красивые обещания про то, что когда-нибудь мы возьмём вас в НАТО и ЕС. А что молдаванам с тех НАТО и ЕС? Непонятно, но весь цивилизованный мир же там — значит, круто!

Понимание, что такое жизнь без дешёвого газа, кому нужна молдавская продукция без российского экспорта, приходит только тогда, когда всё это теряется. Но даже подобное осознание не гарантия отрезвления. Возьмём в качестве примера Украину, где и газ дорогой, и за коммуналку дерут три шкуры, и предприятия без российского рынка загибаются, и даже сало польское. А всё равно больше половины населения уверены что «рашка — это Мордор», а европейский выбор — самое оно.

Главное, постоянно говорить «халва» — с экранов ТВ, в интернете, на различных мероприятиях, и иллюзия сладости станет чем-то постоянным.

Так работают с народом. К сожалению, Россия с народом не работает никак. Россия по советской партноменклатурной традиции работает с «пиджаками» — «дорогими товарищами», которым щедро отстёгивает безвозвратные кредиты и разнообразную помощь. Из российского бюджета, к которому у российских властей принято относиться как к чему-то своему, личному. Отбирают у русской глубинки качественные дороги, оснащённые больницы, отремонтированные школы и передают молдавским аграриям, пострадавшим от засухи, которые потом голосуют за Санду. Или не они сами голосуют, но их дети или городские потребители их продукции.

Включить русский магнит

Голосуют за Европу молдаване, потому как никакой объединительной идеи Москва сегодня им не предлагает. Кроме Победы полувековой давности. Только вот, простите, какое отношение к ней имеет нынешнее российское руководство? Сдавшее весь Юго-Восток Украины необандеровским партнёрам. Кинувшее русских Казахстана на съедение местной этнократии. И русских Прибалтики — местным реваншистским режимам с их культами лесных братьев и маршами ветеранов СС.

При сталинском СССР с русскими тоже особо не носились, и пропагандисты усатого вождя максимум могут в тысячный раз вспомнить из доброго отношения к русским в эпоху его правления набивший оскомину тост за тягловое сословие, вынесшее на своих плечах всю тяжесть Великой Отечественной. Но тогда хотя бы не раздавали своих исторических земель, не партнёрили с врагом, возрождали из руин города и производства.

А что ныне? Объявленное импортозамещение по-прежнему остаётся больше теорией; новых отечественных автозаводов, пусть по западным лицензиям, не строим, зато отдали единственный потребительский ВАЗ (про «Москвичи» и «Волги» уже никто не вспоминает) концерну «Рено — Ниссан» в полное владение; сдаём на полвека земли в аренду китайцам, где-то подсознательно не надеясь их вернуть. Ну а вместо храбрецов, отстаивающих честь страны на фронтах, нонеча в героях ходят всевозможные фигляры, ищущие, как бы побольнее её укусить на радость прогрессивному человечеству. То есть славная история есть, но вот преемственность просматривается слабо.

А можно же было историю во главу объединяющей идеи положить. Например, напомнить, что ещё в Средние века нынешнюю Молдавию называли Русовлахией из-за большого количества русского населения (до XIII века была заселена восточными славянами-тиверцами, после прихода собственно влахов — предков нынешних молдаван из Валахии и Трансильвании — они ещё в XIV веке составляли большинство, а в середине XV века уже 39% жителей Молдавского княжества). При этом никакого притеснения славян влахами не наблюдалось, последние переняли у русских православную веру (и по сей день попытки заменить Русскую православную церковь в Молдавии на Румынскую особых успехов не имели) и кириллицу (додумавшись отказаться от неё в пользу латиницы только в свидомые 1990-е, чтобы как у румын). Но наблюдалась ассимиляция русских, добровольная, поскольку влахи были более пассионарны и составили знать местного государства, 25% которой были русские (русины). При этом молдавские господари традиционно взаимодействовали с русскими государями на востоке, при случае роднились с ними и союзничали. Поэтому русский язык для нынешних молдаван не чужой, и у большинства их веками в жилах течёт не только влашская, но и русская кровь. А значит, и поводов для раздора быть не должно.

Но это опять же история, а должна же быть ещё и современность. Например, нет у молдаван никакой общей истории и кровного родства с бельгийцами, а в ЕС они хотят. Потому что в Москве не только забили на объединяющую русскую цивилизационную доминанту, повторяя неработающие мантры про «дружбу народов» и «интернационализм», но и не позаботились создать проект привлекательного сегодня. Без коррупции. Со стабильной валютой. Национальной гордостью взамен постоянного куколдизма и жидких «озабоченностей». Крепкой экономикой взамен низкопоклонничества перед ВТО. Чётким пониманием своих национальных интересов вместо вывода миллиардов в офшоры и покупки американских облигаций. Устремлённой в будущее наукой вместо песен Рогозина и вторичных попыток стать «илонамимасками», но хуже. Достойными зарплатами и пенсиями для граждан. Поддержкой диаспор опять не песнями про «русскоязычных», а укреплением русского ядра.

Если будет всё это, Россия снова станет точкой сборки. Как в те времена, когда молдавские, немецкие, литовские, кабардинские, грузинские, армянские, греческие, татарские роды стремились к ней, чтобы прикоснуться к Силе и стать частью мощного русского стержня.

Исторический опыт есть. И шишки на лбу — тоже. А потому должно, наконец, прийти понимание, почему ничего не притягивается, а, наоборот, отваливается. Давно пора понять. Пока не посыпалось изнутри…

Алексей Топоров

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Новости партнеров