Усталая Меркель
Выдержит ли Германия двойную нагрузку Вашингтона на собственный бизнес? В четверг утром американский таблоид The Wall Street Journal сообщил о том, что власти Германии планируют обратиться к президенту США Дональду Трампу с просьбой освободить немецкий бизнес от необходимости применения антироссийск
Выдержит ли Германия двойную нагрузку Вашингтона на собственный бизнес?
В четверг утром американский таблоид The Wall Street Journal сообщил о том, что власти Германии планируют обратиться к президенту США Дональду Трампу с просьбой освободить немецкий бизнес от необходимости применения антироссийских санкций.
Речь идет не об определенных компаниях, а в целом о немецком бизнесе.
Вопрос будет поднимать перед Вашингтоном целый ряд немецких политиков: министр финансов Олаф Шольц, канцлер Ангела Меркель. Причиной, по информации газеты, стало давление, оказываемое на правительство ФРГ крупного германского бизнеса, имеющего давние и прочные связи в России, среди них Siemens, Daimler и Volkswagen.
Как отмечает WSJ, несмотря на ужесточение санкций, объем торговли между Россией и Германией в прошлом году вырос почти на 10 миллиардов евро по сравнению с 2016-м, кроме того, в последние годы немецкие компании инвестировали в Россию более €20 млрд.
Сравните: торговый оборот России с Германией, который составляет около 100 млрд евро, и с США, не превышающий 30.
После принятия очередного пакета санкций 6 апреля представители немецкого бизнеса опасаются, что новые ограничения могут не только поставить под угрозу существующие, но и удержать банки от финансирования новых совместных проектов в России, что грозит колоссальными убытками. Не американцам, а как раз европейцам, на которых также распространяется действие американского закона в силу его экстерриториальности.
Издание отмечает, что немецкий бизнес просит если не отменить существующие санкции, то хотя бы не заставлять их присоединяться к новым, во всяком случае не распространять их на совместные проекты, о которых договорились до санкций.
Последнее, кстати, относится в первую очередь к «Северному потоку – 2», который уже одобрили две страны из пяти. Хочется напомнить, что принятый в августе американский закон о противодействии противникам путем санкций напрямую направлен против российских энергетических проектов, в том числе «СП-2». С одной стороны, закон не имеет обратной силы, и все контракты, заключенные до, под его действие не попадают, тем более что европейские участники проекта уже вложили свою часть средств. Но…
Проблема в том, что все контракты имеют срок действия, по истечению которых потребуется заключение новых, которые уже будут попадать под санкции. Получить разрешение на прокладку трубы и проложить ее — это половина дела. Нужно прокачивать газ, а для этого нужны местные операторы со всеми вытекающими. Американцы прекрасно знают, что делают, и рассчитывают, что раз уж не получилось помешать прокладке газопровода, то они будут ставить палки в колеса на каждом последующем этапе до тех пор, пока европейцы не поймут, что издержки гораздо выше, чем потери в случае отказа от проекта.
Дело, конечно, не только в «СП-2». Если говорить конкретно о Германии, то, к примеру, у Volkswagen с 2011 года существует совместный проект с попавшей под последнюю волну санкций «Группой ГАЗ» по сборке автомобилей Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Yeti в Нижнем Новгороде. «Группа ГАЗ» реализует также совместный проект с концерном Daimler AG по выпуску автомобилей Sprinter.
А тот же Siemens испытывает проблемы из-за скандала с поставкой в Россию турбин. А столь же привлекательного рынка, как Россия, у немецкого концерна нет и не предвидится.
Контракт Volkswagen с «группой ГАЗ» действует до 2025 года. Даже если представить себе, что американцы подобреют и разрешат не распространять санкции на действующие соглашения, их придется рано или поздно продлевать, а тут уже санкции. И без вариантов.
И кто его знает, какие там еще будут санкции к 2025 году?
Кто-нибудь сомневается, что они будут и намного более жесткие, чем сейчас? Лично я — нет. Напомню, поправка Джэксона — Вэника, возлагавшая санкции на СССР за препятствование иммиграции, просуществовала 38 лет, из них 21 год уже после распада Союза.
А уже через два года началась новая санкционная война, еще более жесткая. Учитывая тот факт, что все началось с Крыма, который Россия не отдаст ни при каких обстоятельствах, и предыдущий исторический опыт, согласно которому Америка снимает санкции лишь через четверть века после устранения повода для их введения, то нужно понимать, что санкции — это навсегда.
Во всяком случае, до тех пор, пока американские элиты не осознают, что этот способ коммуникации с теми, кто не желает играть по их правилам, — не самый продуктивный. Или до тех пор, пока американская экономика перестанет быть номер один в мире и оказывать чудовищное влияние на экономики других стран мира. Прямо не знаю, какого из этих двух событий ждать раньше и ждать ли в обозримой перспективе.
Европейские союзники США попали в финансовую зависимость от Вашингтона еще 70 лет назад. Сегодня американцы вынуждены применять весь арсенал средств, чтобы удержать санкционное единство, которое буквально трещит по швам.
Тут и золотой запас Германии и не только, и зонтик НАТО, о необходимости платить за который Трамп очень любит напоминать (не так давно он заявил Меркель о намерении истребовать с нее 375 млрд долларов). На территории Германии, напомню, находятся 172 американские военные базы, согласитесь, хорошее начало для разговора американского президента с немецким канцлером, когда последний придет о чем-то просить.
В самом деле, с чего это немецкие предприниматели решили, что сейчас Меркель придет к Трампу просить его освободить их от санкций, а он скажет: «О’кей, ноу проблем!»
Да с чего бы? Так ведь если даже так сделать, другие сразу тоже захотят себе таких же привилегий.
Санкции задумывались и вводились не для того, чтобы какая-то одна страна их не выполняла. Тем более Германия — крупнейшая экономика Евросоюза.
Что немцы могут предложить взамен?
Ну, например, они могут предложить поддержать США в экономической войне против Китая. И уже, кстати, предложили. Все тот же WSJ пишет, что Евросоюз готов поддержать США в торговой войне против Китая, если Вашингтон гарантирует, что европейские страны не попадут под действие американских тарифов на сталь и алюминий. По данным издания, ЕС готов предложить США снизить тарифы на ввоз американских автомобилей, комплектующих, промышленного оборудования, сельскохозяйственных продуктов и лекарств, а также взять на себя обязательство «объединить силы с США в противодействии тому, что обе стороны считают недобросовестными торговыми практиками Китая».
Но это не считается. Это ж они взамен на нераспространение пошлин просят. Тут уж что-то одно: или пошлины, или антироссийские санкции. Или они и того, и другого захотели? Правильно пишет WSJ, разговор Меркель с Трампом обещает быть тяжелым.
И, полагаю, предсказуемо, просьбы Меркель останутся без ответа.
Нет, правда, на что она рассчитывает? И еще одно: она не в курсе, что, подписав в прошлом году CAATSA, президент США лишил себя возможности отменять санкции? Теперь это может сделать только Конгресс, так что не того убеждать едет фрау Меркель. Старушке, если она хочет добиться успеха, нужно не в Белый дом, а в Капитолий, там встать на колени и слезно попросить за «Фольксваген», за «Даймлер» и за «Сименс». Только вряд ли это будет услышано, американские конгрессмены избраны для того, чтобы отстаивать и лоббировать интересы «Форда» и «Крайслера».
Если кто не в курсе, американские санкции — это не только инструмент давления на Россию, но и на Европу. Они убивают сразу трех зайцев: не дают Европе и России создать независимое от США экономическое пространство, ослабляют экономику России, выгоняют ее с рынков, где США не хотят видеть конкурентов (нефть, газ, оружие), заодно бьют по конкурентам из ЕС. И вот Меркель собирается просить помочь этим самым конкурентам. Наивно.
Единственным способом для Меркель освободить собственный бизнес от изнурительного ярма антироссийских санкций является просто взять и отказаться от них. Но это чревато, очень чревато. Пожалуй, опаснее тех мер воздействия, которые могут оказать на федеральное правительство Volkswagen, Daimler и Siemens вместе взятые.
А ведь федеральное правительство по итогам последних выборов чувствует себя слишком неуверенно.
Впрочем, не только в Германии столь нестабильная ситуация, и вовсе не она является слабым звеном, судя по шевелениям Вашингтона.
К примеру, недавно зашевелился спецпредставитель США по Украине Курт Волкер, предупредивший о серьезных последствиях отказа от антироссийских санкций Италию. Казалось бы, причем тут вообще Волкер? Почему такие заявления делает не Госдеп или Минфин, а представитель администрации США по Украине? Может, потому, что санкции начались как раз с Украины? Хотя, скорее, все же потому, что это всего лишь первое предупреждение, и его можно озвучивать кому попало. Вот последнее будет озвучивать уже Помпео, Мнучин или сам Трамп.
Вашингтон опасается, что, если глава «Лиги Севера» Маттео Сальвини возглавит новое итальянское правительство, он может поставить вопрос о выходе из санкционного режима.
Конечно, обещать — не значит жениться, Трамп тоже много чего наобещал. Но можно вспомнить, какая паника охватила тех, кто выступал против, когда он выиграл выборы. Трампа в итоге удалось «спеленать», удастся ли «спеленать» Сальвини?
Впрочем, не будем делить шкуру неубитого медведя. Неизвестно, как поведет себя Сальвини, если станет премьером. Но факт есть факт: в Италии на выборах победили противники глобализма, стало быть — противники антироссийских санкций, и с ними придется считаться, кем бы ни был глава правительства.
Понятно, что Италия одна снимать санкции не будет — за это ее могут покарать, к примеру, лишить статуса привилегированного партнера. Да и не может одна страна снять санкции в обход всего союза.
Но вот Италия, Австрия и Германия, Венгрия — это уже сила. Тем более что за их спинами стоит не горстка фермеров, разорившихся из-за невозможности продавать пармезан в Россию, а крупнейшие европейские государствообразующие предприятия.
Тем более что 1 мая истекает отсрочка, предоставленная Европе по стали и алюминию, любезно предоставленная Трампом, чтобы понаблюдать за поведением союзников. Согласитесь, угроза хотя бы частичного выхода из санкционного режима, если Трамп решит-таки обложить Европу пошлинами, может стать неплохим аргументом для спора.
А отсюда два выхода: либо американский Минфин пойдет навстречу Берлину и позволит сохранить действующие контракты с попавшими под санкции компаниями на определенный период времени. Либо Трамп решит, что Меркель вконец обнаглела и придумает, как еще больше осложнить жизнь европейцам.
Впрочем, напомню, что вопрос новых санкций, а тем более снятия старых, будет решать далеко не Трамп, который и о новых-то узнает по телевизору…
Источник: ren.tv
Автор: Дмитрий Родионов
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции