В Анкаре разразится новый "майдан"? Павел Шипилин о предвыборных раскладах в Турции

14 мая в Турции пройдут президентские и парламентские выборы, которым суждено стать, возможно, самыми важными в современной истории государства.

14 мая в Турции пройдут президентские и парламентские выборы, которым суждено стать, возможно, самыми важными в современной истории государства.

Грядущее голосование будет непростым испытанием для действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, вот уже 20 лет находящегося у власти. Страна переживает тяжелейший экономический кризис, который усугубило недавнее разрушительное землетрясение, унесшее 50 тысяч жизней и лишившее крова два миллиона человек. За несколько дней до голосования действующий президент не только отстал по рейтингам от оппозиционного кандидата Кемаля Кылычдароглу, но и был вынужден прервать предвыборную кампанию из-за внезапного недомогания.

На финишной прямой турецких выборов возник неожиданный скандал из-за России. Кандидат в президенты от оппозиции по имени Кемаль Кылычдароглу обратился к "дорогим русским друзьям" с обвинениями, что они стоят за монтажом, заговорами, контентом deepfake и записями, которые вчера были разоблачены в Турции.

Однако это обвинение кажется странным и безосновательным, и непонятно, что конкретно имел в виду турецкий политик. Скорее всего, ему не понравился клип, который демонстрировал на митинге президент Эрдоган: предвыборный ролик Кылычдароглу был изменен таким образом, что за его спиной стояли террористы из запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Предвыборную ситуацию в Турции в беседе с Новороссией обсудил политолог Павел Шипилин.

"Ситуация следующая. По разным вопросам Эрдоган и его главный оппонент Кемаль Кылычдароглу имеют примерно равное количество голосов. Дело в том, что на днях Кылычдароглу позволил себе выбор против России, обвинив её во вмешательстве в выборы.

Этот выпад существенно поубавил ему очков, потому что в общем и целом обе избирательные стороны относились к России благосклонно. Антиамериканские настроения там сильны, и если бы Кылычдароглу позволил себе выбор против Америки, то это прошло бы нормально.

Турки как бывшие имперцы ощущают себя достаточно уверенно и суверенно. Они, как и мы, сторонники суверенитета своей страны, тем более что Америка существенно испортила им жизнь, особенно в плане экономики. По крайней мере, в этом убежден электорат Турции", — прокомментировал собеседник агентства.

"Поэтому этот выбор Кылычдароглу вызвал недоумение у избирателей, — продолжает спикер. — Предполагалось, что политик Мухаррем Индже, который снял свою кандидатуру за несколько дней до выборов, выйдет на митинге на стороне Кылычдароглу. Он вроде как хотел прийти и передать свои голоса именно Кылычдароглу, что позволило бы противнику Эрдогана одержать победу в выборах в первом туре. Теперь же этот расклад становится неясным". 

"Ситуация довольно подвешенная, и непонятно как всё сложится. Что касается нас? До недавнего времени мне было почти всё равно, потому что Эрдоган и турецкое окружение, которое сформировалось вокруг него, более-менее прагматичны и нормально относятся к России. Элита довольно цинична, как и элита всех стран мира. И нас это в целом устраивает, нам нужны прагматичные отношения с любой стороной.

Например, с политической элитой Германии прагматичных отношений не складывается, они готовы выполнять указания Вашингтона, а Эрдоган не раз показывал своеволие", — высказал свое мнение политолог.

Эксперт напоминает, что команда Кылычдароглу уже объявила, что не поверит в проигрыш своего кандидата. Поэтому, судя по всему, готовится "майдан", и если всё-таки Эрдоган выиграет, то оппозицию не устроит это. Но мы должны отдавать отчет, что Эрдоган не Янукович, поэтому у меня на этот счет больше спокойствия.

"Мне больше нравится вариант с победой Эрдогана, потому что мы уже привыкли и научились просчитывать эту элиту, нашли к ним подход. Хоть они и не всегда считаются с интересами России, с ними очень удобно работать, и взаимоотношения с ними уже давние.

После своего антироссийского выпада Кылычдароглу больше прояснил свою позицию, и, судя по всему, с ним очень плотно работали американцы. Если после того, как он станет президентом, пересмотрит свою позицию, то тогда нам всё равно кто будет. Ситуация меняется буквально каждый день, а последние два дня она будет меняться каждый час, поэтому дать точный прогноз исхода будет крайне сложно", — резюмировал Павел Шипилин.

Подготовил Александр ИВАЩЕНКО

Новости партнеров