В ОБСЕ узнали о государственном терроризме в отношении крупнейшей религиозной группы на Украине
В качестве главы ОО «Украинское землячество» ваш покорный слуга вместе с председателем Союза православных братств Украины Валентином Лукияником, советником по правовым вопросам Киевской митрополии УПЦ (МП) Олегом Денисовым, писателем Яном Таксюром и правозащитницей Викторией Юхимец встрет
В качестве главы ОО «Украинское землячество» ваш покорный слуга вместе с председателем Союза православных братств Украины Валентином Лукияником, советником по правовым вопросам Киевской митрополии УПЦ (МП) Олегом Денисовым, писателем Яном Таксюром и правозащитницей Викторией Юхимец встретился в Киевском офисе ОБСЕ с региональным наблюдателем по соблюдению прав человека на Украине Фернандо Инахарой.
Мониторинговую миссию заинтересовали случаи гонений на УПЦ (МП), принимающие всё более насильственный характер. И, по-моему, нам удалось убедить представителя ОБСЕ в том, что это не случаи, а практика. Давно отработанная и широко применяемая. Но буквально в последние дни перешедшая на качественно новый уровень.
Прямо сейчас продолжается очень жёсткое, доходящее до кровопролития противостояние в Коломые (райцентр Ивано-Франковской обл.), где униаты захватили очередной православный храм. Новизна положения не только в том, что парохи (так украинские униаты называют своих настоятелей) благословляли насилие, да и сами были замечены в рукоприкладстве и грязной ругани.
Как пояснил Олег Денисов, если в 2014-2016 гг. правонарушения, связанные с захватами и поджогами храмов, носили «общеуголовный характер» (например, избиения верующих или проникновение в частную собственность, включая дома священников), то благодаря безнаказанности этих преступлений и трём годам целенаправленной антиправославной пропаганды в СМИ и на площадях, можно констатировать признаки терроризма: «Служители «УГКЦ» (униатской «Украинской греко-католической церкви», — Д.С.) теперь открыто призывают к захвату собственности канонической Церкви и изгнанию православных священников с территории Галичины. Свои призывы они публикуют в сети». Примером тому вполне может служить список «невозвращённых ещё» в унию храмов «Теропольско-Зборовской архиепархии», который выложил в сети капеллан «Правого сектора».
«В «УГКЦ» не скрывают, что захватили храм в Коломые незаконно, — продолжает перечислять признаки терроризма г-н Денисов. — Существует заявление «Коломыйской-Черновецкой епархии УГКЦ» о том, что они попросту «не могут отказаться» от храма в Коломые, законными пользователями которого является УПЦ (что подтверждено решением суда). Захватчики храмов отрыто демонстрируют оружие, вплоть до автоматов Калашникова, избивают людей в присутствии полиции. Кроме того, характер захвата храма в Коломые показывает, что совершившая его группа очень хорошо структурирована и организована».
В подтверждение тезиса о переходе на совершенно новый уровень правового нигилизма говорит и то, что буквально через три дня после захвата храма в Коломые депутат уже Луцкого горсовета призвал захватывать храм УПЦ, даже осознавая, что такие действия являются незаконными: «Я предлагаю всем фракциям, всем депутатам, давайте заберем этот храм. Возможно, это не совсем законно, но давайте все выйдем на митинг, соберем активистов».
Военизированные организации, силами которых осуществляются захваты храмов, в нарушение закона публикуют фотографии защитников храмов (в том числе адвокатов коломыйской православной общины Денисова и Юхимец), номера их транспортных средств, призывая к преследованиям как сторонников Московского патриархата. В глаза же прилюдно заявляют: «Мы вас расстреляем только за то, что вы из УПЦ (МП)».
По словам Виктории Юхимец, власти сотрудничают с этими организациями (например, привлекают к подготовке совместных мероприятий). Поэтому правоохранительные органы регистрируют правонарушения только в том случае, если те приобретают резонанс (что, с учётом крайне антиправославной настроенности западноукраинских СМИ, также весьма проблематично)… Но и регистрация преступления в таком случае не является гарантией начала его расследования. Более того, преступление даже после регистрации (например, занятие храма канонической церкви захватчиками) зачастую не пресекается, как это положено по законодательству, а «консервируется»: в лучшем случае на захваченные храмы суд накладывает арест «до выяснения», чей он. Это такая форма «компромисса», при котором православные уже не имеют возможности служить в церкви.
Только на западе Украины в последние три года было захвачено 40 храмов и совершено 25 поджогов православных церквей. По всей Украине сегодня захваченных церквей около пятидесяти. Это без учёта арестованных по суду и разрушенных на этапе строительства. Не ограничиваются западными областями и поджигатели. Травмы же защитников храмов (включая такие, как проломы черепа и переломы конечностей) статистике пока не поддаются. При этом — ни одного факта раскрытия преступлений.
Почему, рассказала Юхимец. В той же Коломые члены зарегистрированной украинской властью общественной организации похитили и вывезли в лес 14-летнего сына прихожан захваченной православной церкви. Там его раздели догола и вырезали ножом на спине буквы «УП». Очевидно, «Ц» не успели дописать по причине, которая пока не разглашается следствием. Возбуждённым «по факту… хулиганства»! Родители также настолько запуганы садистами, что отказываются давать показания.
«Мы обращались ко всем представителям власти вплоть до руководителя МВД области и прокурора Коломыи, — говорит правозащитника. — У всех один ответ: они не могут воздействовать на эти организации, поскольку они состоят из «ветеранов АТО». Но если им не в состоянии противоборствовать правоохранители, то как могут противостоять жители Коломыи?»
«Все эти правонарушители известны, — подчёркивает Олег Денисов. — Это служители «УГКЦ», «атошники», уголовники. Но на публичные призывы террористического характера отсутствует реакция государственных органов. Митрополия обращалась к руководителям правоохранительных органов, также и все общины всегда пишут заявления в полицию, но за все эти годы ни одно лицо не было привлечено даже к административной ответственности, несмотря на все выигранные нами суды. Поэтому, поскольку Церковь прошла все внутригосударственные уровни правовой защиты, нам остаётся обращаться только к международному правосудию и правозащите».
О сотрудничестве власти с «патриотическими» организациями в общенациональном масштабе рассказал Валентин Лукияник. Так, к примеру, когда в Киеве или в областных центрах, православным общественным организациям требуется провести всеукраинский съезд или областное собрание или мероприятие, о поданной на него заявке в органы местного самоуправления мгновенно становится известно лидерам националистов. Сразу же идут угрозы либо дирекции заведения, согласившейся предоставить в аренду зал, либо — задним числом — появляется «более ранняя» заявка на проведение националистической акции в том же месте и в то же время.
Следует сказать, что организации-захватчики, название которых пока избегают называть наши юристы, нередко являются структурами тех же правоохранительных органов. Так, с угрозами накануне поджога стройматериалов, крушения фундамента и избиения защитников строящегося храма в г. Николаев обращались к православной общине представители спецподразделения МВД «Азов».
В Тернопольской области наряду с боевиками «Правого сектора» в захвате храма участвовал территориальный батальон МВД «Тернополь». «Против женщин и безоружных мужчин использовались дубинки и слезоточивый газ, — сообщал управделами УПЦ (МП) митр. Антоний. — Зафиксированы переломы конечностей и травмы головы».
До сегодняшнего дня пребывает в коме Анатолий Борисенко, жестоко избитый на территории Преображенского кафедрального собора г. Сумы в октябре 2015 года.
«Этот пример циничной безнаказанности является свидетельством неспособности власти защитить своих сограждан», — отмечают в Сумской епархии. Преступник — военнослужащий Нацгвардии Украины (также входящей в структруру МВД), который был задержан, в настоящее время находится на свободе, несмотря на то, что его вина доказана в суде.
МВД Украины имеет самое прямое отношение и к антиконституционной деятельности сайта «Миротворец» — публичной базы личных данных граждан (включая домашние адреса), которых создатели и руководители сайта (советник министра МВД, секретарь Комитета ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, член постоянной делегации ВР в Парламентской ассамблее ОБСЕ (!) Антон Геращенко и замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (тоже «работа по профилю» Георгий Тука) считают врагами Украины.
Напомним, буквально через день после публикации адресов писателя Олеся Бузины и политика Олега Калашникова они были убиты — один в собственном подъезде, другой — у входа в подъезд. Одна из недавних публикаций сайта — личные данные наместника Почаевской лавры. Авторы записи ссылаются на открытое письмо наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополита Почаевского Владимира, опубликованное 14 декабря 2015 года, в котором Владыка заявляет, что «убеждать нужно не силой оружия, а силой слова». Террористы из «Миротворца» также вменяют Владимиру «отрицание российской агрессии, внедрение в общественное сознание мыслей о том, что украинским властям выгодны боевые действия, что на Украине идет «гражданская война»».
И на следующий же день непризнанный т.н. «Киевский патриархат», также преуспевший в захватах храмов канонической Церкви, поощрил «Миротворец» «иконой» с названием-намёком «Всевидящее око».
(Кстати, о том что автор данных строк также внесен в открытую базу данных «Миротворца», представитель ОБСЕ также в курсе — пишу это, чтобы у члена постоянной делегации ВР в Парламентской ассамблее ОБСЕ дурных мыслишек поменьше возникало.)
Принимали «силы правопорядка» и в блокировании православных — в нарушение прав человека на свободное передвижение и на свободу слова и мирных демонстраций — в День Победы 2016 г. Тогда Крестный ход, который должен был влиться в марш «Бессмертного полка» формировался у Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Но уже на выходе из монастыря верующие вдруг обнаружили пред собой запертые на все засовы ворота и три ряда полицаев в полной экипировке.
После безуспешных попыток пояснить начальству СБУ, что действия стражей «закона» — вопиющее нарушение прав человека, глава СПБУ Валентин Лукияник дал команду просачиваться из Лавры поодиночке, чтобы собраться уже вместе на молитву в Парке Славы. Однако закрытыми оказались все ворота т.н. верхней лавры. А снаружи «оцепление» было усилено добрым десятком огромных полицейских автобусов. В конце концов, нижний заслон был относительно успешно прорван. Относительно, потому что к моменту усиления наряда за пределами запертой уже калитки оказалось около сорока верующих. И это не считая просто прихожан и священников, которые возвращались со службы в Трапезном храме. Одна молодая женщина оказалась разделённой решёткой со своей дочуркой, и это зрелище, особенно на фоне полицаев очень напоминала картины Великой отечественной войны. Победа, в которой и отмечалась в этот день на Украине…
А руководителю Крестного хода в честь Дня Победы в преддверии 9 мая сожгли квартиру. Без крова остались они с женой и двумя школьницами-дочерьми. «Вероятно, кинули что-то в окно, когда никого не было, — пояснял соратник СПБУ лидер «Славянской партии» Александр Лузан. — У него второй этаж. И кинуть что-то в окно нет проблем. Как показал осмотр пожарной службы, включенных электроприборов не было. Самовоспламеняющихся веществ тоже. И что тогда там загорелось? Стационарный телефон? Лукияник собирался проводить крестный ход на День Победы с молитвой у вечного огня на могилах героев Великой Отечественной… Никто, кроме Лукияника, не может вывести в Киеве несколько тысяч».
В преддверии Крестного хода Лукияник отказался встречаться с СБУ, куда его «настоятельно приглашали» на беседу. А после Дня Победы уволили с работы. Директор клиники «Феофания» (входящей в систему Госуправления делами, где Лукияник 30 лет проработал в качестве одного из ведущих реаниматологов) не скрывал, за что смещают Валентина Борисовича: «Ваши политические взгляды не позволяют вам оставаться в нашей системе».
Те же базовые права человека были попраны и при запрете Крестных ходов в Борисполе (в 2016 г.) и в Сумах (в 2017 г.). «Исполком не имел права запрещать нам проведение Крестного хода, тем более что мы и не просили его разрешения, — пояснил архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий. — Согласно закону, мы просто поставили мэра в известность о богослужении».
Отдельного разговора заслуживает политика вмешательства государства во внутреннюю жизнь церкви — от её внутреннего устройства до выработанной тысячелетиями служебной практики.
Очень важную тему, также невместимую в формат общей статьи поднял Ян Таксюр — о роли украинских «СМИ», которые побуждают «патриотическую общественность» к новым захватам и о безнаказанности целенаправленного разжигания ненависти, беззакония и произвола.
Однако и приведенного в данном материале достаточно для того, чтобы неправительственная организация «Общественная правозащита», имеющая особый консультационный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН приступила к анализу деятельности украинской власти согласно международным критериям профилактики геноцида. По мнению руководителя организации Олега Денисова, характер и количество преступлений по отношению к верующим УПЦ (МП), риторика ненависти в медиа указывает на наличие условий для геноцида по религиозному признаку. Как минимум — религиозного меньшинства в отдельном регионе Украины.
Дмитрий Скворцов
Источник: alternatio.org
Мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции